Бог забирает каждого человека

Почему кого-то Бог забирает в детстве, а кого-то нет, хотя он стал убийцей?

Samael 8 месяцев назадОтветить

Искренне соболезную Елене. Быть честным и откровенным с людьми всегда трудно, особенно в подобной, ужасной ситуации. Правда не лечит, не утешает…правда, зачастую, мерзкая, подлая…правда несет в себе пустоту и отчаяние, бьет всегда со спины, но с правдой жить легче. Предвещая реакцию большинства профессионально-православных пользователей — советую не читать данный пост, дабы не оскорбиться. Скажите мне, верующие люди, слово «ответственность» вам знакомо? Ответственность за свои деяния и помыслы. Как же все у вас просто! Зачем думать, если есть инструкция! Клочек никчемной бумаги с бесполезными рассказами о похождении ненасытного маньяка-убийцы. Почему смерть невинных всегда оправдывается какой-то сакральной жертвой богу во имя добра? Убийство в безмерной любви к своему созданию. Убийство врага во имя бога, насилие, боль, мучения и страдания — всему есть божественное объяснение. Когда уже ваш бог-маньяк насытится всем этим? Когда уже захлебнется кровью невинных людей? Когда вы уже прозреете? Своим лицемерием вы обесцениваете человеческую жизнь! Самоубийство — грех, убийство врага — благо…в обоих случаях это смерть, боль и страдания! Кто определяет образ врага? Вы, ряженые бородатые бездельники в золотых платьях и брюликах? Что за подмена понятий, на основании домыслов

«Боженька забрал ребенка, потому что в будущем….» и т.д…..Вы что несете, демогоги-предсказатели?! Жизнь жестока, люди жестоки и любой жестокости нет оправдания! Сколько же сказочных чудес совершил боженька! Исцелял, леветировал, воскресал, дистанционно оплодотворял девственниц, кормил толпы нуждающихся морепродуктами, наказывал воров и злодеев…но это все осталось в сказках…В действительности — реальна только смерть! Насилие детей, убийства, голод, нищета, разврат, воровство и войны! Где ваш всемогущий бог??? В деревянных штампованых картинках по заоблачным ценам? В свечных заводах? Паленом алкоголе, распространяемом под видом крови? В ваших идиотских обрядах? В лживых обещаниях? В недвижимости? Выйдите из своего сокрального блаженства и посмотрите вокруг! Страдания, боль, насилие и ложь! Людям нужна помощь, а не утешение! Вы можете помочь, пусть даже по вашей волшебной книжке в золотом переплете, ценой в 40 пенсий? Накормить, раздать, поделиться последним…Слабо? Что? Ищите оправдание своего бездействия в инструкции? Продайте свои золотые цацки и помогите нуждающимся делом, а не песенками по выходным! Сколько здесь людей реально помогли кому-то постороннему выжить? Скольких спасли? Скольким не дали умереть с голоду, в нищете? Дали кров бездомным? Вылечили скольких? Рак! Чертов рак, который поп именует божьим инструментом для умертвления невинных ради какой-то там важной цели. А что вы сделали для поиска возможностей победить эту ужасную болезнь? Сколько, ранее не излечимых болезней было оправдано извращенными желаниями вашего бога, пока грешные ученые не нашли способы исцеления

Ученые, над которыми всласть поиздевались любители фантастических существ и винишка. Где польза? Лень учиться и работать во благо? Проще придумать сказочку и продолжать обжираться пожертвованиями! Злоба? Да! Злоба! Бога нет, раз умирают невинные дети. А вы, оправдывающие смерть — представьте своих родных, скоропостижно очутившихся в объятиях вашего бога и попробуйте хотя бы улыбнуться. Это же во благо! Там же лучше! Это же всеобщая цель! Есть же оправдание! Будьте честными и перестаньте развозить сопли на похоронах — чудо же свершилось! Радоваться надо! И хватит уже оскорблять на все подрят, неженки. Ваш бог в силе сам себя защитить, или нет? Простите, Елена, если Вы читаете это. Я знаю, что такое потеря и разделяю Вашу боль. Прошлого уже не вернуть. Постарайтесь жить, на сколько это возможно. Не верьте в лечебные свойства времени — это ложь, будет только больнее. Можно только смериться с болью и никогда не забывать. Столько людей нуждается сейчас в Вас, в Вашей помощи в такой же ситуации. Если церковь и вера дают утешение — нужно держаться за это. Но не позволяйте ненасытным «посредникам» наживаться на вашем горе! Не слушайте их оправдания, оскорбляющие Вас, они не могут знать ничего о будущем. Сил Вам!

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Роковой перевертыш

Церковь говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную

Тут очень важно понимать, что спасение – не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это – единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви

Но сможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел?

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа воспринимает любовь Божию как мучение. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный и важный. Церковь учит, что Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог — не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу».

Почему кого-то Бог забирает в детстве, а кого-то нет, хотя он стал убийцей?

Samael1 год назадОтветить

Искренне соболезную Елене. Быть честным и откровенным с людьми всегда трудно, особенно в подобной, ужасной ситуации. Правда не лечит, не утешает…правда, зачастую, мерзкая, подлая…правда несет в себе пустоту и отчаяние, бьет всегда со спины, но с правдой жить легче. Предвещая реакцию большинства профессионально-православных пользователей — советую не читать данный пост, дабы не оскорбиться. Скажите мне, верующие люди, слово «ответственность» вам знакомо? Ответственность за свои деяния и помыслы. Как же все у вас просто! Зачем думать, если есть инструкция! Клочек никчемной бумаги с бесполезными рассказами о похождении ненасытного маньяка-убийцы. Почему смерть невинных всегда оправдывается какой-то сакральной жертвой богу во имя добра? Убийство в безмерной любви к своему созданию. Убийство врага во имя бога, насилие, боль, мучения и страдания — всему есть божественное объяснение. Когда уже ваш бог-маньяк насытится всем этим? Когда уже захлебнется кровью невинных людей? Когда вы уже прозреете? Своим лицемерием вы обесцениваете человеческую жизнь! Самоубийство — грех, убийство врага — благо…в обоих случаях это смерть, боль и страдания! Кто определяет образ врага? Вы, ряженые бородатые бездельники в золотых платьях и брюликах? Что за подмена понятий, на основании домыслов

«Боженька забрал ребенка, потому что в будущем….» и т.д…..Вы что несете, демогоги-предсказатели?! Жизнь жестока, люди жестоки и любой жестокости нет оправдания! Сколько же сказочных чудес совершил боженька! Исцелял, леветировал, воскресал, дистанционно оплодотворял девственниц, кормил толпы нуждающихся морепродуктами, наказывал воров и злодеев…но это все осталось в сказках…В действительности — реальна только смерть! Насилие детей, убийства, голод, нищета, разврат, воровство и войны! Где ваш всемогущий бог??? В деревянных штампованых картинках по заоблачным ценам? В свечных заводах? Паленом алкоголе, распространяемом под видом крови? В ваших идиотских обрядах? В лживых обещаниях? В недвижимости? Выйдите из своего сокрального блаженства и посмотрите вокруг! Страдания, боль, насилие и ложь! Людям нужна помощь, а не утешение! Вы можете помочь, пусть даже по вашей волшебной книжке в золотом переплете, ценой в 40 пенсий? Накормить, раздать, поделиться последним…Слабо? Что? Ищите оправдание своего бездействия в инструкции? Продайте свои золотые цацки и помогите нуждающимся делом, а не песенками по выходным! Сколько здесь людей реально помогли кому-то постороннему выжить? Скольких спасли? Скольким не дали умереть с голоду, в нищете? Дали кров бездомным? Вылечили скольких? Рак! Чертов рак, который поп именует божьим инструментом для умертвления невинных ради какой-то там важной цели. А что вы сделали для поиска возможностей победить эту ужасную болезнь? Сколько, ранее не излечимых болезней было оправдано извращенными желаниями вашего бога, пока грешные ученые не нашли способы исцеления

Ученые, над которыми всласть поиздевались любители фантастических существ и винишка. Где польза? Лень учиться и работать во благо? Проще придумать сказочку и продолжать обжираться пожертвованиями! Злоба? Да! Злоба! Бога нет, раз умирают невинные дети. А вы, оправдывающие смерть — представьте своих родных, скоропостижно очутившихся в объятиях вашего бога и попробуйте хотя бы улыбнуться. Это же во благо! Там же лучше! Это же всеобщая цель! Есть же оправдание! Будьте честными и перестаньте развозить сопли на похоронах — чудо же свершилось! Радоваться надо! И хватит уже оскорблять на все подрят, неженки. Ваш бог в силе сам себя защитить, или нет? Простите, Елена, если Вы читаете это. Я знаю, что такое потеря и разделяю Вашу боль. Прошлого уже не вернуть. Постарайтесь жить, на сколько это возможно. Не верьте в лечебные свойства времени — это ложь, будет только больнее. Можно только смериться с болью и никогда не забывать. Столько людей нуждается сейчас в Вас, в Вашей помощи в такой же ситуации. Если церковь и вера дают утешение — нужно держаться за это. Но не позволяйте ненасытным «посредникам» наживаться на вашем горе! Не слушайте их оправдания, оскорбляющие Вас, они не могут знать ничего о будущем. Сил Вам!

Вопрос священнику

У человека, приходящего в храм, возникает немало вопросов, но не всегда бывает возможность спросить обо всем интересующем батюшку: иногда недостает для этого времени, иногда не представляется удобный случай, иногда мешает ложный стыд. Братья и сестры, здесь вы можете задать волнующие вас вопросы о вере, духовности, Церкви, обрядах, Таинствах, о сложностях толкования Священного Писания и просмотреть ответы на ранее заданные вопросы. Один из священников в ближайшее время ответит на них.

Убедительная просьба внимательно просматривать уже опубликованные на сайте ответы, чтобы не повторять таких же вопросов. Для удобства можно воспользоваться опцией меню «Поиск на сайте».

На ваши вопросы отвечают священники:

Про Бога и жизнь

Не говори Богу, что у тебя есть проблемы. Скажи проблемам, что у тебя есть Бог.
Когда Бог дает вам возможность начать всё заново, не совершайте ту же ошибку.
Прости нас Господь за бесконечные жалобы на жизнь.
Только те, кто смиренно и мужественно принимают планы Господа, выбирают правильный путь в жизни.
Живи в гармонии с Господом, но не спеши встретиться с ним.
Цените то, что было подарена вам Богом, ведь жизнь такая штука может и отобрать...
Не просите у Бога легкой жизни, просите, чтобы он сделал вас сильней.
Мы иногда не тех встречаем...не тем свою вручаем жизнь... мы очень бога огорчаем... поэтому — не торопись...
Чем больше в своей жизни вы будете знать о милосердии и дарах Божьих, тем больше будет поводов восхвалять его в жизненных трудностях.
Наша жизнь дана нам лишь взаймы: тот, кто её получил, обязательно её отдаст.
Когда ты не понимаешь, что происходит в твоей жизни, просто закрой глаза, глубоко вдохни и скажи: «Бог, я знаю, что это твой план, просто помоги мне в этом.»

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Как помочь людям, которые не хотят есть, спать, думать, жить, потеряв близкого человека?.. если умер ребенок?..

Лучше всего тут могут помочь специалисты-психологи. Но если такой человек оказался рядом с тобой, а ты ни разу не психолог, существует веками проверенный способ, описанный в Новом Завете: «…плачьте с плачущими» (Рим 12:15). В сущности, каждый из нас так или иначе оказывает психотерапевтическую помощь своим близким. Мы утешаем друг друга, стараемся поддерживать тех, кому сейчас плохо, что-то для этого говорим и делаем. Формы такой помощи могут быть разными, но непременным условием является искреннее участие в чужой беде.

Чтобы помочь, нужно взять на себя часть чужой боли, прочувствовать ее как свою собственную, заплакать с плачущим не просто «за компанию», а оттого, что ты реально вошел в чужое горе, принял его как — свое, и теперь тебе тоже от него больно.

Это трудно, на это способен далеко не каждый, но без такого искреннего участия ни о какой помощи не может быть и речи.

Потеря ребенка — самое страшное горе для матери. И тот, кто хочет оказать ей помощь в такой ситуации, должен ясно понимать, что для этого ему придется принять часть этого страшного горя в свое сердце, придется плакать, придется участвовать в чужом страдании, то есть — со-страдать. Если же такой готовности нет, а желание помочь есть, то лучше просто молиться о пострадавших, просить Господа послать им утешение, облегчение и крепость духа. Молитва, это ведь тоже — помощь.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Дым большой нелюбви

Андрей Макаревич в одной из своих песен нашел очень точное с православной точки зрения определение человеческой истории — «Эпоха большой нелюбви». Люди, в сердцах которых не было любви к своему Создателю, оказались неспособны любить и друг друга. Более того, они не смогли с любовью относиться и к прекрасному миру, который Бог дал им в удел. Всё зло мира, все страдания человечества на протяжении всей его истории — это лишь отражение нашей нелюбви к Богу, друг к другу, и к миру вокруг нас.

Обижать, обворовывать, мучить и убивать можно только тех, кого не любишь. В этом корень всех людских страданий и бед. Даже природные катаклизмы зачастую являются следствием нравственной деградации человека. Мы не можем с точностью отследить эту зависимость во всех случаях, но иногда она вполне очевидна.

Когда летом вся Москва бывает затянута едким дымом от горящих торфяников, нужно знать, что у этого стихийного бедствия есть конкретные авторы. В годы первых пятилеток советской власти правительством было принято решение осушить Каширские торфяные болота, чтобы создать огромный ресурс топлива для Каширской электростанции, работавшей тогда на торфе. Делалось это под девизом: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача!» Болота осушили, электростанция давно уже работает на угле и мазуте. А вот торф осушенных болот каждый год горит из-за небрежности туристов и местных жителей, посаженных на эту пороховую бочку борцами с природой, не желавшими ждать от нее милости. В результате — страдают все москвичи. Но не Бог виноват в этом, а человеческая нелюбовь к Богу и Его творению.

Наследство Адама

— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?

— Согласно учению Церкви, любой человек приходит в этот мир уже болезненным. Мы, как дети Адама и Евы, рождаемся, отягощенные немощами. Как в духовном, так и в телесном отношении. В этом смысле удел человека — болеть. Как говорили отцы Церкви, рождаясь, человек вместе с даром бытия получает и семя тления — то, что в дальнейшем приведет к разрушению тела.

Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.

Бог забирает лучших?

16 августа 2021 Ахилла

Просмотры:
3 819

Оглядываюсь на себя пару лет назад и думаю, что была какой-то реально ненормальной бабой. Сейчас у меня период детоксикации, сижу на диете после мегатонн православной литературы, православного общения, православных чатиков, православных сообществ, передач, проповедей. Читаю любовные романы, триллеры и литературу по садоводству, чисто чтоб мозг очистить от православных шаблонов. Но хочешь не хочешь, а периодически в своей фейсбучной ленте наткнешься на что-нибудь такое, что тебя заставит снова крутить в голове все эти экзистенциальные вечные вопросы, в поисках адекватного, а не православного ответа. Православные шаблонные ответы вызывают раздражение или злость — ну как, как можно так думать, жить с такими дикими мыслями и представлениями о Боге?

Вот идет речь о том, что погиб священник в аварии. Матушка жива, с травмами. И у них одиннадцать детей. И кто-то непременно напишет: «Значит, Богу он нужнее». У него одиннадцать детей, и он нужнее Богу, чем им, вы это серьезно?!! Ну как так-то? У моей подруги много лет назад в аварии погибли родители. Она у них была одна. Не одиннадцать. Но для нее это травма пожизненная. И вы верите в такого Бога, который забирает отца у одиннадцати детей, потому что типа он Ему нужнее?! Нужнее для чего? Там на небе какие-то суперзадачи все решают, а без этого условного отца Федора все прахом пойдет? План горит? Сроки поджимают? А разве Бог не всесилен и не всеведущ, не всеблаг? Зачем Ему условный отец Федор, Он без него не справится? То, что матушке будет тяжко, придется жить за счет милости чьей-то, что дети будут страдать без отца — это факт неоспоримый. А вот что Бог выбирает себе помощников и забирает отсюда — это, простите, дичь. То есть понятно, что это такое утешение, надо же чем-то утешаться в ситуации нелепой трагической гибели. И я могу понять, когда близкие этим себя утешают. Но обычные комментаторы в сетях, православные — зачем вы бездумно пишите эту бредятину про то, что человек погиб, потому что он нужен Богу?!

Нам же всегда талдычили, что это Бог нам нужен, чтобы мы спаслись. А Бог-то прекрасно без нас обойдется. Да, Он нас любит и послал Сына пострадать ради нашего спасения, но все это не из нужды, а по любви. В этой же концепции получается не Бог, а Молох какой-то, требующий человеческих жертв. Даже хуже Молоха. Молоху детей отдавали добровольно, верили, что так надо. А близких того, кого Боженька забирает к себе, никто не спрашивает. Доктор сказал в морг — значит в морг.

В православии у меня были готовые шаблонные ответы на все случаи жизни. Я и сама могла раньше такое выдать, про «нужен Богу». А сейчас никаких ответов у меня нет, кроме банального — «дерьмо случается». Да, в жизни бывают трагедии. Не потому, что Бог так захотел, а потому, что какой-то урод выскочил на встречку. Или потому что водитель заснул за рулем. Или сидел в телефоне вместо того, чтобы на дорогу смотреть. Бог не спас людей, которые ехали на церковный праздник. Не на пьяную тусовку, не на акцию кощунников, не на рок-концерт, а в Его Дом. Почему не спас, не хотел? Да нет у Бога таких категорий, ребята. Мы не знаем, почему Он иногда включается в ситуацию и спасает, а иногда отворачивается и глядит в другую сторону. ТАМ выясним. Но во что я точно не верю, так это в это в благочестивые сказки про то, что Бог забирает лучших и что они Ему там позарез нужны. Прошу прощения, если кого обидела.

Марта Николаева

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Надежда и свобода

Христос говорит о нераскаянных грешниках: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46)

Здесь очень важно понимать, что вечность — не синоним бесконечности. Между этими двумя понятиями существует принципиальное отличие

Бесконечность мучений подразумевает неограниченный во времени процесс. Вечность, же — отсутствие самого времени вообще. Вечные мучения — это мучения, происходящие в вечности, а не во времени, но это совсем не означает невозможности их окончания. Категории «прошлое-настоящее-будущее» или «начало-окончание» к вечности вообще применить нельзя, поскольку все это — характеристики временных процессов. Григорий Богослов говорил об этом так: «Вечность есть протяжение, непрестанно протекающее не во времени. А время — мера солнечного движения». Нам, живущим во времени, трудно представить, что это такое, у нас отсутствует опыт такого вневременного бытия, нет даже понятий и слов для описания вечности. Но мы имеем грозное предупреждение Христа о том, что в вечности любовь Божия окажется мучением для тех, кто сознательно отвергал эту любовь в своей временной жизни.

Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором окажется повинен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь – выше логики. И это не аксиома, а результат личного опыта живого общения с Богом многих и многих поколений христиан. Некоторые из них, подобно преп. Исааку Сирину, были переполнены этой Божией любовью настолько, что верили – такая любовь преодолеет все преграды, ведь для Бога нет ничего невозможного, и Он способен спасти, в конце концов, всех.

Это не догматическое учение Церкви, но это выражение надежды христиан на то, что, вопреки всякой справедливости, логике и законам природы каждый человек, сколь бы он ни был пропащий, получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога. Однако каждый человек свободен и отвергнуть это спасение. А адские муки, даже если они (как это полагали Исаак Сирин и святитель Григорий Нисский), будут иметь конец, не перестанут от этого быть муками. Когда болят зубы, человек теряет чувство времени, ему кажется, что эта боль была с ним вечно и никогда не кончится. Что же говорить тогда о геенне, про которую преподобный Исаак Сирин сказал: «Остережемся в душах наших и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Бог уготовал нам вечную радость, а не вечные мучения. Но великий дар свободы требует от человека предельно ответственного обращения с ним. Потому что только над нашим сердцем не властен всемогущий Господь. И если мы не наполним его любовью к Богу, там обязательно появится зло, рождающее страдание.

Объяснить – значит оправдать

У выдающегося римского комедиографа Тита Макция Плавта есть выражение: «Любимцы богов умирают молодыми». Мысль вроде бы неплохая, но если копнуть немного глубже, то мы увидим, что она никак не отвечает на вопрос: «Почему Бог забирает хороших людей внезапно?» – а только усугубляет проблему. В таком случае получается, что Бог – виновник смерти, а смерть – это хорошо, ведь «любимец» Бога сразу отправляется к Нему. Чего ж тогда горевать и плакать? Те, кому приходилось терять близких, знает, что жалкие оправдания подобного рода никакого облегчения не приносят. Дать его может только живой Господь, Сам прошедший через Голгофу. Лучше напомним слова царя Соломона, который писал, что Бог смерти не создавал и никак не радуется о гобели не только людей, но и всех живых существ (Прем. 1:13).

Я прекрасно понимаю, что нам хотелось бы найти какие-то четкие ответы на вопрос о причинах гибели того или иного человека. Что-то мы можем «нащупать», но это всегда будет половинчатое решение. Философ Семен Франк писал, что зло в любом его проявлении не может быть до конца объяснено, потому что для нас это означало бы оправдать его. Пример с цитатой Плавта это ясно продемонстрировал. Именно невозможность объяснить зло вызывает у нас возмущение, неприятие, отвержение его и желание с ним бороться. Зла и смерти не должно существовать, но они есть и причины их возникновения нам всем хорошо известны.

В конечном итоге на вопрос: «Почему Бог забирает лучших молодых?» – я отвечу: «Не знаю». Но одно знаю наверняка: единственный выход из этого тупика – покрыть всё молчанием и перестрадать страдание. Само страдание, претерпленное вместе со Христом, теряет свой исключительно негативный смысл и становится возвратным путем к Богу, путем к совершенству.

Почему Бог отбирает детей? На что опереться при такой утрате человеку?

Странная постановка вопроса. Здесь Бог уподобляется чиновникам из органов опеки, которые отбирают детей у родителей по тем или иным причинам, которые можно рассматривать и обжаловать в случае несправедливого решения. Но где в Евангелии мы видим, чтобы Христос отбирал детей у родителей? Напротив — Он возвращает начальнику синагоги его дочь, отнятую смертью, воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку, возвращает Наинской вдове ее умершего сына.

Детей отбирает не Бог, а смерть. В Священном Писании смерть прямо названа — врагом Христа: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор 15-26).

Если говорить совсем кратко, то смерть вошла в мир через грех, то есть — через свободное уклонение человека от добра. И когда сегодня гибнут дети, наивно было бы адресовать Богу упреки в их смерти. Детей убивает не Бог, а злоба взрослых людей, их безответственность, наплевательское отношение к своим обязанностям, безразличие и жестокосердие. В одних случаях Бог защищает детей от последствий греховного поведения взрослых и отводит уже собравшуюся разразиться беду, в других — нет. Почему так — нам сейчас не дано узнать. Но не Бог отбирает детей у родителей. Об этом нужно знать и твердо в это верить. Потому что в противном случае, можно лишить себя последней опоры и утешения в своем горе. Если Бог представляется человеку врагом, отнимающим детей, кому же можно на Него пожаловаться, кто защитит тебя от Него? Такой ход мыслей  – верный путь к безумию.

О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых:

«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым» (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они  – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».

Верующий человек вообще воспринимает смерть иначе, чем атеист. Там, где неверующий видит полное и окончательное прекращение бытия, для христианина через веру открывается свет новой жизни, гораздо лучшей, чем земная.  Современный богослов Алексей Ильич Осипов пишет об этом так: «Представьте себе, зимой, в горах в тяжелую непогоду заблудилась группа людей, среди которых — мать с сыном. Идут они по тропам с ежеминутной опасностью для жизни. Неизвестно, сколько и как придется ещё идти до дома. Но вдруг появляется вертолет, приземляется и командир говорит, что он летит туда же и есть одно свободное место. Не постарается ли мать сделать всё возможное, чтобы взяли ее сына, чтобы он спасся?!

Это именно и происходит в человеческой жизни, когда «вертолет» берет наших дорогих родных и близких и доставляет их домой, в то время, как мы еще идем, не зная, что будет на нашем пути, какие скорби, болезни, трагедии, какая кончина. Христианство утверждает, что человек на земле — странник, и земная жизнь есть только путь домой, а смерть — лишь кратковременная разлука. Скоро все мы вновь встретимся в своем доме. Потому апостол сказал: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13,14). Только дай Бог, чтобы встреча там со своими родными не была омрачена нашими скверными поступками, но оказалась радостной, счастливой».

Что делать?

Да, нам очень хотелось бы, чтобы Бог остановил действие зла Своей всемогущей волей. Но здесь возможны только два варианта:

  • преображение мира и человека;
  • уничтожение мира и человека.

Первый возможен благодаря Искупительному Подвигу Христа, но предполагает реализацию свободной воли и свободного выбора человека. В таком случае всегда остается возможность существование зла. «Полюс» святости и любви (а мы помним, что насильно любить невозможно) подразумевает также хотя бы потенциальную вероятность существования «полюса» ненависти и злобы. Ради спасения святых Бог терпит зло. Но нужно помнить, что зло не самобытно, во всей онтологической глубине даже нельзя сказать, что зло существует – оно реально, но не имеет собственной сущности. Зло всегда будет ущербностью добра. Бог желает добра и не желает зла, именно поэтому насильственное уничтожение зла для Него неприемлемо, потому что тогда Ему пришлось бы уничтожить весь мир, насквозь пропитанный злом. При этом такое уничтожение уже само по себе было бы злом. Господь заботится, промышляет о мире, но для каждого из нас окончательная победа над смертью еще впереди.

Есть ли какая-то возможность утешиться? Что это должно быть — чтение Библии, участие в Таинствах?

Давать советы людям, потерявшим самое дорогое, имеет моральное право лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию и нашел утешение в чем-либо, например — в чтении Библии, или в Таинствах. Я такого опыта не имею, поэтому ничего не могу сказать. Тут, на мой взгляд, не столько слова нужны, сколько личное участие, не столько говорить нужно, сколько — слушать, вбирать в себя услышанное, и просто — быть рядом с человеком. Так, чтобы он мог поплакать у тебя на плече и знать, что ты не будешь говорить всякие умности, а просто поплачешь с ним вместе.

А советовать что-либо вот так — издали, со стороны, на мой взгляд, очень сомнительное занятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector