Храм христа спасителя. история кафедрального собора

Возведение храма Христа Спасителя

Несмотря на критику в 1965 году за разрушение собора, провозглашенную первым советским космонавтом Юрием Гагариным, только в конце 1980-х годов, члены общества и Русской Православной Церкви Московской столицы встретились, чтобы обговорить план реконструкции храма.

Инициатива получила поддержку первого президента России Бориса Ельцина, а также Мэра Москвы Юрия Лужкова, и в начале 90-х годов, с полного благословения Русской Православной Церкви, были собраны государственные средства, а также помогли взносы частных фондов и пожертвования.

Однако в разгар экономического кризиса возникли разногласия по поводу бюджета стройки. Подсчитано, что почти 200 миллионов долларов поступили из государственных фондов для реконструкции здания.

Новый собор построен по оригинальному проекту Константина Тона, и по возможности адаптирован к самым передовым технологиям конца двадцатого века, соответственно он был построен гораздо быстрее, чем в девятнадцатом веке.

Работы начались в 1995 году, и Храм Христа Спасителя был вновь освящен в 2000 году в торжественной церемонии, проведенной 19 августа Патриархом Алексием II. День освящения совпал с днем Преображения Господня.

Похороны Бориса Ельцина в 2007 году проходили именно в этом храме, и стали первыми государственными похоронами в церкви со времен царя Александра III в 1894 году.

Кроме того, это еще и место паломничества. Подсчитано, что ежегодно более миллиона человек посещают собор, чтобы поклониться мощам святого Николая, покровителя России.

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя выделяется своим каменным фасадом из белого мрамора, четырьмя колоннами, а также пятью золотыми куполами, самый высокий из которых достигает 103 метров. Они видны и заметны из многих точек города. Храм вмещает около 10 000 человек.

Осмотреть храм изнутри можно менее чем за час, это будет зависеть от вашего интереса к истории и религиозным памятникам. Внутреннее убранство этого величественного храма сделано из гранитных каменных плит всех цветов и возможных тонов. Акцент в храме сделан на иконах, хорах и колокольнях. Также внутри находится великолепный иконостас.

Кроме того, храм разделен на несколько часовен и галерей, и имеет порталы различной величины. Пространства собора напоминают в своих образах и скульптурах подвиг русских солдат в Отечественной войне 1812 года, а также тех, кто отдал свою жизнь за Россию.

Задерем подол России-матушке!

После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.

Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!». Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.

Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт. Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.

Архитектурные особенности и внешнее оформление храма

Храм Христа Спасителя считается самым большим церковных зданием в России, потому он может вместить около 10 тысяч верующих. Здание храма похоже на равноконечный крест. Его ширина превышает 85 м. Сооружение имеет высоту 103 м, при этом барабан поднимается на 28 м, а купол вместе с крестом уходит ввысь на 35 м. Стены здания достигают толщины в 3,2 м.

Декор фасадов состоит из двух рядов горельефов, сделанных из мрамора. Входные бронзовые двери украшают лики святых. В целом здание удалось восстановить максимально приближенным к старинному оригиналу. И это не удивительно, ведь его строительство велось по чертежам и рисункам, созданным в XIX и XX веках.

Тем не менее, некоторые отличия между постройками всё же имеются. Так, новое здание получило 17-метровую стилобатную часть (цоколь), где нашлось место трапезным, помещениям для технических служб, церкви Преображения, музею и двум залам, в которых проходят Церковные Соборы и совещания Священного Синода. При отделочных работах строители применили панели из мрамора и красного гранита.

Входные порталы храма

Воскрешение

В 90-ые годы прошлого столетия появилось ассоциация возрождения Храма Христа Спасители, и начались разрабатываться планы, эскизы, и собираться денежные пожертвования на воскрешение исторически значимого и православного культурного центра.

Деньги были собраны, можно сказать, всем миром.

И в 1994 году были заложены первые работы по возведению из пепла старинной святыни.

Вид будущего Храма планировалось воссоздать таким же каким он был до снесения — в стиле собора для обетов Господу во славу победы над Наполеоном. Правда многие элементы были заменены или изменены современными художниками и скульпторами, и ценители считают, что новый Храм много уступает в красоте и великолепии своему оригиналу.

Внутренняя отделка осталась в духе памяти сложившим головы в боях за Отчизну 1812 года.

Новое здание собора освятили в середине1996 года, и отслужили первую службу. В канун нового 2000 года, завершенный собор официально открыли для посещений. Торжественные Рождественские службы 2000 года также проводились в новом соборе Москвы.

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

Пожар Европы: что символизирует сгоревший собор Парижской Богоматери

Один из символов христианской цивилизации практически уничтожен

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

Фото: commons.wikimedia.org

Портрет Константина Тона кисти Карла Брюллова

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым…

Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы

Автор проекта здания Ярославского вокзала так и не получил диплома архитектора

Краткая история

Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин.

Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.

Вид на храм с Большого Каменного моста

В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.

Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу.

Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.

Вид храма с Москвы реки

В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.

С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили.

Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.

Вид храма с Патриаршего моста

В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.

Неподдающийся

Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры. По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.

Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу. Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.

Уничтожение

В 30-х годах прошлого века постановлением Центрального исполнительного комитета Советского союза, собор снесли.

Это было сделано в связи с перестройкой города, и на месте бывшего собора был возведен Дворец Советов.

В спешном порядке собор разобрали, но основание пришлось взорвать, и в течении полутора лет еще проводились работы по разбору завалов, а отделка с собора применилась к облицовке фасада Совета труда и на станции метро.

Но возведение Дворца Советов не закончилось — пришла Вторая мировая война. И металлоконструкции пошли на изготовление заградительных установок. После войны, Дворец Советов не стали возводить, а в 60-ых годах здесь открылся бассейн «Москва», стоявший там до середины 90-ых годов.

До революции

Очень быстро собор стал популярным местом для проведения различных мероприятий из мира культуры и просвещения

Именно здесь впервые звучала музыка Чайковского, сочиненная во славу победы над наполеоновской армией, пел Шаляпин и Розов. Хоровое исполнение считалось наилучшим в столице.

Здесь короновались монархи, государственные празднования отмечались широко. Библиотечный фонд церкви поражал богатством и ценностью, всех желающих водили на экскурсию.

С утверждением революционного правительства, церкви перестали получать дотации от государства. И существование собора продолжилось только на пожертвования православных, достаточных, чтобы провести электрификацию, хора и читальни, даже для ремонта.

В 1922 году, в мае было создано Высшее церковное управление, но верующие собора не примкнули к управлению, и тогда оно обратилось к властям с прошением, в котором деятельность собора называлась антиреволюционной. И с того момента в соборе обосновались новые управленцы.

История храма Христа Спасителя

История собора начинается в 1812 году, после победы русских войск над французской армией Наполеона.

Царь Александр I хотел, чтобы в Москве был воздвигнут храм Христа Спасителя в честь тех, кто сражался и погиб в Отечественной войне 1812 года, как дань уважения и как знак благодарности за самопожертвование русского народа. Он также был возведен как исторический памятник.

Однако после некоторых исторических обстоятельств, только в 1839 году, уже во времена царя Николая I, был заложен первый камень.

Храм был заказан у престижного и подготовленного архитектора, уроженца Санкт-Петербурга. Он попытался в больших масштабах увековечить русскую национальную традиционную церковную архитектуру. Храм строился в течение почти 44 лет, между 1839 и 1883 годами. В 1883 году строительство было завершено и храм открылся для богослужения.

26 мая 1883 года, накануне коронации царя Александра III, храм был впервые освящен. Самый большой купол собора был позолочен новой техникой того времени — золотым гальваническим покрытием.

На этой фотографии можно увидеть внешний вид собора летом 1931 года перед тем как его снесли:

Разрушение храма

После Русской революции 1917 года, которая включала в себя религиозные гонения, закрытие и снос храмов, в период прихода Сталина к власти, было приказано снести храм Христа Спасителя с помощью взрывчатки. Это событие произошло в 1931 году и остались наглядные свидетельства этого взрыва:

На этом же месте Сталиным был спроектирован во славу СССР  Дворец Советов, роскошное мега-здание, должно было стать самым высоким зданием в мире высотой 415 метров. Статуя Ленина высотой 100 метров должна была быть установлена на вершине этой сталинской высотки.

Позже, между 40-ми и 50-ми годами, в Москве были построены «Семь сестер», семь больших небоскребов, которые были частью сталинской архитектуры.

После разрушения собора в 1931 году потребовалось почти полтора года, чтобы разобрать остатки после взрыва. Только в 1937 году начались работы по строительству Дворца Советов, прерванные немецким вторжением в 1941 году во время Второй мировой войны.

Колоссальное здание так и не увидело свет, в основном из-за нехватки средств. Часть мрамора собора впоследствии была использована для ближайших станций Московского метрополитена.

Наши дни

С началом 2000-х годов Российская Православная Церковь постановила канонизировать некоторые святыни, и возобновить отношения с Русской Православной Церковью за рубежом, о чем вышло постановление. Через 4 года здесь отпевали скончавшегося Патриарха Алексия. За чем последовало избрание нового Патриарха — Кирилла.

В дни нашей современности многострадальный Храм является главной церковью, в которой отпеваются все великие люди современности. Многие известные писатели, артисты, певцы и правители государства приняли упокоение души в этом соборе.

В 2012 году в Храме являющимся воинской церковью, состоялись празднования в 200 лет со дня победы над Наполеоном.

Именно здесь был совершен печально известный факт вандализма 2012 года, когда панк-группа Pussy Riot, попрала все святыни православной веры, совершив непристойное выступление в главном храме столицы. Действия скандальной группы встретили негативную реакцию общества, и были пресечены полицейскими нарядами. В дальнейшем состоялся суд, в результате которого скандальные музыкантши отбывали тюремный срок.

И весной того же года Храм стал местом молебнов о защите веры, попранных святынях, славного имени Российской Православной церкви, и о наставлении на путь истинный ее врагов. Молебен собрал более 60 тысяч человек.

На сегодняшний день Храм Христа Спасителя является главной церковью Москвы, и привлекает к себе как верующих, так и обычных посетителей, желающих увидеть собор с такой не простой и неоднозначной судьбой.

Правила посещения храма

Как и в других храмах из уважения к религиозной традиции, необходимо соблюдать некоторые важные правила:

  • Одежда: мужчины не могут войти в шортах. Женщинам рекомендуется надевать на голову платок или палантин (на всякий случай возьмите их с собой в сумку). Плечи должны быть прикрыты, как у мужчин, так и у женщин. Не рекомендуется носить одежду с декольте и мини-юбки.
  • Мессы: посещение православного храма туристами и блуждание по нему во время религиозной службы является дурным тоном. Литургия очень тихая, медитативная, сосредоточенная и ритуальная, поэтому необходимо соблюдать тишину в храме. Также не следует забывать, что верующие всегда стоят вместе во время службы.
  • Фотографирование внутри не допускается.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 401 times, 1 visits today)

«Был храм, потом хлам, теперь — срам»

Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.

К7

Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года

Фото: ТАСС

О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.

Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.

Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.

К8

Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год

Фото: РИА Новости/Александр Поляков

Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.

Восстановление главного кафедрального собора России

Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.

Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма

Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.

На территории кафедрального собора есть столовая, конференц-зал и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего «панк-молебна» они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.

  • Как на Руси относились к беременным женщинам
  • 25 любопытных фактов о происхождении привычных фраз и выражений
  • Почему русский Монте-Кристо Политковский покончил с собой
  • Может ли монах вернуться к обычной жизни?
  • Кыштымская ядерная катастрофа: о чём долгое время молчало правительство СССР
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector