Хазарский каганат: история образования и существования

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

[править] Хорезмийцы в Хазарии

Известно, что хорезмицы-мусульмане проживали в Хазарии. Они были наёмниками в хазарской армии. Численность этих наёмников хорезмийцев достигала 12 тысяч солдат. Они имели своего военачальника, свои суды, и своего визиря.

Согласно Масуди, «царская армия» Хазарии состояла из мусульман, «бежавших из области Хорезма. Давным-давно, после обращения в ислам, на их землях была война и эпидемия, и они обратились с просьбой об убежище к хазарскому царю… Когда царь хазар воюет с мусульманами, они держатся в его армии отдельно и не нападают на своих единоверцев».

То, что хазарская армия состояла из мусульман является преувеличением, которому сам Масуди противоречит несколькими строками ниже, когда говорит об «обособленности» мусульманского контингента в хазарской армии.

Ибн Хаукаль говорит о том, что «в свите царя 4 тысячи мусульман, и на службе у него 12 тысяч воинов».

Масуди называет эту гвардию Ал-ларисия. Видимо, это остатки аорсов-алан, обитавших, по словам Бируни, в нижнем течении Амударьи.

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты. В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события известны, как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

Ромеи сами славились коварством, но даже для них подобное предательство было чрезмерным. И император Ираклий II предложил иудеям покинуть страну. Это произошло в середине VII века. Византийские иудеи отправились не куда-нибудь, а в Хазарию, где уже обосновались иудеи-маздакиты. Таким образом, в VII веке «смертельные враги» иудеи-маздакиты и иудеи-антимаздакиты воссоединились в пределах Хазарии, захватили власть и создали первое в мире паразитическое государство – Хазарский каганат.

Описание событий

По разным версиям мог быть один масштабный поход на Хазарский Каганат в 965 году, либо состоялись несколько походов, один на Саркел в 965 году и еще один в 966-967 или 968-969 годах, когда была разрушена столица Хазар город Итиль.

(подробнее о версиях хронологии восточных походов Святослава см. соотв. статью)

Поход Святослава на хазарский каганатХуд. Е. Штыров

Версия летописи — хазарский поход 965 года

Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата. Летописец очень кратко описывает события:

Такая трактовка не учитывает данные арабского историка Ибн-Хаукаля, а также возможность причастности хазар к направлению печенегов на Киев для осады города во время отсутствия князя в 968 году.

Вариант направления восточного похода Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 году

Святослав. Разгром Хазарии А.М. Булдаков

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии
и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах
Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем СвятославомХуд. В. Киреев

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царьНовосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230..

Последующие события

О завоевании Тамани в источниках не говорится, однако вскоре после похода там возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.

По сообщению ал-Бируни в трактате «Мас’удовский Канон» (1037), в XI веке Итиль находился в развалинах. Волжская Хазария была окончательно сметена, по-видимому, в середине XI века в ходе нашествия очередной кочевой волны — половцев. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, просуществовавшего до начала XII века. В XII веке на месте Итиля в низовьях Волги существовал город Саксин, среди его жителей упоминаются хазары-мусульмане, но основное население составляли огузы. Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 и 1083 годами в связи с действиями князя Олега Святославича, которого они пленили и выдали Византии
Святослав после боя с хазарамиХуд. С. Покотилов

Итоги и результаты

  • Хазарская крепость Саркел перешла под управлене русов и сменила название на «Белая Вежа».
  • Старая и новая столицы каганата были взяты штурмом и разграблены
  • По одной из версий, именно после походов Святослава на хазар русы начинают присутствовать на Тамани (будущее Тмутараканское княжество)
  • Разгром Хазарского каганата повлёк за собой усиление Волжской Булгарии и других государств, подчинивших себе земли хазар.
  • От власти хазар были освобождены вятичи, перешедшие под покровительство киевских князей.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Святославе Игоревиче
  2. Ибн-Хаукаль, «Книга Путей и Стран»
  3. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230.

[править] Теория хорезмийско-хазарского союза

По теории советского историка Сергея Павловича Толстова, Хорезм и Хазария были тесно связаны между собой.

С.П. Толстов считает, что в Хорезме до 712 года, когда Хорезм был завоёван арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, распространился синкретический иудаизм. Именно еврейский учёные, по мнению С.П. Толстова, возглавили антиарабское антифеодальное восстание 712 года, подавленное арабами. С.П. Толстов сделал вывод, что иудейская религия народа Хорезма была импортирована в Хазарию выжившими иудеями из Хорезма.

В доказательство своей теории С.П. Толстов приводит сообщение Табари, где мятежники фигурируют под именем «хабр» (араб. الحبر, аль-хабр, во множественном числе — аль-ахбар, араб. الاحبار), а это имя и в древнем и в современном арабском, и в частности по словарю Абу Абд аллаха Мухаммеда ал-Хорезми имеет только одно значение «еврейский учёный, учёный раввин».

Разгромленные хорезмийские иудеи, по версии С.П. Толстова, бежали в Хазарию, где синкретический хорезмийский иудаизм становится государственной религией. Булан, первый хазарский царь-иудей, по Толстову, также выходец из Хорезма.

Единство Хазарии и Хорезма Толстов доказывает титулом хорезмшаха Шаушафара: «господин царь благословенный хазарский».

В доказательство своей теории, Толстов приводит также факт хорезмийского происхождения хазарского полководца Растархана, а также тем, в перечне христианских епископских кафедр в составе митрополии с центром в Крыму — в Доросе наряду с кафедрами, находившимися в Хазарии, значится Хвалисская, то есть Хорезмийская кафедра.

С.П. Толстов полагает, что иудейско-зороастрийская религия, пришедшая из Хорезма в Хазарию при Булане, вошла в противоречие с ортодоксальным иудаизмом талмудического толка, установленным Обадией. Это вызвало Гражданскую войну, и бегство кабар, которых Толстов считает халисами, то есть хорезмийцами.

Другой советский историк, Михаил Илларионович Артамонов подверг теорию С.П. Толстова критике. Публицист Лев Николаевич Гумилёв также критически предположил, что «хабр», о которых говорит Толстов, это не евреи, а «джабр», «гебр» — персы-огнепоклонники.

Скепсис Л. Гумилёва и М. Артамонова тем не менее, опровергается некоторыми соображениями. Например, действительно, кабары бежали к венграм, а среди последних известен народ халисы (хвары, хвалисии), которые в 12 в. входили в состав Мадьярского государства. Эти халисы, по венгерской исторической традиции, связаны с хазарами, приглашёнными в Венгрию князем Таксони (-). По сведениям Киннама, халисы были одного вероисповедания с персами и «управлялись законами Моисеевыми, да и то не совсем правильно понимаемыми».

Существует так называемая летопись Бахши Имана «Джафар тарихы». Хотя данная летопись вызывает сомнения, но если она справедлива, то она подкрепляет догадки Толстова, так как утверждает, что иудаизм в Хазарию был принесён еврейкой из Бухары, ставшей женой кагана Айбата.

Кроме того, важно отметить тот факт, что Хорезм действительно имеет связи с евреями. Бухарские евреи издавна жили в Средней Азии, а построение Хорезма приписывался Нарсесу, сыну иранской царицы Шушандухт, еврейке по происхождению

Хазарский царь Иосиф утверждает, что пределы его государства доходили до Хорезма и Гургана, что может указывать на претензии хазар на западную часть современной Средней Азии и Казахстана. По словам Кудамы (9 в.) «границы Хазарии (проходят) от Армении до Хорезма из (областей) Хорасана».

Создаётся впечатление, что связь Хазарии и Хорезма действительно существовала. Недаром, близ Бухары имелось селение Афшана, откуда был родом знаменитый врач Авиценна. Между тем, название Афшана имеет этимологическую связь с родом Ашина, правившим в Хазарии до прихода к власти еврейских царей.

Остатки разгромленных Святославом хазар, по свидетельству ибн-Хаукаля, отступили на «остров Сиях-Кух» (полуостров Мангышлак в Казахстане) под покровительство своих хорезмийских союзников и продолжают существовать в Хорезме на протяжении многих веков в качестве особой этнической группы. Существовало видимо происходящее от этих хазарских эмигрантов, туркменское племя, называвшееся в 17 в. Адаклы-Хызыр, в Адаке, на северо-западной окраине Хорезма, и именуемого сейчас Хызыр-эли.

Сообщение Якута о родстве евреев, хазар и хорезмийцев, также подтверждает концепцию Толстова:

Во всяком случае, теория Толстова объясняет такие факты, как мусульманская армия из хорезмийцев в Хазарии, верная иудейским царям, а также то, что именно в Хорезм обратились за помощью хазары, когда на них напали огузы и русы в 965 году.

[править] История

Говорящие камни: История Хазарии 5

История Хазарии

Маяцкая крепость

Земли города Азова в период существования Хазарского каганата в 8-10 веках н.э.

Павел Ларенок — Хазарский каганат на Нижнем Дону

в 7 веке

С 620-х до 650-х годов Хазария была частью Западно-Тюркского каганата, после распада которого получила суверенитет. От тюрков хазарам достались социальные и политические термины («каган» и др.), а также династия Ашина.

В 684 году хазары подчинили Закавказье, начались Арабо-Хазарские войны. В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708, 709—710 и 713—714 годах арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.

в 8 веке

В начале 8 в. хазары, к тому времени смешавшиеся с горскими евреями, пришедшими на Кавказ (в Дагестане) из Ирана и Армении, стали принимать иудаизм. Лидером иудаизации был хазарский полководец Булан.

В 705 году хазары принимали активное участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 году сослан в Херсон. В 710 году Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.

В 712—722 годах хазары заняли территорию современного Азербайджана и часть Армении. В ответ, наместник халифа в Закавказье Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками совершил поход на хазар, дойдя до их столицы Баланджара, но осада была неудачной.

В 730 году, произошло новое вторжение хазарского войска в Азербайджан, в ходе которого арабы потерпели поражение, а Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками был убит.

732—733 годах Масламе удалось захватить у хазар Баб ал-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на Север против Хазарии привело к неудаче.

В 732 году будущий византийский император Константин V женился на дочери хазарского кагана Ирине Чичак, их сын Лев IV Хазар правил в 775—780 годах.

В 737 году арабы совершили новый поход против хазар во главе с двоюродным братом халифа Марваном ибн Мухаммадом. Марван дошёл до Дона (или Волги) и заставил хазарского кагана подписать мирный договор на условиях принятия ислама.

В 762—763 годах и в 799 году хазары вновь опустошали Азербайджан в отместку за убийства арабами дочерей хазарского кагана, выданных замуж за арабских наместников в Закавказье.

Во время халифа Харуна ар-Рашида (786−809 годы) в Хазарии к власти приходит Обадия, который делает иудаизм государственной религией, что вызвало Гражданскую войну в Хазарии.

в 10 веке

Около 913 года Хазары пропустили войско русов разграбить берега южного Каспия, но на обратном пути, мусульманская гвардия хазарского царя — арсии — разгромила войско русов.

После неудачной попытки Византии натравить в 932 году на хазар аланов, византийцы подкупили князя русов Хельгу (Олег). Хельгу в 940 году напал на хазарский город Самкерц — Фанагорию на Тамани. В отместку хазарский полководец, наместник хазарского царя на Боспоре Песах разорил византийские города Крыма, а затем победил Хельгу и приказал ему идти в поход на Византию.

В 965 году русский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию.

В X веке Хорезм считался вассалом Хазарии:

Хорезмийская конница была главной силой хазарского царя.

в 11 веке

Независимое хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.

В 1064 году три тысячи хазарских семей переселились в Кахтан-Самандар.

Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

В 1030 году небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна.

в 13 веке

Другой осколок иудейской Хазарии — небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало на Кавказе до монголо-татарского нашествия в 1238—1239 годах.

Краткая история

История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.

Если верить данным, которые оставил сирийский ученый Захарий Митиленский, тюркоязычные хазары стали заселять эту землю после гуннского «броска». А к началу VI века на северо-западе Прикаспии было около 13 племен, в которые входили:

  • авары;
  • болгары;
  • савиры;
  • хазары.

В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.

Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:

  • савиры;
  • барсилы;
  • аланы;
  • беленджеры.

По информации, которую оставил знаменитый путешественник X столетия — Ибн Хаукаль, все хазары делились на 2 вида: первые были темными, внешностью напоминавшие индусов, их называли «кара-хазар», а другие красивыми и светлыми — это были «абъяды».

Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.

Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.

2. Краткая история Хазарского Каганата

Начинается любая история, как обычно, с летописей. Хазары «появились» в византийских за 582-ой год н.э. Затем о племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.

В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата – правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход.

Предположительно, хазарский флаг и хазарский каган.

Вообще, вся история Хазарии — это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.

Арабский этап

  • 650 год — захват Хазарией Великой Булгарии.
  • 655 год — захват Крыма
  • 670 — 690 годы — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
  • 684 год — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
  • 710 год — завоевание Дербента (у арабов).
  • 721 – 737 — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.

Арабские воины

Хазары после поражения перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились на экономике. Так, один из знатных хазар, по преданию, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. А потом этот товарищ становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, а колонизация протекает без излишней жестокости.

К 800-му году Хазарский каганат территорию увеличил, хазары распространили свою власть до Оки и Днепра.

Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.

Принято считать, что он находился где-то около Астрахани или вообще затонул. Кстати, до 10-го века н.э. Столицу каганата величали Хазаран, Хмлык или Ханбалык.

Венгерский этап

Примерно в 800-850-е годы главной проблемой хазар стали отношения с финно-угорами/венграми, или, как они тогда назывались – с племенами «буртасов». Сначала буртасы были в подчинении. Вместе с венграми хазары захватили Киев. А потом начинается кровопролитная война между давешними союзниками.

Венгерский воин

В это же время установились четкие границы государства (Дербент с юга, Яик с востока, Крым с запада, Камская Булгария с севера). Иудейская община побеждает мятежников в столице. Строится легендарная крепость Саркел, клады которой ищут сегодня на дне Цимлянского водохранилища. В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.

Русский этап

В это время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию — Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными. И зря, как оказалось.

В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.

В 964-ом война Хазарии с Русью разворачивается на полную мощь. Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава. В 965-ом Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру.

Русский корабль прибывает к хазарской крепости.

После такого погрома, устроенного русскими, каганат, скорее всего, и «приказал долго жить». Святослав удерживать «Козарию» не стал, и она склонилась к Хорезму — мусульманскому государству.

Но это был еще не конец. В 985-ом князь Владимир, который наше «Красное Солнышко», снова потоптался по каганату и захватил его стратегические точки. И наложил дань. Кстати, Владимир задумывался, какую веру принять, и рассматривал вариант иудаизма (основополагающая религия Хазарского каганата). Попадись ему достаточно умный хазарский проповедник, кто знает, как бы сложилась история Киевской Руси?

Независимый этап

После разрушительных походов Владимира Хазарский каганат стал независимой страной — такой, от которой ничего больше не зависит. Сжался в размерах (в том числе и из-за того, что уровень Каспия поднялся,и территории затопило, сжался в амбициях, превратился в княжество с центром в древней столице Семендере. Пропало оно после татаро-монгольского нашествия в 1238-1239-м годах.

Экономика и торговля

Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.

Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.

Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.

В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.

Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:

  • С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
  • С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
  • С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
  • Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.

А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.

История[править | править код]

В середине VII в. объединившиеся хазарские князьки создали Хазарский каганат. Первоначально он был обычным аморфным степным полукочевьем, переливавшимся по изгибам приволжских и северокавказских степей. Но тут появились иудеи, проникшие с юга, через Дагестан. В 740 году один из хазарских князей Булан перешёл в иудаизм.

В начале 9 в. потомок Булана, носящий уже еврейское имя Обадия (Овадья) занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов.

Кавары восстали иудеев и их пособников, но проиграли, уйдя в европейскую Паннонию и позднее стали частью венгров. Иудеи получили абсолютную власть. Весь высший класс государства принял иудаизм, каганат стал иудейским. Сын Обадии Езекия и внук Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии — Ханукке, за линией которого он сохранился до падения каганата.

Под руководством иудеев Хазарский каганат превратился, как пишет экономист и публицист О. А. Платонов,

Святослав, разрушитель Хазар (Лебедев, Клавдий Васильевич).

Но сфера интересов хазарских иудеев была куда более широкой. Они поддерживали прямые и активные отношения со всеми еврейскими общинами мира, в том числе с главным иудейским гнездом — Кордовским халифатом, фактически захваченным евреями. Сионскими мудрецами планировалось использовать силы Хазарского каганата не много ни мало, а для захвата всего мира.

Уже на стыке VIII—IX вв. русские князья западнославянского происхождения Аскольд и Дир освободили от хазарской дани полян. В 884 г. знаменитый Вещий Олег добился того же для радимичей. Но самый сокрушительный удар Хазарскому каганату нанёс Великий князь Святослав, сын Игоря Рюриковича и Ольги Мудрой. Русские воины освободили вятичей (последнее славянское племя, платившее дань хазарам), разгромили главные жидо-хазарские центра Саркел, Итиль и Семендер, и уничтожили Хазарский каганат. 3 июля (по другим данным — 965) году русская дружина Великого князя Святослава разбила хазарское войско, что положило начало полному разгрому Хазарского каганата.

[править] Источники

  1. С.П. Толстов По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. IX
  2. С.П. Толстов Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений). Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни. — «Советская этнография», 1946, 2, с. 95, 97–98, 102.
  3. М.И. Артамонов // История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
  4. Ioannis Cinnami epitome ed. Maeineke, Bonnae, 1836, стр. 107, 247; G. Moravcsik. Bizantinoturcica, II, стр. 284.
  5. Львова З.А. К вопросу о возможных причинах постройки крепости Саркел
  6. Львова З.А. Данные булгарской летописи Гази-Барадж тарихы
  7. Персия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  8. Михаил Носовский По великому шелковому пути: персидские евреи в странах Азии
  9. Хазарский каганат. Территория и население.
  10. Н. Н. Н о w о г t h. The Khazars, were they Ugrians or Turks? Travaux de la III Session du Congres International des Orientalistes, SPb, 1876; II, SPb с Leyde, & 1879, p. 139.
  11. Якут, II, 12
  12. Хазары. Крушение империи хазар и ее наследие
  13. С. А. Плетнева Хазары. Москва, «Наука», 1976 г.
  14. Хазары // Электронная еврейская энциклопедия

Хазария и Хорезм относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне 
Внешние отношения Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария 
Артефакты Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф

4. Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.
Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.

Хазарские раввины

А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи — это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Исторический факт

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

6. Клады Хазарского каганата

Деньги в Хазарии были. Была и немыслимая роскошь, и наверняка рачительные иудеи прятали свое серебро и золото, ведь времена всегда в каганате были неспокойными — то набег, то война. А значит, должны были остаться клады.

Золотые изделия в каганате делать умели.

Поискать хазарское золото и серебро можно на Кубани, в Донецкой области Украины, а также в устье реки Волги. Скорее всего, придется подготовиться к подводному поиску: место столицы каганата так и не выяснено, но есть предположение, что она опустилась на дно Каспия. В Прикавказье можно попробовать отыскать Семендеру, а на дне Цимлянского водохранилища в Ростовской области РФ — крепость Саркел.

Поисковую технику лучше выбирать солидную — глубинные высокочастотные металлоискатели, георадары.

Удачи. Может быть, вам повезет и вы сделаете археологическое открытие на сотни миллионов долларов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector