Евразийство — eurasianism
Содержание:
Турция
Распространение тюркских народов в Евразии.
С конца 1990-х гг. Евразийство приобрело в Турции последователей в националистических ( улусальских ) кругах. Самой известной фигурой, связанной с Дугиным, является Догу Перинчек , лидер Патриотической партии ( Vatan Partisi ). Некоторые аналитики современной турецкой политики предполагают, что ультранационалистическая и светская элита, которая также связана с членами турецких вооруженных сил , которые подверглись тщательной проверке в связи с делом о перевороте в Эргенеконе , имеет тесные идеологические и политические связи с евразийцами.
Тюркский совет
Тюркский совет или, в полном объеме, Совет сотрудничества тюркоязычных государств — международная организация, в состав которой входят некоторые тюркские страны . Он был основан 3 октября 2009 года в Нахчыване .
Генеральный секретариат находится в Стамбуле , Турция . Страны-члены — Азербайджан , Казахстан , Кыргызстан , Узбекистан и Турция . Туркменистан и Венгрия в настоящее время не являются официальными членами совета из-за своей нейтральной позиции; однако они являются возможными будущими членами совета. Узбекистан объявил о своем намерении присоединиться к совету 30 апреля 2018 года и официально подал заявку на членство 12 сентября 2019 года. С конца 2018 года Венгрия является наблюдателем и вскоре может запросить полноправное членство в Тюркском совете.
Критика
Писатель и публицист Максим Кантор в своей книге «Империя наизнанку» (2015) в качестве критики идеологии евразийства привёл аргумент о несуществовании исторической, культурной, религиозной или экономической целостности Евразии. Огромное различие в культурном, языковом, религиозном отношении между народами Европы и Азии делают практически невозможным какое-либо совместное единство. Сама идеология была использована лишь в геополитических целях для оправдания противостояния между российским консерватизмом и западным либерализмом. По мнению Максима Кантора евразийство не может считаться философией, так как оно основано на мистическом понимании действительности и содержит в себе абстрактные, неопределённые суждения. Особенно это касается определения экономической и социальной моделей данной идеологии и их воплощения после приобретения территориальных пространств евразийского континента.
Литература
- Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. — М., 2000.
-
Анатолий Берштейн, Дмитрий Карцев
Третий мир. Единое наследие Чингисхана «Время новостей» № 231 17 декабря 2007 -
Гутов Е. В.
Евразийство (Евразийское движение) // В. Кемеров. Философская энциклопедия. — «Панпринт», 1998 г. -
Данилевский Н.Я.
Россия и Европа // Классика геополитики , XIX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Дугин А.
Основы Евразийства -
Жеребило Т.В.
Евразийство // Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г. -
Иванов А. В., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Шишин М. Ю.
Евразийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты . — Барнаул: Изд-во АГАУ , 2007. — 243 с. - Евразийство // Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б.
Словарь социолингвистических терминов. — М.: ИРЯ РАН , 2006. — 312 с. -
Люкс Л.
Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии . — № 7. — 2003. — С. 23-34 -
Макиндер Х.
Географическая ось истории -
Платонов. Ю.
Социологический глоссарий // «Народы мира в зеркале геополитики» -
Савицкий П.Н.
Географические и геополитические основы евразийства // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Савицкий П.Н.
Евразийство // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Савицкий П.Н.
Степь и оседлость щжб // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Савицкий П.Н.
Евразийская концепция русской истории. Русские среди народов Евразии. Основы геополитики России . // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Соболев А.В.
// Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3 . -
Трубецкой Н.С.
Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Трубецкой Н.С.
Европа и человечество // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Трубецкой Н.С.
Мы и другие // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Трубецкой Н.
Русская проблема // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. -
Хара-Даван Э.
Евразийство с точки зрения монгола // Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. — М.: «Аграф», 2002. — 320 с. -
Хачатурян В.
Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука , 2007. — С. 289-301 -
Шнирельман В.А.
Евразийцы и евреи // «Скепсис » - Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.
- К истории евразийства. 1922-1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ : Рос. Архив, 1994. — С. 494-497. — Т. V.
- Stefan Wiederkehr, Die eurasische Bewegung. Wissenschaft und Politik in der russischen Emigration der Zwischenkriegszeit und im postsowjetischen Russland
(Köln u.a., Böhlau 2007) (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 39). - Кръстев В. Евразийската геополитическа идея на Русия в миналото и настоящето // Геополитика, бр. 4, София 2009.
Группы, частично происходящие от древних северных евразийцев
Восточные охотники-собиратели (EHG) — это линия, происходящая преимущественно (75%) от ANE. Он представлен двумя особями из Карелии , один из Y-гаплогруппы R1a-M417, датируемый ок. 8,4 , другой из Y-гаплогруппы J, датированный ок. 7,2 тыс. Лет назад; и один человек из Самары , Y-гаплогруппы R1b-P297, датированный ок. 7,6 тыс. Эта линия тесно связана с образцом ANE с Афонтовой горы , датируемым ок. 18 тыс. После окончания последнего ледникового максимума, линии западных охотников-собирателей (WHG) и EHG объединились в Восточной Европе, что объясняет раннее присутствие предков, происходящих от ANE, в мезолитической Европе. Факты свидетельствуют о том, что когда древние северные евразийцы мигрировали на запад из Восточной Сибири, они поглотили западных охотников-собирателей и другие западноевразийские популяции.
Кавказские охотники-собиратели (CHG) представлены особью Сацурблия, датируемой ~ 13 тыс. Лет назад (из пещеры Сацурблия в Грузии ) и несущей 36% примеси, полученной из ANE. В то время как остальная часть их предков происходит от пещерного индивида Дзудзуана, датированного ~ 26 тыс. Лет назад, в котором отсутствовала примесь ANE, родство дзудзуаны на Кавказе уменьшилось с появлением ANE в ~ 13 тыс. Лет назад.
Скандинавские охотники-собиратели (SHG) представлены несколькими людьми, захороненными в Мотале , Швеция, ок. 6000 г. до н.э. Они произошли от западных охотников-собирателей, которые первоначально заселили Скандинавию с юга, а затем от популяций EHG, пришедших в Скандинавию с севера через побережье Норвегии .
Люди эпохи неолита Ирана (Iran_N), датированные ~ 8,5 тыс. Лет назад, содержали 50% примеси, полученной из ANE, и 50% примеси, связанной с дзудзуаной, что свидетельствует о том, что они отличаются от других ближневосточных и анатолийских неолитов, в которых не было примеси ANE. На смену неолиту Ирана позднее пришла иранская энеолита, которая представляла собой смесь неолита Ирана и неолита Ближнего Востока Леванта.
Древние берингийцы / предки коренных американцев — это особые археогенетические линии, основанные на геноме младенца, обнаруженного на участке Upward Sun River (названном USR1), датируемом 11500 лет назад. Линия AB расходилась с линией предков коренных американцев (ANA) около 20 000 лет назад.
Западно-сибирские охотники-собиратели (WSHG) представляют собой особую археогенетическую линию, о которой впервые сообщили в генетическом исследовании, опубликованном в Science в сентябре 2019 года. Было обнаружено, что WSG имеют примерно 30% -ное происхождение EHG, 50% -ное происхождение ANE и от 20% до 38%. Восточноазиатское происхождение.
Западная Степная Пастухи (WSH) является имяданное отчетливым наследственного компонентакоторый представляет происхождение тесно связано с культурой Ямная в степи понтийских-Каспийского . Эту родословную часто называют ямной или степной.
Поздний верхний пэолит озера Байкал — Усть-Кяхта-3 (UKY) 14 050-13 770 л.н. были смесью 30% предков ANE и 70% восточноазиатских предков.
Голоцен озера Байкал — байкальский энеолит (Baikal_EN) и байкальский ранний бронзовый век (Baikal_EBA) произошли от 6,4% до 20,1% предков от ANE, в то время как остальная часть их предков произошла от жителей Восточной Азии. Fofonovo_EN около озера Байкал были смесью 12-17% предков ANE и 83-87% восточноазиатских предков.
Люди Хоккайдо Дзёмон конкретно относятся к населению периода Дзёмон на Хоккайдо всамойсеверной Японии. Хотя сами народы Дзёмон произошли в основном из восточноазиатских линий, одно исследование показало сходство между Хоккайдо Дзёмон и североевразийским образцом яна (группа, родственная ANE, относящаяся к Мальта), и предлагает в качестве объяснения возможность второстепенного яна. поток генов в популяцию Хоккайдо Дзёмон (а также другие возможности).
Ощущение моря и ощущение континента
Развивая концепцию культурно-исторических типов, П. Савицкий, в отличие от Н
Данилевского, акцентирует внимание на «ощущении» — особом способе восприятия окружающей действительности, — ощущение моря и ощущение континента, называя одно западноевропейским, другое — монгольским: «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента». По этому поводу следует заметить, что подобное решение характерно для историософии вообще
Например, Хэлфорд Макиндер связал романо-германский тип с «морским» восприятием окружающей действительности, а греко-византийский — с «материковым» . В понимании П. Савицкого русские в некоторой доле тоже монголы, ибо «в русских „землепроходцах“, в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента» .
Однако П. Савицкий стремится понять, в чём особенность культурно-исторического типа России. По его мнению «Россия — часть особого „окраинно-приморского“ мира, носительница углубленной культурной традиции. В ней сочетаются одновременно историческая „оседлая“ и „степная“ стихия». В этом он видит одно из важнейших обстоятельств новейшей русской истории. «Пережив в начальные века развития влияние степных народов как влияние внешнее, ныне народ российский сам как бы охватывает степь. Степное начало, привитое русской стихии как одно из составляющих её начал со стороны, укрепляется и углубляется в своем значении, становится неотъемлемой её принадлежностью; и наряду с „народом-земледельцем“, „народом-промышленником“ сохраняется или создается в пределах русского национального целого „народ-всадник“, хотя бы и практикующий трехполье».
Преобладающую эмоциональную сторону в евразийском восприятии происходящего хорошо подметил Николай Бердяев . «Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу .»,- писал он.
Экспертное сообщество о евразийской идентичности России
Декан факультета МЭиМП НИУ ВШЭ С. Караганов полагает, что поворот России на Восток осложнен внутренними проблемами, главная из которых состоит в незнании Востока. Многие политики и представители интеллигенции стыдятся признать свою азиатскую «половину». По мнению эксперта, Россия — это не Азия и не Европа. Россия — страна во многом с европейской высокой культурой и типом экономики, но с отчасти азиатским менталитетом. Ментально Россия сегодня стала евразийской державой и, поворачивая на Восток, она «возвращается к себе», возвращается к своей двуединой сущности. Это выгодно, перспективно и должно стать общенациональной задачей.
Программный директор дискуссионного клуба «Валдай» Т. Бордачёв также считает, что поворот на Восток состоялся в политике, набирает обороты в экономике, но азиатскую составляющую нашей идентичности всё ещё необходимо доказывать народу, «убеждать самих граждан России в том, что ее присутствие в Азии — это естественный ресурс национального развития и признак адекватности современному миру».
Известный российский философ и синолог Л. Бляхер разделяет суждения о том, что европейское направление интеграции и геополитически, и экономически является сегодня для России все менее выгодным, однако для большей части населения страны суть поворота на Восток остается нераскрытой. Ввиду этого стал уже привычным поиск глобального проекта, в который Россия могла бы встроиться. Был придуман проект Большой Евразии, «местом сборки» которой должна выступить Россия. Но это возможно лишь в том случае, если Россия осознает себя частью Евразии. Для этого необходимо «осмыслить судьбу русской Азии как важнейшую часть судьбы страны. И тогда родится понимание того, что поворот на Восток — не экзотический проект очередной когорты “кремлевских мечтателей”, а путь домой, возвращение России к себе, своей евразийской природе».
Отрицая конъюнктурный характер нового евразийского мегапроекта, эксперты «Валдая» утверждают, что «Россия выдвинула своей целью активное участие в строительстве объективно создающейся новой геоэкономической, геополитической, культурной и идеологической общности — партнёрства Большой Евразии. В отличие от старого российского евразийства, концепция Большой Евразии не нацелена против Европы или Запада, а Россия, наконец, обретёт комфортное место в истории и географии как великая евроазиатская держава».
Недостатки евразийства как универсальной идеологии
Владислав Иноземцев: Возвращение «Больших стратегий»
В отличие от многих адептов евразийской идеи Т. Бордачёв считает, что евразийская идентичность ещё отсутствует, «культурная составляющая евразийства должна появиться несколько позже и стать результатом политической и экономической интеграции, а не предшествовать ей». В принципе, можно заключить, что евразийская идентичность является искусственно созданным конструктом, основывающимся лишь на политической воле.
Кто из граждан России назовет себя не русским, татарином, башкиром, черкесом, а евразийцем? Да и вообще, кто такие евразийцы? Современное евразийство во многом основывается на идеологическом противостоянии Западу. Однако без европейской составляющей нет и Евразии, остаётся Россия и, собственно, Азия. И даже на фоне санкций и антизападной пропаганды россияне не особенно склонны отказываться от стремления ассоциировать себя с той же Европой. Кроме того, Запад выступал цивилизационным источником для России — источником христианской веры, письменности и во многом культуры, формы государственного и особенно межгосударственного общения в России выстраивались под влиянием западных норм.
Евразия же не гомогенна ни в этнокультурном, ни в политико-экономическом планах. В чем может заключаться общность идентичности узбека и белоруса, которых объединяют в еразийскую цивилизацию, кроме общей памяти о советском прошлом, которая сейчас не всегда воспринимается позитивно. Отчасти именно поэтому евразийство пока сложно считать оформившимся идеологическим течением. Что общего между народами Евразии, кроме географии? Евразия представляет собой эклектический симбиоз традиций, религий, культур, которые совершенно не похожи друг на друга. Как их можно объединить в единую евразийскую идентичность — непонятно. Сегодня культурной или идеологической субъектности у Евразии нет, и ее появление не предвидится в обозримом будущем.
Думается, что современное евразийство носит в большей степени инструментальный характер и служит обоснованием текущей политики государства, которой оно во многом идеологически комплементарно. Так, по сути, оно имеет антизападный характер, основано на идее о России как об оси истории, вокруг которой должны сплотиться государства «постсоветского пространства». Пока же, как пишет В. Малявин, разговор о Евразии напоминает «блуждание Моисея или плавание Ноя: надо нащупать хоть какие-то берега, хотя бы предварительно определить свое местонахождение». Сейчас первоочередной задачей в продумывании концепции евразийского мира является анализ понятий и ценностей, относящихся к политическим отношениям евразийского типа.
Евразийство сейчас
Идеи Гумилева, которые мало кто воспринимал всерьез в XX веке, внезапно нашли свое воплощение в веке XXI-м. Попробовав поиграть в некий особый социалистический путь, а затем и в западничество, страны Евразии осознали, что друг без друга им будет довольно тяжело не только добиваться чего-то, но и вообще существовать.
Еще в 1994 году первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Евразийского Союза на основе общей прозрачной экономики и совместной оборонной политики. Тогда эту идею отложили в долгий ящик вплоть до момента, когда Россию возглавил Владимир Путин. В 2000-2001 годах было достигнуто соглашение об учреждении Евразийского экономического сообщества. В 2007-2010 годах постепенно был сформирован единый Таможенный союз, а уже к 2014 году ряд стран СНГ подписали десятки документов о евразийской интеграции, в итоге создав ЕАЭС, который работает и помогает сотрудничать евразийским государствам до сих пор.
Свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, добрососедские отношения и развитие туризма между странами, серьезное увеличение ВВП и наращивание темпов экономики – вот лишь некоторые итоги создания ЕАЭС. Смогли бы политики создать такое объединение, если бы не было Гумилева и его евразийства – вопрос открытый. Но одно можно сказать точно: Лев Николаевич, видимо, не ошибался, когда говорил, что нам лучше жить вместе.
Обрести себя
Масштабная пиар-кампания в экспертной среде и медийном пространстве вокруг нового цивилизационного мегапроекта Большой Евразии и поворота на Восток направлена на обоснование проводимого курса и потенциальных выгод от него, в том числе обеспечение поддержки инициативы населением страны. Поэтому в данном контексте вся риторика о возрождении евразийской сущности России воспринимается пока только как попытка придать повороту на Восток естественный характер и решить сразу несколько проблем, в том числе и идеологических.
История свидетельствует о том, что искусственно созданные нарративы и насаждённые сверху конструкты редко бывают жизнеспособны. Элементом официальной идеологии Советского Союза был нарратив о возникновении новой общности, человека нового типа, именуемой советским человеком. Эта идея активно форсировалась властью, но конструкт рассыпался вместе с СССР.
На юбилейном заседании Валдайского клуба В. Путин сказал: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».
Без национального самоопределения и самоидентификации государство не может долго существовать, как успешная команда не может существовать без общей цели и солидарности между её членами. Необходимо сформировать национальную идентичность внутри страны, чтобы определить её как целостный субъект, а рассуждения о евразийской идентичности в поддержку политико-экономического курса страны пока напоминают попытку построить дворец на хилом фундаменте. Но не исключено, что в поиске внешнеполитических союзников и экономических возможностей мы также обретем себя.
Неоевразийство
Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством Л. Н. Гумилёва. Гумилёв был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы») и понятия «пассионарность» — особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия. Фактически пассионарий в концепции Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.
Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, который первоначально следовал идеологии национал-большевизма. Он привнёс в евразийство идею «третьего пути» (совмещение капитализма и социализма), геополитику (евразийство как теллурократия, противостоящая атлантической англо-саксонской талассократии США и НАТО) и советский консерватизм (СССР как евразийская держава). В работах Дугина евразийские концепции и положения переплетаются с концепциями европейских «новых правых». Исследователи отмечают, что в постановке философских проблем и политических проектах он значительно отходит от классического евразийства, которое представлено в его многочисленных работах очень выборочно, эклектично.
Генетические исследования
Линия ANE определяется ассоциацией с Yana RHS и MA-1, или « мальчиком Мальты », останками человека, который жил во время Последнего максимума ледников 24000 лет назад в центральной Сибири , обнаруженных в 1920-х годах.
Древние северные евразийцы (АНЕ) возникли в Евразийской степи (включая комплекс Афонтова Гора ) и внесли заметный вклад в предков восточных и североевропейских охотников-собирателей, а также более поздних степных скотоводов ( ямная культура и афанасьевская культура ). Неолитические иранские фермеры и предки коренных американцев, а также различные палео-сибирские группы также получили поток генов от популяций, связанных с ANE.
Население ANE было описано как «базовое для современных европейцев», но не особенно связанное с выходцами из Восточной Азии, и предполагается, что оно, возможно, произошло из евразийской степи в Центральной Азии. Древние северные евразийцы (АНЕ) также описаны как родословная, «которая глубоко связана с палеолитическими / мезолитическими охотниками-собирателями в Европе …»). Однако, согласно исследованию Kanazawa-Kiriyama et al. (2017), MA-1 / Mal’ta также несет в себе восточно-евразийский (связанный с Восточной Азией) компонент (составляющий около 27% его предков). Sikora et al. В 2019 году было обнаружено, что немного более старый образец Яны RHS имел более высокую восточноазиатскую родословную примерно на 39%.
Популяции, генетически похожие на MA-1 или Yana, были важным генетическим фактором для коренных американцев , европейцев , выходцев из Центральной Азии , Южной Азии и некоторых восточноазиатских групп, в порядке значимости. Lazaridis et al. (2016: 10) отмечают «группу предков ANE на востоке и западе Евразии». Установлено, что в древних ямной и афанасьевской культурах бронзового века степной характерный компонент АНЭ составляет ~ 50%. По данным Moreno-Mayar et al. 2018 от 14% до 30% индейского происхождения могут происходить из потока генов от народа мальта-бурет (ANE). Это различие вызвано проникновением в Америку миграций из поздней Сибири, при этом самый низкий процент предков ANE обнаружен у эскимосов и коренных жителей Аляски, поскольку эти группы являются результатом миграций в Америку примерно 5000 лет назад. Другие оценки происхождения ANE среди коренных американцев первой волны показывают немного более высокий процент, например, тех, кто принадлежит к Андскому региону в Южной Америке. Другой поток генов у коренных американцев (оставшаяся часть их предков) имел восточноазиатское происхождение. Секвенирование генов другого народа южно-центральной части Сибири (Афонтова гора-2), датируемого примерно 17000 лет назад, выявило аутосомные генетические признаки, сходные с таковыми у мальтийского мальчика-1, что позволяет предположить, что этот регион постоянно был заселен людьми на протяжении всего Последнего ледникового периода. Максимум.
Геномные исследования также показывают, что компонент ANE был введен в Западную Европу людьми, имеющими отношение к ямной культуре , намного позже палеолита. О нем сообщают современные европейцы (7–25%), но не европейцы до бронзового века. Дополнительные предки ANE обнаруживаются в европейских популяциях в результате палеолитических взаимодействий с восточными охотниками-собирателями, что привело к появлению таких популяций, как скандинавские охотники-собиратели.