Город оренбург: история и достопримечательности

По чкаловским местам

Въезжая в Нижний Новгород со стороны Балахны, всегда вижу с левой стороны на ул. Ужгородской памятник В.П. Чкалову. И не раз задавалась вопросом: «Почему здесь, в Сормовском районе Нижнего, установлен памятник Чкалову, если родился он у нас в Василёве?»

И вот наконец выясняю: отсюда, из местечка Высоково, пошел род величайшего летчика. Сюда в редкие свободные часы постоянно наезжал Валерий Павлович к родственникам.

В бывшей деревне Высоково Козинской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии родились, жили и ушли из жизни почти все предки и родственники Валерия Павловича Чкалова по отцовской и материнской линиям. Их прах покоится на старом кладбище поселка Большое Козино.

Памятник установлен в 1994 году на пересечении улиц Узкой, теперь — Земледельческой, и Ужгородской. В начале XX века в этом районе Нижнего Новгорода проживало около полусотни двоюродных родственников Чкалова. Памятник находится недалеко от дома родственников Валерия Павловича (ул. Землячки, д. 4), где жили отец и дед лётчика. Бюст работы скульптора Павла Гусева (он же автор памятника В.П. Чкалову и в нашем городе) по праву считается достопримечательностью Сормовского района.

Род Чкаловых, хотя и крестьянский, тесно был связан с Волгой, с водной стихией: Волга течет в километре от Высокова. Сама фамилия говорит за себя: волжское словечко «чка» означает плывущую льдину. Прадед Валерия Павловича, Михаил Максимович, 1803 года рождения, по волжским берегам бурлацкую лямку тянул, говорят, и родился прадед в половодье на льдине, то есть на чке. Дед Григорий Михайлович «в горбачах» ходил — так в старину на Волге называли портовых грузчиков. А отец Павел Григорьевич, как мы знаем, сначала в Сормове строил пароходы, потом работал в Василёве, где не только ремонтировал суда, но и построил крепкий дом на берегу Волги для своей семьи. Теперь это Мемориальный музей В.П. Чкалова.

А родственники Валерия Павловича жили, работали в Нижнем Новгороде, где до сих пор, возможно, живут и работают их потомки.

Но это уже другая история и другой повод съездить в Нижний Новгород…

Путь в небо

Чкалов родился 2 февраля 1904 года в приволжском селе Василёве, в пролетарской и многодетной, но достаточно обеспеченной семье. Его дед был бурлаком, отец же стал механиком-котельщиком в казенных мастерских — ремонтировал судовые двигатели. Дело было интересное и прибыльное. Когда Валере было всего шесть лет, умерла его мама Арина Ивановна. Младшего воспитывали всем миром, а вскоре в доме появилась мачеха Наталья Георгиевна, которую Волька обожал и называл мамой. Мальчик все время проводил со старшими братьями Николаем и Леонидом, тянулся за ними, потому рос не по годам крепким и отчаянным. По воспоминаниям его старшей сестры Анны, в восемь лет он переплывал Волгу и подныривал под плотами сплавляемого леса.

Дом, где провел свое детство Валерий Чкалов

В 1916-м Валерий закончил Василёвскую начальную школу, после чего отец отправил его на учебу в Череповецкое техническое училище. Но после революции в стране стало не до учебы, и юноше после второго курса пришлось вернуться. Он пошел работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на пароход «Баян». Тогда-то, по его словам, он впервые увидел пролетающий самолет и навсегда влюбился в авиацию. Случайно оказалось, что сосед Чкаловых Владимир Фролищев работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, и по его протекции Валерия устроили слесарем-сборщиком самолетов в 4-й Канавинский авиапарк. Поскольку учреждение было военное, Валерий добровольцем поступил в Красную армию. Ему было всего пятнадцать, но возраст он скрыл.

В 1921 Чкалов попадает в летное училище — снова благодаря уже упомянутому соседу. В авиапарк пришел вызов из Егорьевской школы летчиков, и ехать должен был Фролищев, но он был занят сватовством к Софье Чкаловой — сестре Валерия. Покидать невесту Владимир не захотел и отправил вместо себя будущего родственника, мечтавшего о небе. Так юный механик оказался под Москвой, в старейшей российской авиашколе.

Чкалов_2

Валерий Чкалов со своей матерью. 1938 год

Фото: ТАСС/А. Капелюша

Чкалов родился летчиком. Он был создан для неба, инстинктивно понимал машину и наслаждался пилотированием. После выпуска его рекомендовали в ВВС, и он отправился сначала в Борисоглебскую военную авиационную школу, затем в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа, где обучали летчиков-истребителей, а потом и в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Таковы были правила подготовки пилотов тех лет. В июне 1924 года младший военлет Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью имени П.Н. Нестерова.

Личная жизнь

В возрасте 23 лет, неся службу в Ленинграде, Валерий Чкалов женился на Ольге Ореховой, которая по профессии была школьной учительницей. В этой семье родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и супруга, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.

Валерий Чкалов с семьей

Также у Чкалова было две дочери – Валерия и Ольга. Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.

Валерий Павлович был автором нескольких книг, в которых он описывал свои впечатления о перелетах. Наиболее ценными с историко-познавательной точки зрения являются «Высоко над землёй. Рассказы лётчика» и «Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка».

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Народный герой

По возвращении волна славы окончательно накрыла Чкалова. Хотя командир корабля не был инициатором рекордных перелетов, он выделялся из этой тройки. Чкалов располагал к себе внутренней силой, харизматичностью, широкой открытой улыбкой. А еще он умел находить нужные слова, не стеснялся благодарить вождей и лично Сталина, отлично держался на публике. Он удачно вписался в роль народного героя. Биография, аккуратно отредактированная в центральных газетах, превратила его в былинного богатыря со всеми его подвигами и некоторыми перегибами. Богатыри ведь тоже иногда «шалили», но им это прощалось. Многие его прошлые «подвиги» стали легендарными, о них знали все

И было уже не важно, происходило ли это на самом деле или нет

Родной поселок Василёво был переименован в Чкаловск, Валерий Павлович был избран депутатом Верховного совета СССР, получил звание комбрига, хотя никакой авиационной бригадой он не командовал, а по-прежнему испытывал истребители Поликарпова. Правительство даже подарило пилоту личный самолет! Однажды на приеме в Кремле Сталин провозгласил тост за здоровье Чкалова. Уже изрядно расхрабрившийся летчик встал и заявил, что пить за него не стоит, а нужно выпить за здоровье великого вождя. После этого сам налил два полных фужера и предложил Сталину выпить на брудершафт. Опешивший отец народов не нашелся, что ответить, и угодил в объятия Чкалова. Говорят, тогда летчик даже осмелился обращаться к Сталину на «ты».

Чкалов_3

Валерий Чкалов с женой и сыном в автомобиле на площади Белорусского вокзала после завершения беспосадочного перелета Москва – Северный полюс – США

Фото: РИА Новости/Иван Шагин

Триумф Чкалова продолжался недолго, чуть больше года. В декабре 1938-го он разбился, испытывая новую машину И-180. По поводу смерти летчика написано и сказано много, выдвигались разные версии — от несчастного случая до преднамеренного убийства по приказу высшего руководства страны. Работали три авторитетные комиссии, несколько человек провели долгие годы за решеткой, потом их оправдали и реабилитировали. Вопрос по сей день остается открытым.

Очевидно, что самолет был сырой, но ведь опытная модель только вышла на летные испытания. Война в Испании показала, что наши И-16 уступают новейшим немецким «Мессершмиттам» Bf-109Е — у наших скорость было до 450 км/ч, а немец разгонялся почти до 600. Срочно нужна была новая скоростная машина, и И-180 потенциально был именно таким самолетом. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель Поликарпова, очевидно и то, что он проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Если бы он так и сделал, всё было бы нормально, но Чкалов пошел на второй круг, по более широкой траектории.

Мотор на 25-градусном морозе заглох, а высота была слишком малой, чтобы успеть сманеврировать или выпрыгнуть. Самолет ударился о землю, летчика выбросило из кабины. Его успели довезти до Боткинской больницы, но там он скончался.

Чкалов_9

Валерий Чкалов показывает на карте маршрут своего перелета из Москвы в Ванкувер морякам с крейсера «Марат» и рабочим с московской кондитерской фабрики имени Марата

Фото: РИА Новости/Василий Малышев

Как испытатель и летчик-новатор Чкалов очень много сделал для нашей авиации. Во многом благодаря ему в годы войны у нас появятся Покрышкины и Кожедубы, научившиеся летать в экстремальных режимах, порой против законов физики и здравого смысла. Чкалов мечтал поехать сражаться в Испанию, но его не пустили. Впрочем, его рабочее место в некотором смысле тоже было линией фронта, и он отдал свою жизнь ради создания воздушного щита Родины.

А в марте 1941 года, перед самой войной, вышел фильм Калатозова «Валерий Чкалов». Он был основан не столько на реальных фактах, сколько узаконил миф о великом летчике. Кстати, именно в кино впервые появился знаменитый эпизод с полетом под Троицким мостом на глазах невесты и командира отряда, о котором при жизни пилота никто не упоминал. Так родилась еще одна легенда о Чкалове. Впрочем, не вполне легенда — 26 февраля 1930 года летчик действительно пролетел под железнодорожным мостом близ станции Вялка в 225 км от Ленинграда. Сделал он это вынужденно, совершая экстренную посадку из-за метеоусловий; самолет был разбит.

Чкалов_1

Истребитель И-16 во время боев на Халхин-Голе. 1939 год

Фото: commons.wikimedia.org

Но, как нетрудно понять, в официальную мифологию этот случай не очень вписывался — хотя и был описан в вышедших еще в советское время воспоминаниях жены пилота, Ольги Чкаловой. Но, как ни крути, полет под мостом (настоящий или придуманный) остается и сегодня одним из ключевых элементов чкаловского мифа.

Борис Гребенщиков, «Под мостом, как Чкалов»

Рекордные перелеты и всенародная память

В 1935 году товарищи Чкалова лётчики Г. Байдуков и А. Беляков предложили ему рискованное и дерзкое дело – осуществить перелет из СССР в США. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. И. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским. И с этой задачей лётчики успешно справляются. Они провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд! Полёт получил название «Сталинский маршрут», героям-лётчикам сделали подарки, а И. Сталин лично встретил вернувшихся пилотов на аэродроме и подарил Валерию Чкалову самолет У-2.

На волне подобного успеха Чкалов добился разрешения на перелет в США. И 18 июня 1937 года стартовал новый рекордный перелет.

На самолете АНТ-25, который имел имя «Сталинский маршрут», отважный экипаж через Северный полюс достиг американского города Ванкувер (штат Вашингтон) и успешно вернулся. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. Весь экипаж был удостоен званий Героя Советского Союза, они стали одними из первых, получивших это почетное звание.

В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице…

Имя героя испытателя Валерия Чкалова знакомо всем нашим соотечественникам. В память о нем названы города и улицы, возведены монументы. Одна из гвардейских эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила его имя. Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы. Один из них создан при поддержке Российского военно-исторического общества: документальный фильм «Жил был лётчик» рассказывает нам о жизни и истории успеха Валерия Чкалова, в том числе и о том, почему Валерий Павлович нарушил полётное задание и пошёл на второй круг. Ведь летчик знал, что мотор недоработан и может остановиться в любую секунду. Он всегда пытался действовать вопреки правилам и приказам, выходить за пределы возможного. Такой уж был характер, такая судьба…

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Музеи Чкаловска

В Чкаловске сохранилось несколько старинных зданий вдоль устья реки Санахты. Главная достопримечательность города — музейный квартал «Русские крылья», куда входят:

  • Мемориальный музей В.П.Чкалова
  • Дом культуры имени В.П.Чкалова, где расположены выставочный зал имени Народного художника РСФСР А.М.Каманина, «Музей скоростей», экспозиция которого посвящена главному конструктору судов на подводных крыльях Р.Е.Алексееву и краеведческая экспозиция истории села Василёво.

Недалеко от музейного квартала на берегу реки Санахты расположен старинный дом купцов Рукавишниковых 1880 года постройки (Нижегородская область, Чкаловск, ул.Халтурина, д.2).

Мемориальный музей Чкалова:

Дом культуры имени Чкалова («Музей скоростей», краеведческая экспозиция):

  • Адрес: г. Чкаловск, ул. Чкалова, 4
  • Часы работы музея: ежедневно с 9.00 до 17.00 без обеда. Выходной день — понедельник.

Другие музеи и памятники Чкаловска:

  • Районный Центр ремесел: г. Чкаловск, кв. Ломоносова, д.7, кв.24, тел (83160)4-33-11
  • Памятник Чкалову: г. Чкаловск, пл. Чкалова.

Фотографии 2015 и 2017 годов. При написании статьи использованы информационные материалы краеведческой экспозиции, посвященной Василёвской слободе.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

«Оставаться в небе»

В 1938 году летчика-испытателя В. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице.

Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто имел причастность к организации испытаний, получили длительные сроки лишения свободы. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска. Вопросов осталось много…

Время все должно расставить на свои места. Но самое главное, как сказал близкий друг семьи Чкаловых, поэт Василий Васильевич Каменский, память о «легендарном богатыре небес Валерии, нашем всенародном, всечеловеческом» будет всегда с нами.

Мемориальный музей В. П. Чкалова

Традиционно знакомство с городом начинается с его истории. И первая тропинка приведет вас в дом, где родился и вырос человек, в честь которого был назван город. Здесь расположен музей имени Чкаловых. Открыт он был в июле 1940 года. Это сооружение является памятником федерального значения и одним из самых посещаемых исторических памяток Нижегородской области.

Сам дом, а точнее, одноэтажная времянка с небольшим чердаком, была построена в 1896 году. Главными экспонатами, ради которых толпы туристов едут сюда, являются предметы быта и фото, документы и письма. Личные вещи Валерия Чкалова, пропитанные его духом и мощью, дарят возможность посетителям перенестись во времени и максимально приблизиться к жизни летчика.

Во дворе неподалеку расположен ангар, в котором находится великолепная коллекция авиационной техники 30-х годов. Каждый самолет является неотъемлемой частью биографии легенды. Гости этого музея имеют шанс познакомиться поближе не только с отрывками из жизни Чкалова, но и получить какие-то знания об авиации.

«Снова полет только по приборам…»

На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки. «Город был закрыт облаками. Лишь в самый последний момент он открылся нам из-за облаков и нам удалось его сфотографировать с высоты 4000 метров…» — вспоминал позднее Чкалов.

От камчатских берегов полетели на юг через Охотское море. «Вечно покрытое туманом и облаками, оно представляло на нашем пути самый неблагополучный участок…» — признал позже командир экипажа АНТ-25.

«Шли самые напряженные часы, последние часы перелета, — так вспоминал этот отрезок пути уже второй пилот Байдуков, — Обширный циклон, сопровождавшийся густой облачностью, дождями и туманами, встретил нас над Охотским морем. Снова полет только по приборам. Погода в районе Сахалина и Приморья крайне неблагоприятная — так же облака, дожди и туманы».

Самолет АНТ-25 Иван Шагин/ТАСС

Именно здесь для летчиков и их техники началась своя «холодная война» — уже не с японцами, а погодными условиями. Из-за сильной облачности решили идти на высоте не более 50 метров над волнами Охотского моря, пробиваясь к северной части Сахалина и устью Амура. «От штормовых порывов ветра крылья и хвостовое оперение самолета опасно вздрагивали и беспомощно вибрировали. Мне никак не удавалось вызвать по радио Николаевск-на-Амуре. Дождь стал настолько сильным, что определить расстояние до воды становилось очень трудно. Вот где пригодился тот не всегда одабриваемый бреющий полет именно чкаловского стиля, когда до поверхности остаются считаные метры…» — вспоминал Байдуков, намекая, что Валерия Чкалова многие считали «воздушным хулиганом» именно за его способность летать, например, под мостами, почти касаясь самолетом воды.

На 55-м часу непрерывного полета, в районе Татарского пролива между материком и Сахалином, обстановка стала критической. Байдуков те минуты описал так:

Валерий буквально впился в штурвал, напряженно всматриваясь в туманную мглу… Погода в море становится все хуже: расстояние до воды определить невероятно трудно. Мы поняли, что в таких условиях врежемся в прибрежные сопки прежде, чем войдем в устье Амура. Чкалов мгновенно принимает совершенно правильное решение: вверх! И тут же набирает высоту, разворачивая АНТ-25 на восток. Облака скрывают все, высота быстро увеличивается, а температура воздуха резко понижается…

«Гордились чкаловским колхозом мои крестьяне-земляки…»

В честь В.П. Чкалова названы населенные пункты, микрорайоны, улицы, проспекты в нашей стране и за рубежом. Его имя носят учебные заведения, предприятия, воинские части, станции метро, клубы, детские лагеря, школы, теплоходы, географические объекты, даже астероид 2692 назван в честь нашего великого земляка.

Недавно к нам в редакцию пришло необычное письмо от жителей белорусской деревни Головчицы Брестской области с информацией о том, что когда-то у них был колхоз имени В.П. Чкалова. «Однако по халатности бывших руководителей хозяйства и района он был расформирован».

В данный момент автор письма, член Союза писателей Беларуси и России, писатель-документалист, поэт Микола Панасюк ставит вопрос о возвращении нынешнему СПК его прежнего имени перед новым руководством райисполкома и приглашает в гости «российскую делегацию братьев-россиян» с малой родины великого советского летчика. К письму было приложено очень трогательное стихотворение «Деревня памяти и скорби», в котором автор рассказывает о былой славе богатого некогда колхоза, с грустью рассуждает о нынешнем положении дел и верит в возрождение родной деревни:

Но жить деревне суждено —

Детей растить, встречать рассвет.

Блеск боевых всех орденов

Как самый пламенный завет.

Спасибо большое белорусам за приглашение, а главное, спасибо, что помнят и чтут, несмотря ни на что, русского летчика Валерия Чкалова, нашего земляка.

Дом у начала Чкаловского проспекта в Санкт-Петербурге.

Слева — портрет В. П. Чкалова, изображение самолёта АНТ-25 и карта его перелёта через Северный полюс в Америку.

Справа внизу — бюст В. П. Чкалова.

А.Н. Гурин (с. Соломаты)

Время уходит все дальше и дальше,

Но не стирает память года.

Был он когда-то отчаянным парнем.

Видно, у Чкалова это судьба.

Был он отважным и дерзким пилотом,

Сколько высот он покорил.

Но приезжал он весной на охоту —

Больно уж вальдшнепов тягу любил.

Милые сердцу лесные угодья,

Большое Якунино, Горелый дол.

После охоты у Санахты речки

Целой гурьбою садились за стол.

Чарку за прелесть лесного раздолья,

За глухариный в потёмках ток.

Чкалова тут поздравляли с полем,

Пили чистейший берёзовый сок.

Он уезжал, никогда не прощаясь,

Твёрдо в ладонях держался штурвал.

И на охоту к друзьям возвращаясь,

Он оружейный салют отдавал.

3

Нравится

Достопримечательности

В Нижегородской области есть и памятники природы, и памятники архитектуры, и знаменитые усадьбы, и воплощения высшей инженерной мысли – все, что только может быть в мировой сокровищнице.

Естественно, что лидером по числу объектов культурного наследия и просто интересных памятников культуры разных времен является Нижний Новгород. Главные его достопримечательности – Кремль, Волжский откос, усадьба Рукавишниковых и многие другие, однако и область от своего центра не отстает.

Городецкий и Лысковский районы Нижегородской области славятся сохранившейся самобытной культурой, деревянным зодчеством и музеями обычаев и традиций народов Поволжья. Большеболдинский район – вотчина семьи Пушкиных, воспетая известным русским литератором Александром Серегеевичем Пушкиным в своих произведениях.

Памятники природы есть практически во всех районах Нижегородской области. Самые известные – Керженский заповедник, Ичалковский заказник, озера Светлояр и Вадское, река Сундовик и другие. Девственная природа, обилие животных, птиц и рыб потрясают воображение.

Есть в Нижегородской области и довольно редкие промышленные и инженерные сооружения, ставшие памятниками архитектуры. Так, в районе Дзержинска стоит гиперболоидная ажурная башня – стальное произведение искусства инженера Шухова. Им же построенные сооружения стоят в Выксе и тоже представляют определенную архитектурную ценность для мирового сообщества. Это цех с парусообразными стальными перекрытиями и еще первая в мире гиперболодная башня.

По Нижегородской области проложены десятки экскурсионных маршрутов, и вот самые популярные из них:

  • Мемориальный музей В. П. Чкалова;
  • Аллея звёзд на набережной;
  • МУК «Районный Центр ремесел»;
  • Музей скоростей;
  • Выставочный зал «Горьковский гипюр»;
  • Выставочный зал им. А.М. Каманина;
  • Памятник-самолет МиГ-21 ПФМ.

А был ли полёт?

Начнём с того, что никто из почитателей Чкалова до сих пор не может назвать точную дату, когда произошло это незабываемое событие. Совершить сей манёвр лётчик мог лишь в 1920-е годы, так как, начиная с 1930 года и вплоть до своей гибели в 1938 году, Чкалов служил в Москве. Итак, в июне 1924 года только что вышедший из стен авиационного училища лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную эскадрилью, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Вряд ли ещё неоперившийся лётчик-юнец мог сразу после «учебки» совершить такой пролёт? Значит, 1924 год отпадает. В последний предновогодний день 1924 года Чкалов знакомится со своей будущей женой Ольгой Ореховой. Впоследствии, отвечая на постоянные расспросы, Ольга Орехова будет непрестанно утверждать, что «при ней Валерий под мостом не летал». Получается, что спустя всего лишь несколько месяцев после выпуска из училища, Чкалов уже начинает общаться со своей будущей женой, которая однозначно заявляет, что на её памяти никаких полётов под ленинградскими мостами её муж не совершал. Кроме того, сейчас исследователям стало доступно личное дело Валерия Чкалова. В нём ничего не говорится о совершении Чкаловым такого явно «неуставного» поступка, как пролёт под мостом в центре города. А ведь нарушение дисциплины, действительно, вопиющее — подвергается риску не только дорогостоящий самолёт, но и жизнь самого пилота, а также простых горожан, находящихся на мосту. Согласно мифу, за эту дерзость Чкалов загремел на гауптвахту. Но вот незадача — все дисциплинарные наказания, а равно и вызвавшие их причины, в личном деле лётчика подробно отражены, но «несанкционированного полёта» среди них нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector