«повелитель мух»
Содержание:
«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»
Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.
При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.
Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:
«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []
В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.
В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:
«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []
Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.
Глава восьмая: Дар Тьме
Джек организовывает собрание, на котором обвиняет Ральфа в трусости и предлагает сместить его с главенствующей позиции. Не получив поддержки, Джек убегает в лес. Саймон выдвигает предложение исследовать гору вновь. Ральф говорит, что всё кончено: надежды на спасение нет, костёр погас, а сделать новый мешает зверь. Хрюша утверждает, что можно сделать огонь и на берегу моря.
За Джеком в лес уходят и хористы. Он обещает им охотничью свободную жизнь. В тот же день Саймон, который облюбовал небольшую полянку для уединения в лесу, случайно наблюдает за охотой отделившихся ребят. Отряд Джека убивает большую свинью, отрубают ей голову и насаживают её на кол, собираясь сделать такое жертвоприношение «Зверю». Это и есть Повелитель мух: мёртвая голова свиньи облеплена мухами. Напуганному до смерти Саймону кажется, что Повелитель мух говорит с ним, из-за чего паренёк падает в обморок.
Объяснение сюжета
- морали;
- взаимоотношений в обществе;
- сущности человеческой природы;
- вседозволенности.
Переплетаясь между собой, они раскрывают основной смысл книги Повелитель мух.
Голдинг сознательно выбрал героями не взрослых людей, а мальчишек. Группа детей представляет собой уменьшенную копию общества. На фоне детской невинности особенно видна вся жестокость человеческой природы.
Страх, сидящий внутри человека, представлен в виде Зверя. По мере развития сюжета Зверь (страх) увеличивается в размерах, становясь вездесущим, преследуя детей. У мальчиков постепенно начинают просыпаться звериные инстинкты.
Голова свиньи, насаженная на копье – материализация зла, символизирующая демона, поселившегося в человеческом сердце.
Основная мысль автора, которую он хотел донести до читателей книги, становится ясна из цитаты со скрытым, философским смыслом, принадлежащей Саймону: «Может, зверь этот и есть… Может…это мы сами». Именно ему первому открылась истина, которую мальчик пытался объяснить, но его не поняли.
На примере мальчишек автор показал, что в каждом человеке сидит «зверь» и путь от цивилизованного человека до жестокого дикаря при попадании в непривычные обстоятельства занимает очень мало времени. Мало кто может остаться верным своим ценностям в экстремальной ситуации, не потеряв человечности, достоинства, не превратившись в дикого зверя.
Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица
- Ребята понемногу начинают привыкать к самостоятельной жизни на острове. Малыш Персиваль несколько дней прячется в импровизированном шалаше, после чего он утратил интерес к играм и начал плакать.
- Отряд Джека поддерживает огонь, дающий столб дыма. Малыши играются на берегу, строя песчаные замки. Они держатся отдельно от взрослых мальчиков.
- Джек в джунглях находит глину и рисует кровожадную рожицу. Хрюша выдвигает идею соорудить песочные часы.
- Внезапно ребята замечают проходящий мимо корабль, однако, дыма от костра почти нет, из-за чего судно проплывает мимо. Ральф поднимается на гору и видит всеми брошеный костёр. Джек в это время убивает первую свинью. Светловолосый «главный» сердится на предводителя хора. Сам охотник понимает, что злость мальчика неспроста, однако, ему очень обидно из-за всеобщего равнодушия к его «подвигу» (убийству свиньи).
- Между ребятами затевается серьёзная ссора. Хрюша поддерживает своего друга, за что получает удар кулаком в живот. Джек разбивает его очки от бессильной злобы.
- Ральфу кое-как удаётся восстановить спокойствие и мир, утвердив свою позицию главного.
Финал романа
Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.
Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.
Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.
Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.
Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.
Основа сюжета
Ральф приказал охотникам разжигать костер только на холме. Джек осмотрел весь остров и ничего не нашел. Хотя один из мальчиков сказал, что видел ночью около шалаша что-то страшное и огромное. Персиваль Уимз Медисон сквозь рыдания сообщил, что зверь должен выходить из морских вод.
Неожиданно у него вырвал рог Хрюша, накричал на мальчика, но его остановил Джек. Ральф встал на защиту толстяка, чем рассердил лидера охотников, и тот сбежал вместе с другими певчими в зеленую чащу.
Ночью на скалы упал парашютист, а близнецы приняли его за зверя. Мальчики постарше отправились к горе осмотреть обнаруженную пещеру. Ральф увидел, что не горит сигнальный костер, поэтому приказал возвращаться на холм. Джек по дороге предложил поохотиться на поросят. Предводитель группы попал копьем в кабана, но животному удалось уйти. Мальчики решили поиграть в охоту, окружили Роберта, танцевали вокруг него и пели.
В сумерках на вершину решили подняться только трое — Ральф, Джек и Роджер. Первый признался, что ему страшно, и второй пошел в одиночестве. Но вскоре он вернулся за ребятами. Они снова пошли на гору втроем и заметили развевающийся на ветру парашют, приняли его за нечто ужасное и пугающее.
Ральф высказал свое мнение: зверь специально сидит у костра, что дети не смогли подать сигнал проплывающим мимо кораблям. Джек рассказал остальным, что их лидер струсил подниматься ночью на холм. Из-за этого мальчик отказался повиноваться и решил охотиться отдельно, предложив остальным присоединиться к нему.
Ральф с Хрюшей разожгли костер на берегу, а другие мальчики ушли с Джеком. Они называли его вождем и охотились вместе с ним. После убийства очередной свиньи отрезал ей голову и наткнул ее на острый кол горлом. Так он пытался задобрить зверя, сидящего наверху горы. Ужасающий дар стал называться Повелителем мух, ведь он действительно ловец насекомых. Саймон смотрел за этим из кустов, затем подошел к голове. Ему почудилось, что свинья с ним разговаривает. Она сказала, что Саймон и есть Зверь. Мальчик потерял сознание.
Отсроченный фурор
«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.
Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».
Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.
Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.
Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».
Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних
В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».
Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.
Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.
Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.
После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.
В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.
Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)
Роман «Повелитель мух» за 3 минуты
Время действия не определено. В результате ядерного взрыва, группу подростков от трех до четырнадцати лет эвакуируют в безопасное место. Однако, в процессе эвакуации происходит авиакатастрофа и ребята оказываются на необитаемом острове.
Собравшись на берегу и установив, что поблизости нет взрослых, мальчишки решают провести голосование и выбрать лидера. Свою кандидатуру выдвигают Ральф и Джек. Большинство ребят отдают свой голос за Ральфа, так как считают его более разумным и рассудительным.
Ральф, как предводитель, провозглашает хористов охотниками и назначает Джека главным среди них. Одновременно с этим сообразительный Ральф предлагает начать строительство шалашей и разведение сигнального костра для привлечения внимания спасателей. Джек же настаивает на том, что в первую очередь нужно позаботиться о пропитании.
Весь день дети охвачены восторгом и чувством единения от предстоящей самостоятельной жизни на острове, а вечером Ральф устраивает собрание, где уверяет остальных в том, что соблюдение правил и сплоченная работа дадут им возможность выжить и главное – спастись.
Почти сразу среди детей начинают распространяться слухи о неведанном Звере, которого якобы увидел один из малышей. Джек обещает исследовать остров и отыскать существо, Ральф же заявляет, что никаких крупных зверей тут не может быть.
Затем ребята начинают заниматься разведением сигнального костра, ведь Ральф убедил их в том, что огонь привлечет проплывающие мимо корабли. Охотники берут на себя заботу о костре, чтобы не дать ему потухнуть. Однако, пламя разгорается так сильно, что никто из детей не в силах с ним совладать. Начинается пожар и в нем пропадает один из малышей.
Однажды, выйдя на охоту, ребята не замечают, как потух огонь и из-за этого проплывающее мимо судно, не причалило к острову. Новый костер развести не удается. Этот момент закладывает начало взаимной неприязни между Ральфом и Джеком.
Слухи о Звере никак не утихают, и однажды его видят главари племени. Парни решают организовать внеплановое собрание, связанное с этим, но сильно ссорятся, и Джек уходит от остальных, заявив, что все, кто желает, могут последовать за ним. Мальчишка обещает им по-настоящему “дикарскую” жизнь.
Постепенно все переходят на сторону Джека, в племени Ральфа остается всего несколько человек.
Противоположный лагерь во всю увлекается дикарством – они охотятся и начинают поклоняться Зверю, гниющей голове свиньи, на которую слетаются мухи – это и есть Повелитель мух.
Слишком сильно увлекшись, мальчишки приносят в жертву Зверю одного из своих соплеменников, не отдавая отчета тому, что настоящий Зверь пробудился в каждом из них.
Увидев своими глазами смерть бывшего товарища, Ральф понимает, как мальчишки отдалилась от цивилизованного общества и превратилась буквально в коварных животных.
Понимая, что надо действовать незамедлительно, группа Ральфа пытается вразумить остальных и объединиться, пока не стало слишком поздно. Однако, их никто не слушает и происходит драка, в которой погибает Хрюша. Остальных товарищей Ральфа дикари берут в плен.
Мальчишка остается совсем один и теперь обитает в лесу, пока остальные пытаются его уничтожить. Желая выманить Ральфа из леса, дикари поджигают деревья, и пожар разгорается так сильно, что привлекает судно, проплывавшее неподалеку.
На остров высаживаются моряки и Ральф выбегает к ним первым. Рассказывая обо всем, что произошло, к парнишке приходит осознание ужасных вещей, которые творились на острове, и он заливается слезами. Офицер, прибывший для спасения, поражен историей, произошедшей на этом, с виду, райском островке.
Как все начиналось
Из-под пера этого гения в общей сложности вышли 12 произведений, однако славу и уважение ему принесло именно дебютное детище. Роман «Повелитель мух», анализ которого сложен и многогранен, не задумывался изначально таким, каким ему суждено было стать. Принимаясь за написание своего бессмертного произведения, лауреат Нобелевской премии задумывал всего-навсего ироническую пародию на давно приевшуюся и описанную со всех сторон тему получившей мировое признание робинзонады. В частности, обличительное начало произведения было направлено на развенчание оптимистических идеалов, описанных в романе Р.М. Баллантайна «Коралловый остров». Получилось же в итоге совершенно иное.
О том, что это совершенно особенное, неповторимое литературное произведение, говорит даже его краткое содержание – «Повелитель мух» превзошел абсолютно все ожидания и снискал такую славу, о которой многие авторы только могут мечтать. По сути, Уильям Голдинг в некотором смысле повторил судьбу Сервантеса, мыслившего своего «Дон Кихота» как искрометную пародию на рыцарские романы. Произведение не только превзошло пародируемый, изобличаемый предмет, но и стало настоящим открытием в области литературы.
Сюжет
В военное время на необитаемом острове в отдалённом от материков районе Тихого океана разбивается эвакуационный британский самолёт. Единственными выжившими оказываются дети младшего школьного или предподросткового возрастов. Среди них выделяются два лидера: Ральф и Джек Меридью. Первый на острове успел познакомиться с толстым, страдающим астмой, но рассудительным и догадливым мальчиком в очках, которого дразнят Хрюшей; второй же является старостой церковного хора и пользуется непререкаемым авторитетом у хористов. После выборов, на которых победил Ральф, Джек и его хористы провозглашают себя охотниками.
Ральф предлагает строить шалаши и развести костёр на горе, чтобы их могли заметить и спасти. Его все поддерживают. Костёр разводят с помощью очков Хрюши. Вскоре появляются слухи, что на острове обитает некий «Зверь (змей)». Немалую пищу фантазии детей даёт труп парашютиста, шевелящийся из-за ветра, раздувающего парашют.
Джек с охотниками добывают мясо диких свиней. Он всё больше выходит из-под власти Ральфа. Наконец Джек отделяется от племени и предлагает другим мальчикам вступить в его племя, обещая охоту, мясо и иной, «дикарский» образ жизни на острове. Он уходит жить на другую часть острова. Некоторые мальчики уходят за ним. Так образуется второе племя.
Появляется нечто вроде примитивного культа Зверя и поклонения ему. Охотники ублажают его жертвами и дикими плясками — инсценировками охоты. В разгар одной такой пляски, потеряв над собой контроль, «охотники» убивают одного мальчика, Саймона.
Постепенно все дети переходят в «племя охотников». Ральф остаётся с Хрюшей и близнецами Эриком и Сэмом. Только они ещё помнят, что единственный шанс спастись — разводить костры в надежде привлечь спасателей. Ночью группа Джека нападает на Ральфа и его друзей, чтобы отнять очки Хрюши. Они нужны для получения огня, чтобы жарить мясо.
Ральф с ребятами направляются к Джеку в надежде вернуть очки. Дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы валун, и берут в плен близнецов. Ральф остаётся один. Вскоре на него начинается охота. Охотники, пытаясь выкурить Ральфа из зарослей джунглей, поджигают деревья. Начинается пожар.
Ральф, спасаясь от копий, которые бросают в него другие дети, добегает до берега. В это время, увидев дым, на остров высаживаются спасатели-военные. Поскольку Ральф оказывается впереди всех, то с ним общается их офицер. Последний поначалу думает, что мальчики только играют в дикарей и не сразу верит Ральфу, когда тот говорит, что они потеряли нескольких детей. Когда Ральф говорит, что в первые дни всё было гораздо лучше, офицер саркастически сравнивает их ситуацию с «Коралловый остров» и выражает разочарование тем, что британские мальчики скатились до такого поведения. Только после этого Ральф сознаёт всю глубину их деградации и он больше не может сдержать слёз. Вслед за ним плачут и другие дети. Символично, что детей спасают именно взрослые — моряки военно-морского флота.
Образ Повелителя мух
Повелителем мух автор называет голову убитой свиньи, насаженной охотниками Джека на кол после одной из удачных охот (сам Джек говорил, что это дар зверю). С ней сталкиваются Саймон и впоследствии Ральф; причём Саймон, который, возможно, страдал эпилепсией, мысленно разговаривает с ней. Голова называет себя Зверем и подтверждает его догадку о том, что «Зверь» находится в них самих, предрекая скорую гибель Саймона.
Влияние на культуру
Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:
- Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
- Джек — воплощение дикости и первобытности.
А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.
Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.
Произведение несколько раз экранизировали:
- «Повелитель мух», 1963;
- «Генезис», 1971;
- «Деготь крови», 1975;
- «Повелитель мух», 1990.
Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.