Епископ пантелеимон: нам не дано выбирать свою смерть

Верующий человек не чувствует себя одиноким

Человек, который хочет создать семью, обычно жалуется на одиночество. В Библии сказано, когда Адам был сотворен Богом: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Но Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Люди, которые любили и знали Христа, говорили: «То, чего мне недостает, возместит общение с Господом». Господь никогда не посрамлял эти надежды. Он всегда приходил и утешал, помогал и радовал тех, кто имел в этой жизни недостаток, но молился Христу.

Сотворение Евы

Блаженная Матрона была слепой, инвалидом, но она обрела благодать Божию и счастье в этой жизни. Мученики, которые страдали за Христа, иногда даже не чувствовали своих мук. Люди, которые раздавали всё, что было у них, и потому не имели ничего, владели всем миром, когда обретали Христа. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит апостол Павел (2 Кор. 6: 10). Монахи, которые отказывались от всего, затворяли себя в тесных кельях и пещерах, даже закапывали себя в землю – получали ту радость, которую этот мир не может в себя вместить, которая не сравнима ни с какой другой радостью.

Главная проблема человечества в том, что люди мучаются из-за одиночества. Об этом вся современная литература, музыка, кино. Эту проблему рассматривают философы и журналисты. Они много пишут, рассуждают, как быть и что сделать, чтобы решить эту тяжелую проблему – избавить людей от одиночества.

Но в чем причина одиночества? Одиночество возникает именно потому, что душа не имеет общения с Богом. Какой же выход? Христиане знают, где выход. Выход состоит в обращении к Тому, Кто пришел на Землю и, не перестав быть истинным Богом, стал истинным Человеком, подобным нам, – во Христе Иисусе.

Когда Адам был в Раю, там был Бог. Но этот Бог, Который был в Раю, был не Богом воплотившимся, а Богом пребывающим. Адам каким-то образом видел Его. Но когда совершилось воплощение Бога – Бог пришел на землю и стал Человеком, – ситуация во всей Вселенной изменилась в корне.

Если не любишь Бога, как будешь любить человека?

Теперь мы не можем ссылаться на то, что у нас нет радости, на то, что мы одиноки, ведь с нами есть Христос, Который пришел на землю, мы можем иметь общение с Ним в церковных Таинствах. Вне этого общения ни один человек, ни семья, ни общество, ни всё человечество не могут иметь полноты радости. Потому что, если бы мы могли иметь радость без Христа, зачем Христу было бы становиться Человеком? Нет, альтернативных Христу источников радости и жизни не существует.

Евхаристия

Иисус Христос дает нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Евхаристии. Он умер за нас и готов умереть за каждого из нас снова, если это было бы нужно. Иисус Христос любит нас и будет любить так, как не может любить ни один человек, как не будет любить нас никакой отец, никакая мать, никакой жених, никакая невеста, никакой муж, никакая жена.

Если сейчас, когда вы живете одни, вы не имеете общения со Христом, если вы пренебрегаете Его любовью, если вы не отвечаете ничем на эту любовь, то как вы будете жить с человеком, подобным вам? У которого есть недостатки, который не будет любить так, как любит Христос? Подумайте об этом! Именно в этом причина всех неустройств: немирности и боли в вашей жизни. Именно от этого у вас пусто в душе, именно это – причина трагедии вашего одиночества. Источник же этой трагедии – ваш свободный выбор. Только вы решаете: идти ко Христу или отвергнуть его.

Можно ли молиться о супружестве?

– Когда прошу у Бога мужа, мне всегда почему-то становится стыдно, что я такая грешная и недостойная Божией милости и внимания и дерзаю у Бога что-то для себя выпрашивать. Это правильно или ложно?

– Конечно, ложно! Брак – это совсем не та радость, которую обычно представляют. Это подвиг! Это крест! Это очень трудно. И деток рожать трудно. Кто рожал, знает, каково это.

Просить Бога о браке и можно, и нужно. Тут ничего плохого нет. Брак – это крест, и выйти замуж – это хорошо.

– Я хожу в храм семь лет, ездила в паломничество, не получила просимое. Стоит ли продолжать молиться? Может быть, до Бога не доходит моя молитва? Не угодна или не так молюсь?

– Мне кажется, что нужно желание выйти замуж включить как бы в контекст всей своей жизни. Чтобы оно не было довлеющим. Можно этого хотеть – это естественно, это нормально, ничего плохого в этом нет. Но надо, чтобы жизнь этим не ограничивалась. Надо жить счастливо, свободно, радостно. Это желание можно высказывать Богу, но нельзя на нем зацикливаться. Вот просить Царствия Небесного – надо обязательно.

Каждое желание, высказанное Богу в молитве, должно заканчиваться прошением: «Господи, не моя воля будет, но Твоя – как Ты хочешь». Надо обязательно так молиться. А то можно добиться своего, а потом оказывается, что тебе это было не нужно и не полезно и против воли Божией.

– Вы говорите, что нужно быть радостным и счастливым, вне зависимости от того, получается ли создать семью. А не будет ли так, что человек опомнится ближе к 40–50 годам и поймет, что он жил радостно, а радости-то никакой в жизни теперь и нет. Что говорить близким, укоряющим тебя, что ты, уповая на Бога, беззаботен, не предпринимаешь активных действий для создания семьи?

– А какие активные действия вы можете предпринять? Вывесить свои фотографии во «ВКонтакте» или Фейсбуке и знакомиться со всеми подряд, кто пишет? Откликаться в интернете на все призывы познакомиться? Ходить в семейные клубы? Глазеть повсюду, покупать красивую одежду? Вести себя, как «современные девушки»: ходить в ночные клубы и бары? Как это – «активные действия»?

Упрекают вас, тогда скажите маме так: «Хорошо, мама, я согласна с тобой. Подскажи мне, что я должна делать».

Жить радостно всё равно можно. Если бы вы жили безрадостно до 40–50 лет, вы бы нашли себе мужа? Я не уверен. Так хоть порадовались в эти годы, тоже неплохо.

– Правильно ли я понимаю, что у Бога нужно просить смирения и терпения для семейной жизни, читать духовную литературу, избавляться от своих дурных качеств, жить церковной жизнью, стараться следовать заповедям…

– Да, всё правильно. Я еще раз повторяю свой тезис, что нужно научиться жить радостно, невзирая на то, в каком статусе вы сейчас пребываете.

– Стыдно ли не иметь семью к определенному возрасту? Как этого не стесняться?

– Конечно, не стыдно. Стыдно грешить, стыдно безобразничать, а быть чистой девушкой, радостно жить, служить другим, верить в Бога – какой же стыд? Это радость! Это – подготовка к вечной радости Царства Небесного!

Живите радостно!

У нас у всех есть таланты. Кто-то может писать стихи, кто-то – играть на музыкальных инструментах или петь. Можно очень интересно жить на свете. Надо пользоваться этой возможностью – интересно жить, пока еще живем.

Надо выстроить график счастливой жизни, радостной жизни. Не нужно спешить угнаться за чем-то, не нужно спешить всё сделать. Нужно сделать жизнь радостной, такой, чтобы душа радовалась. Достичь это вам поможет Христос, Церковь. У Церкви есть опыт счастливой жизни.

Ну и один маленький практический совет: пораньше ложиться и пораньше вставать

Это важно, чтобы избежать уныния

В каждом сердце звучит призыв Божий — делать добро

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон определяет и организует почти всю работу службы «Милосердие». Заботу и действенную помощь от РПЦ ощутили на себе погорельцы разных областей России в 2010 году. Они получили более 100 млн рублей на приобретение жилья. Также в пострадавшие районы было отправлены сотни тонн продуктов питания и другой необходимой помощи.

Одно из главных направлений в работе его отдела в Синоде – реальная необходимая помощь семьям и женщинам в кризисной ситуации: организация церковных приютов, центров для беременных, для мам с детьми.

Отдел благотворительности РПЦ не остался в стороне при наводнении в Краснодарском крае, все пожертвования, около 51 млн рублей, были отданы пострадавшим.

Помощь РПЦ оказывалась в г. Крымске. Епископ Пантелеимон лично побывал там и встречался с руководством штаба по чрезвычайным ситуациям.

Для пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке РПЦ собрала и передала более 100 млн рублей.

Епископ Пантелеимон организовал церковную поддержку тем, кто пострадал от военных действий на Украине: координировал работу помощи беженцам и вынужденным переселенцам, создавал центры содействия этим людям.

Деятельность крупнейшей в стране православной церковной службы «Милосердие» трудно оценить. Она помогает множеству категорий нуждающихся людей: инвалидам, детям и взрослым, пациентам различных клиник, бездомным, одиноким старикам, нуждающимся многодетным и малообеспеченным семьям.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — председатель Отдела

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович)

Родился 18 сентября 1950 года в Москве

В 1968-1970 годы проходил службу в армии

В 1971 году вступил в брак

В 1974 году принял крещение

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (с 1992 по 2014 гг. – митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево

В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита.

20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа. 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

Является членом:

  • Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;
  • Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (под руководством Д. А. Медведева);
  • Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (под руководством О. Ю. Голодец);
  • Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.

Вдовец, четыре замужних дочери, 20 внуков.

Утро – лучшее время для молитвы

Если вы одиноки, вам обязательно надо молиться. Для этого надо утром пораньше вставать. Есть такое место в Евангелии, где говорится о том, как Господь утром, «встав весьма рано», вышел и удалился в пустынное место и там молился. Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух, потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца Небесного, в сообщество ангелов и святых».

В утреннее время удобнее молиться, чем после, когда налягут на душу заботы дня. Но, к сожалению, эти слова были написаны тогда, когда ритм жизни был немножко другой. Вы, наверное, не согласитесь с этим. Вам, может быть, легче молиться вечером, чем утром. Но я по себе заметил, что утренние молитвы помню наизусть, а вечерние никак запомнить не могу: вечером голова устает

Некоторые молятся только вечером, а утром торопятся, только проснутся – и сразу по делам бегут… Но очень важно начать дела именно с молитвы. Утро – важное время для молитв

«Любовь прошла»?

— Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить?

— Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить. Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его. Другая немаловажная причина — браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит.

— В какой степени увеличение количества разводов — явление социальное?

— Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности.

— Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

— Из моего опыта священнического служения могу сказать, что современные православные люди (в своей общей массе) не очень отличаются от неправославных. Когда они расходятся, они так же, как и неверующие, объясняют свой поступок несходством характеров или тем, что «любовь ушла». Это происходит потому, что из людей, называющих себя православными, лишь немногие живут церковной жизнью: исповедуются, причащаются, стараются исполнять заповеди.

— Чем тогда объяснить разводы среди воцерковленных, регулярно исповедующихся и причащающихся?

— Сама по себе воцерковленность ничего не дает. В истории Церкви было немало людей, достигших определенных высот духовной жизни, но затем ставших отступниками. Грех не знает границ. Даже среди апостолов нашелся Иуда.

photosight.ru. Фото: Дмитрий Шацкий

«Красивая жизнь» вне брака

– Что можно сказать близким, одобряющим «красивую жизнь» – с дорогими подарками, дальними поездками – вне брака? Они аргументируют это тем, что можно до конца жизни просидеть в «старых девах»…

– Что объяснишь тем людям, которым грех кажется красивым, удобным, приятным и необходимым?! Тут ничего сказать нельзя. Можно только помолиться за них.

– Как поступить, если мужчина, утверждающий, что он тоже верующий, настаивает на интимных отношениях до брака?

– Надо сказать ему так: «Давай сходим к моему духовнику и спросим его. Если он благословит – я готова».

А вообще лучше не знаться с таким человеком. Ему нужна не счастливая семейная жизнь, а что-то другое. Надо быть осторожней.

Молодые люди должны быть с девушками очень строгими, такими, знаете, холодными. В компании со всеми вместе можно общаться, но так вот отдельно с кем-то близко сходиться, если нет намерения серьезных отношений, – нельзя.

Человека не исправить курсом лекций

— Сегодня в Церкви широко обсуждается тема предбрачного назидания для пар, готовящихся к венчанию. В некоторых храмах перед венчанием обязательна беседа со священником. На отдельных приходах существуют даже «курсы подготовки к браку». Как Вы считаете, это актуально?

— Очень хорошо, что такие вещи на некоторых приходах появляются. Я и сам задумываюсь о том, чтобы в нашей Смоленской епархии заняться этим вопросом. В Смоленске, например, давно сложилась традиция, что после государственной регистрации новобрачные едут в собор. Не на венчание, а приложиться к чудотворной иконе Божией Матери. Может быть, еще сфотографироваться около храма. У меня возникла мысль: можно же с этими людьми как-то работать! В ненавязчивой форме рассказать о возможности венчания. Дарить какие-то подарки, может, бесплатные купоны на венчание раздавать или что-то в этом роде.

Другое дело, что я не стал бы переоценивать эффект от работы с новобрачными или предбрачных консультаций. Все-таки человека не изменит ни одна беседа со священником, ни даже курс лекций. К моменту вступления в брак он, как правило, уже сформирован, и его отношение к жизни скорректировать сложно. Чтобы разводов стало действительно меньше, я вижу только один путь.

— Какой?

— Нужно во всех епархиях тщательно разыскивать священников, способных к работе с детьми. Давать им всяческие преференции, поддерживать их, как можно. Договариваться с местными отделами образования, чтобы таких священников пускали в школы на постоянной основе. И тогда, если с семи лет детей будет «вести» такой священник, то, может быть, став взрослыми, они будут иметь христианские представления о жизни и станут серьезнее относиться к браку.

Брак и физиологические потребности

Есть и еще проблема, о которой нужно сказать. Человек говорит: «Мне нужно создать семью, я не могу быть один, потому что мне нужно удовлетворять физиологические потребности». Человек не может обходиться без еды и без питья. Но человек вполне может жить и быть счастливым без «этого». «Это» совершенно необязательно человеку. Когда он научился «этому», насмотрелся всякой дряни, намечтался всякой гадости, тогда он, конечно, без «этого» не может жить. Но можно привыкнуть и навоз жевать, и тогда без навоза не будет никакой жизни.

Что же делать? Отвыкать от привычки! Если ты стал алкоголиком, то надо идти к врачу и излечиваться от алкоголизма. Если ты наркоман – есть центры, которые помогают освободиться от наркозависимости. Так же точно и от этой якобы потребности человек может и должен излечиться. В браке она будет вам только мешать. Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо «потребности», а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим: супругу и детям.

Брак – это школа любви и целомудрия. Нецеломудренный человек, вступая в брак, оказывая потворство своим страстям, часто может стать даже худшим. Ему понадобится еще что-то, чтобы как-то свои страсти удовлетворять. Но это же какое-то скотство. Человек должен жить для души, для духа, он не должен потворствовать своему телу. Это причина совершенно не убедительная для вступления в брак.

Верующий человек вступает в брак для того, чтобы создать Малую Церковь, чтобы учиться любить, чтобы служить, учиться слушаться, смиряться, нести ответственность за другого, ухаживать, заботиться о ком-то. В этом заранее надо тренироваться. Может быть, Господь не дает вам любимого человека, пока вы еще не умеете так любить, пока у вас это только в мечтах.

Молебен о создании семьи

Давайте будем учиться этому. Создадим такие курсы. Дадим каждому из вас по подопечному, которого вы будете любить, о котором будете заботиться: кому-то – ребенка, кому-то – бомжа, кому-то – какого-нибудь больного. Я понимаю, это смешно, может быть, звучит, немножко я утрирую, но в принципе так можно поступать.

И ваши близкие нуждаются в помощи: мама, папа, бабушка, дедушка, родственники. Вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в помощи.

Документы, источники, литература

  • OCA Archives, Box 20.
  • Документы из Архива Управления Патриарших приходов в Канаде.
  • Воспоминания настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Мариониллы.
  • Воспоминания архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима
  • Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 1941, 67, 73.
  • Правда о религии в России, МП, 1942, 63.
  • Раневский, С., Украинская Автокефальная Церковь, Jordanville, 1948, 14, 15.
  • ФПС I, № 288, 12, III; 6, IV; 6, V, № 149.
  • ФАМ 14.
  • ЖМП, 1959, № 6, 40-42; № 10, 6, 11, 13; 1960, № 1, 18; № 3, 6, 23; № 11, 15; 1961, № 1, 16; № 10, 3-4; 1963, № 6, 10; 1968, № 12, 26-30.
  • Дополнения к Кат-ЕС.
  • Cerkovnyj Vestnik, 1968, № 11, 8-10.
  • Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 421, 465 u.a.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 168, 175, 177, 180, 190, 191, 195, 197, 208, 209, 216, 219, 222, 224.
  • Dallin, A., Deutsche Herrschaft in Russland, Dusseldorf, 1958, 497.
  • Prav. Rus’, 1959, 24, 11; 1960, 17, 16.
  • Std0, 1967, № 9, 14; № 10, 9; 1968, № 9, 14; 1969, № 1, 26-29.
  • IKZ, № 50(1960), 6.
  • Svitic, A., Prav. Cerkov’ v Polse, 194, 202.
  • Vlasovs’kyj, I., Narys istorii UPC, IV, 2, passim.
  • Николаев, К. Н., Восточный обряд, Париж: YMCA-Press, 1950, 297.
  • Иванов, И., «Церковные дела в Тунисе,» Русская мысль, Париж, 1951, № 402, 4.
  • «Хроника церковной жизни в Тунисе,» Русская мысль, Париж, 1951, № 369, 5.
  • Из деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей (Состоявшагося 18 октября – 14 ноября 1959 г. в г. Нью-Йорке, США), Jordanville, 1960, 134-135.
  • Пантелеімон, архиєп., «Моя поїздка до Патриархії,» Канадський Православний вісник, 1963, ч. 1, 12-15.
  • Канадський Православний вісник, 1964, ч. 3, 20; ч. 4, 17.
  • «Обрання Предстоятеля Польської Православної Церкви,» Канадський Православний вісник, 1965, ч. 2, 16.
  • Борис, Григорій, прот., «Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона,» Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 3-4.
  • Соколовский, А., прот., «Кончина и погребение Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Эдмонтонского и Канадского,» Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 5-10.
  • One Church, 1968, № 6, 5-7.
  • Алексеев В. И., Ставру Ф., Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, гл. 5, Украина, Журнал «Русское Возрождение», № 16, 1981 (IV):

  • Cerk. Zizn, 1984, № 3/4, 56f.
  • Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни (воспоминания), М., 1995, 280.
  • Константинов, Д. В., Через туннель XX столетия (Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. III) , М.: ИАИ РГГУ, 1997, 396-397.
  • Фотиев, К., Свитич, А., Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917-1950 гг., М., 1997, 72, 271.
  • Киреев, Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, 314-316.
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 517.
  • Шкаровский, М. В., Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина», ч. 2:

  • Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь и власовское движение:

  • Историко-биографический справочник «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей».
  • Міненко, Тимофій, протопр., Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). В 3 т., Вінніпег-Львів: Львівский музей історії релігії «Логос», 2000, т. 1 (Волинський період), 189, 192.
  • Петрушко, Владислав, О попытках униатского прозелетизма в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны, 2002:

  • A Century of Faith. St. Barbara’s Russian Orthodox Cathedral (1902-2002), Edmonton, Alberta, 2002, 34-38, 68, 70.
  • Фотиев, Кирилл, прот., «Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке,» «Украинская» болезнь русской нации, М., 2004, 283-284:

  • Ростислав (Колупаев), игум., Русские в Северной Африке Диссертация:

    (гл. 3, «Приходская жизнь в Тунисе»)

  • Шапка, Р., «Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде,» Международный исторический журнал «Русин», 2007, № 3 (9), 146-156:

    www.rusyn.md/14pdf

  • Свято-Успенская Почаевская Лавра, гл. 19, «Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959)»:

Основа духовной жизни – иметь духовника

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник. Как выбрать духовника? Если человек живет в тайге, где мало священников, где мало храмов, там, наверное, это сделать сложно, но в Москве так много хороших священников.

В своем приходе должен быть духовник, или это не важно? В своем приходе! И лучше всегда одному духовнику исповедоваться. Одна мама должна быть или сколько? Учитель начальных классов всегда один, учитель по английскому тоже один

Если разные учителя, то разное произношение, разные методики преподавания. Конечно же, учитель должен быть один, одна мама, один папа, одна Родина, один духовник, одна Церковь, один Бог. Батюшки бывают единодушные, но все-таки дают разные рекомендации.

Основа духовной жизни – иметь духовника, духовного руководителя, учителя.

Недавно Архиерейское совещание приняло документ об участии верных в Евхаристии. В нем сказано, как сегодня миряне должны участвовать в Литургии. Там очень часто говорится: «Это должен решить человек со своим духовником». Как часто причащаться, как поститься, какое молитвенное правило к Литургии должно быть у человека? Если нет духовника, как это решить? Духовник нужен для того, чтобы научиться хотя бы немножко слушаться.

Уметь слушаться – важное качество для семейной жизни. После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих

После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих.

Литература

  • Церк. Вед., 1913, № 23, 321.
  • Приб. к «ЦВ», 1913, № 24, 1165.
  • ЖМП, 1952, № 2, 5; 1953, № 4, 36; 1957, № 9, 67.
  • ФПС I, № 151, 3; IV; V, № 148.
  • ФАМ 14.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год, 190-191.
  • Рапорт архп. Минского и Белорусского Питирима от 6 октября 1951 г..
  • Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 67.
  • Наука и религия, 1961, № 3, 41.
  • Изв. Каз. Еп., 1913, № 27-28, 833.
  • Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, 16.
  • Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 29f, 53, 76, 168, 171, 353, 369.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 133, 134, 136, 137, 144, 172, 223.
  • Alexeev, W., Stavrou, Th., The Great Revival, 112f.
  • Regel’son, 511.
  • Svitic, A., Prav. Cerkov’ v Polse, 22ff, 36, 194-195, 214, 223.
  • Cerk. Vest. Zap. Evrop. Prav. Russ. Ekzarchata, 1951(29)2, 18-19.
  • Prav. Rus’, 1950, 4, 6-8; 1951, 1, 12; 15.
  • Шейкин, Г. Н., Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр, Минск, 1997, 74.
  • Дорош, Н., Православный Гродно, Гродно, 2000, 182-187.
  • Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни, М.: Свято-Владимирское братство, 2006, 548-585.
  • Жировицкая обитель: Богословско-литературно-художественный листок (Жировицы), 2000, № 5 (18).
  • Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 516-517.
  • Серапинас, Виталий, свящ., Православная Церковь в Литве в межвоенный период (1918-1939 гг.).

Кроме Него ничего не нужно

— Сегодня всевозможные «психотерапевты» и целители предлагают разведенным супругам процедуру так называемого «развенчания». Якобы в момент Таинства Венчания психика людей «кодируется» на безусловную верность супругу, и для того, чтобы быть счастливым во втором браке, нужно пройти «религиозное декодирование»…

— Популярность таких услуг связана с тем, что наши люди в основном остаются по своей вере язычниками. Они ощущают «что-то», что произошло с ними во время венчания, но в силу невежества не могут это правильно классифицировать. Поэтому и обращаются к колдунам и шарлатанам.

Таинство Венчания, конечно, сообщает людям благодать Божию, и не ощущать этого нельзя. Я лично ясно помню тот день, когда мы с супругой обвенчались, а это был не день гражданской регистрации, потому что мы вступили в гражданский брак, еще будучи неверующими людьми. И я помню, какое необъяснимо-светлое чувство у меня было на следующий день с утра. Какой-то необыкновенной радости и счастья. Никакой магии в этом нет, но, конечно, люди не могут о таком чувстве забыть, это совершенно естественно.

— Вы, конечно, много общались с людьми, которым изменили супруги и бросили их. Что самое трудное в их переживаниях, с точки зрения духовной жизни?

— Человек, переживший развод, — это человек, переживший самое страшное предательство. Это человек, оказавшийся лицом к лицу с Иудой.

— Что Вы посоветуете тем, кто столкнулся с предательством в браке? Какие формы церковной поддержки существуют для переживших развод? Нужны какие-то специальные встречи или беседы для таких людей?

— Единственное, что я советую таким людям, — это Христос. Только Христос. Кроме Него ничего не нужно. Разговоры, общение сами по себе не помогут. Человеку, которого предали, нужно просто обратиться к Богу так, как он умеет. Наладить с Богом живую связь. На самом деле Христос, если его принять всем сердцем, может заменить человеку все: и мужа, и жену, и ребенка, и друга, и здоровье, и материальное благополучие. Можно не иметь ничего, но иметь Христа в своем сердце и быть абсолютно счастливым.

Беседовала Анастасия Коскелло

Назад к списку

Общение со Христом и есть выход из безвыходной ситуации

Мы живем в такое время, когда семья разрушается. Разрушается, прежде всего, потому, что люди решили сами искать выход из тех проблем, которых сегодня так много в мире. Они повторяют ту ошибку, которую допустили в раю Адам и Ева. С ними был Бог. Они жили в Раю. Там не было зла, и Бог хотел, чтобы они стали богами по благодати. Но они послушались голоса злого духа, который соблазнил их предложением стать «как боги», вкусив запрещенный плод, нарушив заповедь Божию. Так злой дух обманом заставил первых людей самих искать путь к совершенству через плоды познания этого материального мира. Современные люди идут по тому же ложному пути Адама и Евы. Люди думают, что наука и экономика – главное для человека. Они пытаются решать проблемы, но проблемы только увеличиваются. И мы знаем, к чему в конце концов это приведет.

Брак в Кане Галилейской

Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом. И если мы хотим, чтобы нашу жизнь устроил Бог, помог нам в этой жизни найти того, кто может быть нашим супругом, то мы должны обращаться за помощью к Богу.

Мы понимаем, что не каждый человек в современном мире может найти себе достойного спутника жизни. Но лучше не соединять свою жизнь с каким-то недостойным человеком, потому что иначе ваша жизнь будет еще хуже. Только Господь способен показать нам тот путь, который приведет нас к радости. Ведь мы все хотим радости и любви. А любовь возможна не только в браке.

Иисус Христос говорит о любви к людям. В Евангелии есть заповедь о любви даже к врагам. 2000 лет тому назад на Землю пришел Христос, жил с апостолами, умер на кресте, воскрес из мертвых, взошел на Небеса и остается с нами. В общении со Христом и решаются все проблемы. Это общение и есть выход из безвыходной ситуации, в которой находится человечество.

Люди, которые не знают, как решить семейные и другие проблемы в этой жизни, в общении со Христом находят все ответы. Я думаю, что если в вашей душе есть немирность, неспокойствие, безрадостность, то это не потому, что у вас нет семьи. Есть другая причина. Она, наверное, в том, что вы далеки от Бога. Вы не идете ко Христу, не хотите Его впустить в свое сердце, не хотите Его принять, соединиться с Ним в Таинствах Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector