Когда день подводника в 2021 году
Содержание:
- Что такое День подводника
- День моряка‑подводника: история праздника
- Интересные факты
- Что подарить подводнику
- История праздника
- От цистерны до миноносца
- Поздравления
- Интересные факты
- Как формировался флот?
- Какой лунный день сегодня?
- Традиции праздника
- О профессии моряка-подводника, как им стать
- Открытки и смс-поздравления в День моряка-подводника в России 19 марта
- История образования Дня моряка-подводника
- История праздника
- Интересные факты
Что такое День подводника
Это праздничный, торжественный день для людей, которые служат в морских войсках РФ. Военный флот – это огромная сила, куда входят корабли надводного и подводного типа, в том числе атомные подводные лодки. Праздник отмечают специалисты-подводники, знающие свое дело и гордящиеся выбранной профессией.
В День моряка подводника атомного флота на базах и в пунктах расположения флота проходят торжественные мероприятия. Особо отличившиеся моряки награждаются памятными подарками, все защитники морских границ получают поздравления от командования, благодарности за службу.
Праздник отмечают не только служащие и военные, но и создатели подводного флота. К ним относятся и работники судопроектных, судостроительных организаций, заводов по ремонту оборудования. Без талантливых инженеров, конструкторов, квалифицированных рабочих не появились бы на вооружении России грозные корабли и суда, признанные одними из лучших в мире.
Также праздник – это день памяти погибших подводников. День, когда отдают дань уважения тем, кто защищал страну в годы Второй мировой войны и погиб при исполнении долга в мирное время, который отдают все служащие и граждане страны. Нельзя недооценивать роль водных военных сил в государстве, которое с трех сторон имеет морские границы – защита рубежей целиком возложена именно на ВМФ России.
День моряка‑подводника: история праздника
До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.
В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.
4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов. По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» («Миноносец № 113»).
Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки.
В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.
Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».
К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.
В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.
После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.
За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.
В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.
В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 «К‑3» («Ленинский комсомол»). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.
Интересные факты
- Бытует мнение, что подводные лодки делаются для борьбы с другими подводными лодками. Однако такой случай произошел лишь однажды за всю историю их использования.
- В Атлантическом океане до сих пор находится подлодка, затонувшая в 1968 году на глубине трех километров. На борту лодки ядерный реактор и оружие. Местонахождение лодки установлено.
- США в начале 1980-х г. вынудило Финляндию закрыть разработки подводных лодок под угрозой санкций. Причин не названо, и распространено мнение, что это было сделано из страха.
Праздник моряков-подводников является главным напоминанием о роли людей этой профессии в жизни людей и государства, поэтому его чтят и отмечают ежегодно, отдавая дань погибшим и живущим служащим.
Что подарить подводнику
Ни один праздник не обходится без подарков, и моряки-подводники также достойны того, чтобы оказать им знаки внимания. Вот несколько идей, что подарить подводнику:
- сувениры, связанные с профессией;
- картины, другие произведения искусства, посвященные морской тематике;
- книги;
- различные морские аксессуары, к примеру, подзорную трубу, бинокль;
- различные гаджеты;
- часы или наручный компас.
При выборе подарка стоит также ориентироваться и на личные предпочтения бойца, его увлечения и хобби.
Отметить профессиональный праздник также можно, отправив знакомому моряку-подводнику поздравительную открытку:
История праздника
Чтобы понять уникальность празднования Дня подводника, окунемся немного в историю создания флота России.
Самый первый образец русской подводной лодки внешне очень напоминала винную бочку. Создана она была в первой четверти 18 века и носила название «Потаенное судно». Глядя на памятник первой подводной лодке, расположенный в Сестрорецке, трудно представить то, как она могла выполнять свои функции.
Автором первой модели подводной лодки стал крепостной изобретатель — самоучка Ефим Прокопьевич Никонов. На реализацию своей идеи он смог получить одобрение самого Петра Первого.
Первый опытный образец подводной лодки появился весной 1721 года на верфи в Санкт-Петербурге и имел скромные размеры. В качестве двигателя выступали весла и рассчитана первая модель была на экипаж из четырех человек. Испытания судна прошли неудачно, но Петр Первый приказал начать полномасштабное строительство подлодки. С 1721 по 1727 г. была построена полноценная модель, но все ее испытания не увенчались успехом.
После смерти великого реформатора Петра, об идее создания подводной лодки забыли почти на сто лет. В результате в Российской империи первая действующая субмарина появилась только в 1866 году.
В 1906 году Николай II своим указом ввел подводные лодки в состав военного флота. Этот указ был подписан 19 марта. Именно с этого года 19 марта официально утвержден Днем подводника.
Сегодня это праздник для всех, кто связан с подводным флотом, а особенно для военнослужащих сил ВМФ России, имеющих или имевших отношение к подлодкам.
От цистерны до миноносца
Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.
Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.
Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.
- Подводная лодка Степана Джевецкого
Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.
В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек).
По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).
Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».
Также по теме
«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил
110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…
Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.
В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.
При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.
Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).
Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.
Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.
В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.
Поздравления
Поздравление с праздником
Хочу поздравить тебя с праздником. И пусть сегодня ты далеко. Желаю стойко нести свою службу и гордиться своей страной. Будь в любой момент готов встать на защиту. И пусть морские стихии не испугают тебя, а сердце не утратит мужественности. Служи и не думай о земных проблемах, знай, что мы ждем тебя.
С праздничным днем подводника,
Поздравляю я от души тебя.
И мужество, еще отвагу,
Сегодня славить буду я.
Желаю каждый день добра,
Чтоб ты дружил с подлодкой.
И пусть не будет никогда,
Плохих прогнозов в сводках.
Здоровым будь, счастливым,
Всем нам родным на радость,
И помни, ждем мы терпеливо,
Не проявляя слабость.
Интересные факты
- Благодаря внушительным габаритам – надводным водоизмещением в 23200 тонн и подводным в 48000 тонн – субмарина «Акула» является самой крупной подводной лодкой в мире.
- На рекордные 1027 м погрузилась субмарина «Комсомолец» в 1985 году. Превзойти это достижение пока не удалось никакой другой подлодке.
- Первым кораблем, предназначенном для биологических исследований, стала российская подлодка «Северянка».
- Дебютный выход подводных лодок на арену боевых действий пришелся на Русско-японскую войну 1904-1905 годов.
- Единственным в мире подводным кораблем, участвовавшим в трех войнах, является русская субмарина «Пантера». Судно плавало с 1916 года и прошло Императорскую, гражданскую и Великую Отечественную войны.
- Первой подлодкой, пересекший Арктику подо льдами, стала российская субмарина Д-3. Произошло это в 1938 году.
- В 1966 году группа из нескольких советских атомных подлодок совершила кругосветное путешествие под водой. Вояж занял 45 дней.
- День счастья в 2020 году
- День друга в 2020 году
- День ЖКХ в 2020 году
Как формировался флот?
Российская Империя в свое время стала первой страной, у которой появился собственный подводный флот. И, несмотря на то, что официальной датой его создания считается 1906 год, разработки начались намного раньше. Причем не заокеанскими конструкторами, как сообщают некоторые источники, а именно нашими соотечественниками.
Первая подлодка
Впервые идея поострить «потаенное судно» возникла еще во времена Петра I. С такой челобитной обратился к императору мастер Ефим Никанов. Однако экспериментальный образец не прошел испытаний, так как получил пробоину еще при первом спуске. К сожалению, дальнейшие работы были заморожены. После смерти правителя ремонт остановили, а самого мастера разжаловали в простого рабочего верфи.
Дальнейшие попытки создать такой корабль также терпели неудачи, в большей степени из-за отказа от финансирования. Но, тем не менее, первая металлическая лодка в мире была построена в 1834 году именно в России.
Только в 70-х годах 19 века проекты заинтересовали руководство Империи. Даже был гос. заказ на изготовление партии из 50 лодок, которые приводились в движение при помощи вращения педалей матросами. Такие своеобразные подводные велосипеды практического применения не получили.
Лодка с электрическим двигателем появилась в 1885 году. Ее строили по проекту изобретателя Джевецкого.
Но автором боевых подлодок называют И.Г. Бубнова. Русский конструктор и морской инженер сконструировал именно те агрегаты, которые уже могли выполнять боевые задачи. Эти корабли и стали основой для выделения в отдельное подразделение подводного флота.
Какой лунный день сегодня?
Сегодня до 16:10 по московскому времени тринадцатый лунный день, после — четырнадцатые лунные сутки. Полную версию прогноза на день читайте в заметке Calend.ru «Лунный календарь на 19 марта», а мы сейчас обозначим кратко основные моменты.
Общие рекомендации на 13-й день по лунному календарю: день таит в себе неоднозначность. Неудачен он в том, что все как будто возвращается на круги своя, и чтобы вырваться из замкнутого круга проблем, надо поработать над собой. Между тем, в нем есть и плюсы. Это один из самых социальных дней, подошло время для проведения общественных мероприятий, групповых контактов, накопления информации.
Общие рекомендации на 14-й день по лунному календарю: самый сильный и мощный день месяца, он признан одним из самых счастливых. Это время наиболее активных и решительных действий. С началом этого дня мы вступаем в период, когда можно начинать очень серьёзное предприятие
Не пропустите этот день — он исключительно удачен для старта любого важного дела. Всё начатое в эти сутки с блеском удаётся
Следующего такого шанса придётся ждать целый месяц!
Традиции праздника
Традиционно в День подводника России происходит вручение грамот и наград морякам-подводникам, присвоение очередных и внеочередных военных званий за особые заслуги, встречи с ветеранами. Организуются праздничные концерты и мероприятия. В морских училищах проходят торжественные парады и возложения венков к мемориалам моряков-героев. Обязательным является поздравление Главнокомандующего ВМФ представителям этой нелегкой службы.
Обязательно поздравьте своих близких даже в том случае, если они уже давно не имеют отношения к подводному флоту. Годы, проведенные на подлодке, не забываются. Это поистине героический труд, предназначенный не для каждого.
О профессии моряка-подводника, как им стать
Профессия моряка-подводника не слишком распространена, в России есть только 5 вузов, где готовят таких специалистов. Дело в том, что представители такого рода войск должны обладать необычайными способностями и пройти длительный, глубокий курс подготовки. Эта профессия одна из самых престижных в России.
Основная задача специалистов – исследовательская деятельность и разведка. Чтобы долгое время проводить на подлодках и оставаться незамеченными, им необходимо освоить большой объем технических знаний.
Чтобы стать подводником, необходимо иметь крепкое здоровье, высокий уровень дисциплины. В ВМФ призывают бойцов с умением работать в команде и безоговорочно выполнять приказы
Также важно умение принимать взвешенные решения, иметь высокий уровень стрессоустойчивости, не бояться рисков. Моряк-подводник – это опасная профессия, поэтому, выбирая ее, люди должны осознавать на что они идут и иметь соответствующие ценности
День моряка-подводника в 2022 году в России – ежегодный праздник, который посвящен всем представителям этого рода войск. Это главный из праздников для военнослужащих ВМФ. Это повод поздравить всех причастных, а также почтить память тех, кто отдал свою жизнь, сражаясь на подлодках, за безопасность страны.
- День ПВО в 2022 году
- 23 февраля – День защитника Отечества 2022
- Выходные на 23 февраля 2022 года: как отдыхаем
- День отца в 2022 году
- День молодежи в 2022 году
Открытки и смс-поздравления в День моряка-подводника в России 19 марта
***
Всех подводников России
Поздравляем от души,
Вы для нас — элита флота,
И во всем вы хороши,
Пусть ваш праздник дарит радость,
Будьте счастливы всегда,
Жизнь цените вы, и будет
Благосклонной к вам вода!
***
Вас, подводник дорогой
С боевой душой морской,
Поздравляем с этим днём
И куплет вам пропоём:
Добрым будет море пусть,
Сладкой будет в сердце грусть,
Пусть всё сложится у вас
И в дальнейшем, и сейчас!
***
Моряки-подводники,
С праздником друзья.
Вам здоровья, счастья,
Пусть дома ждет семья.
Пусть море будет тихим,
Мира всем, добра.
Пусть после погружения,
Подъем будет всегда.
***
С днем подводника в России,
Вас сегодня поздравляю.
Чаще видеть землю, сушу,
От души я вам желаю.
Бороздите океаны,
И бескрайние моря.
Вам желаю, чтоб всегда,
Дома вас ждала семья!
История образования Дня моряка-подводника
День Моряка-Подводника начали отмечать почти двадцать пять лет тому назад. 15 июня 1996 года приказом №253 Главнокомандующим ВМФ РФ адмирала флота Ф.Н. Громова был утвержден этот праздник. С тех пор тот день ежегодно отмечают праздничными концертами, встречами моряков-подводников, вручением наград, благодарственных писем и грамот, почтением памяти погибших товарищей. Поднимаются корабельные фланги, происходит построение подводных сил. Центром праздника традиционно является Владивосток, где находится Тихоокеанский флот. 19 марта возлагают цветы к памятнику «Пионерам подводного плавания» и проводят минуту молчания. Многие подводники отмечают этот праздник на службе вдали от дома и при поздравлении обычно желают друг другу, чтобы количество погружений лодки в воду всегда равнялось количеству подъемов.
19 марта в качестве даты было выбрано не случайно. Это день рождения российского подводного флота.
Приказ был подписан морским министерским адмиралом А.А. Брилевым. В том же году в флот Российской империи вошли 10 подводных лодок. Вскоре новинку удалось испытать в условиях войны. Так появилась традиция отмечать этот день, но, к сожалению, после Октябрьской революции праздник позабыли на долгие годы.
В 1912 году под началом корабельного инженера и математика, конструктора подводных лодок Ивана Бубнова началось воплощение программы «Барс» по производству серии разных подводных лодок. Под его чутким руководством началось производство подводных лодок на Балтийском заводе в Петербурге и на заводе «Ноблесснер» в Ревеле (современный Таллин). Произведенные на Балтийском заводе лодки назвали: «Барс», «Вепрь», Волк», «Гепард», «Змея», «Единорог». Лодки, созданные в Ревели получили названия: «Львица», «Тигр», «Кагуар», «Тур», «Язь», «Леопард», «Ягуар», «Пантера», «Ёрш», «Форель», «Рысь», «Угорь». Для использования на Дальнем Востоке отходили «Змея», «Единорог», «Ёрш», «Форель», «Рысь», «Угорь», а все остальные предназначались для вод Балтики.
Экипаж каждой подводной лодки составлял 34 человека, показатели водоизмещения были следующими: 650 т (надводное) и 780 т (подводное). На уровне 100 м. располагалась предельная глубина погружения.
К 1941 году в наличии у СССР было 212 подводных лодок, находящихся в составе четырех флотов. ВОВ стала огромным испытанием для подводников и всего подводного флота. Боевая подготовка и обеспечение были плохими, не хватало квалифицированных кадров, поэтому исполнять свой долг перед Родиной приходилось в тяжелых условиях. Несмотря на все препятствия, моряки-подводники проявили огромный героизм при выполнении боевых задач. Они проводили разведку, устанавливали минные заграждения, сопровождали суда. От ударов советских субмарин Германия потеряла около 35% своих транспортных и боевых судов. Героями Советского союза стали двадцать три отважных моряка-подводника, а тысячи их товарищей получили другие ордена и медали.
После войны начали появляться ядерные подводные лодки и значение подводного флота возросло в разы. Он вошел в ядерный щит и теперь имеет большой вес в обороноспособности страны.
Сейчас нам есть чем гордиться и российский подводный флот является одним из сильнейших и крупнейших в мире и имеет огромный потенциал. С 2013 г. подводные лодки проектов 955 «Борей» и 885 «Ясень» начали появляться в составе военно-морского флота. Сейчас ведется модернизация и замена старых кораблей на более современные и технически продвинутые. Планируется полная замена кораблей устаревших субмарин и воплощение проекта модульной сборки.
С каждым годом растет авторитет службы на подводных кораблях. Чтобы начать службу, необходимо иметь крепкое здоровье, пройти ряд курсов и испытаний, быть психологически устойчивым человеком. Это не профессия, а призвание, ведь моряки жертвуют личными интересами, временем для семьи и большую часть своей жизни проводят под водой в стесненных условиях. Выстоять испытания, справится с сложными задачами в условиях подводной лодки может только настоящий профессионал своего дела, образованный и сильный духом человек.
Этот день отмечают не только моряки, но и гражданский персонал: талантливые инженера, конструкторы, проектировщики, рабочие. Благодаря квалифицированным специалистам в России создаются современные и востребованные подводные суда.
История праздника
День проводника — профессиональный праздник всех работников железнодорожного транспорта. История торжества началась в 1837 году, 30 октября. В этот день от Санкт-Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд, и император Александр Николаевич издал указ о чествовании работников стального полотна.
Однако просуществовала эта традиция недолго. Вскоре День проводника перенесли на 28 июня, а с 1936 года он стал называться Всесоюзным сталинским днем железнодорожников. 9 июля 1940 года Совет народных комиссаров СССР перенес торжество на первое воскресенье августа.
В 1980-х годах название праздника изменилось. Длинное звучное название сократили до двух слов — День железнодорожника.
Интересно! Когда День мужчин в 2021 году
Интересные факты
- Первые морские карты появились во II веке до н.э. До этого времени распространенным методом навигации было использование птиц. Их выпускали на свободу и направляли корабль в том направлении, куда она полетит.
- Согласно исследованиям в период с 1600 г. по 1800 г. около миллиона моряков умерло от цинги. Это количество превышает число погибших во всех морских сражениях за этот период.
- Согласно поверьям, моряки носили в правом ухе серьгу, чтобы оградить себя от слепоты и ревматизма. Моряки, которые прошли мимо мыса Горн, знаменитого штормовой погодой, носили большую золотую серьгу. Они имели привилегии в портовых барах – им наливали бесплатную кружку пива и разрешали класть ноги на стол.
- 19 августа 1894 года князь Константин Николаевич подписал приказ, согласно которому тельняшки стали частью обязательной формы матросов в России.
- В некоторых странах существовала примета, согласно которой девушка, которая увидит над головой птичку малиновку, выйдет замуж за моряка.
- Во время расцвета парусного флота моряки владели умением завязывать около 500 узлов.
Как уже указывалось, первой войной, где приняли участие подлодки, была война между Россией и Японией в 1904-1905 гг. на Тихом океане. Правда, подлодки в сражениях активного участия не принимали.
Американцы в 1954 году спустили на воду первый в мире атомоход.
Советскому флоту принадлежит и другой рекорд – самая большая в мире подлодка находилась в составе советского флота – это «Акула» проекта 941. Ее водоизмещение составляет 23200 тонн в надводном положении, в подводном – 48 000 тонн.
- Первой войной, в ходе которой официально, в качестве полноценного рода войск, принимал участие подводный флот: был русско-японский конфликт 1904-1905 гг.;
- Первая в мире атомная подводная лодка была спущена со стапелей Портсмуртских доков в 1954г., для американского флота;
- Наибольшая глубина погружения была установлена в 1985 году советской субмариной «Комсомолец». Экипажу удалось поднять судно с глубины в километр 27 метров;
- В нашей стране, первая субмарина под именем «Ленинский Комсомол», была спущена на воду в Ленинграде в 1943 году. После торжественных речей, судно тут же было отправлено на фронт, охранять от немцев Северные Конвои (маршрут снабжения советской армии по условиям договора «Ленд-Лиза» через мурманский порт), где вскоре и была потоплена в ходе яростного сражения с превосходящими силами противника;
- Самая крупная из нынешних подводных лодок также несёт свою службу в России. Это изделие проекта 941 акула. Одно только водоизмещение её надводной части составляет более 23000, а общая сумма превышает 48000 тонн.