Библейские пророки

Пророчество через людей фильтруется человеческим несовершенством

Всё пророчество фильтруется нашими эмоциями, теологией, ранами, победами, прошлым и т.д. Оно очень субъективно, вот почему мы должны проверять всякое пророчество (1 Фес. 5:20-21). Слово Господа, с другой стороны, не субъективно и у него нет негативных переживаний или обид, которые могли бы омрачить его. Потому оно является первым стандартом, по которому мы проверяем пророчество, а второй стандарт — это свидетельство других пророков.

Это касается и теологии. Если вы «выключили» теологию, то и ваши пророчества будут соответствующими. Если вы не верите в то, что верующие могут страдать, то как тогда вы можете пророчествовать о том, что кто-то будет страдать? Если вы не верите в суд, вы не можете пророчествовать о суде. А для тех, кто считает, что всё новозаветнее пророчество радужно, напомню, что единственные два примера от тех, кто назван пророками в Новом Завете, были предупреждениями: одно о голоде, а второе о том, что Павла будут преследовать в Иерусалиме.

Всё больше причин для проверки слова для народов вместе с командой надёжных лидеров.

Пророчицы

Помимо пророков известны в Библии и пророчицы (Исх.15:20); (4 Цар.22:14); (2 Пар.34:22); (Неем.6:14); (Суд.4:4), апостол позже подтвердил, что для Бога «нет мужеского пола, ни женского»(Гал.3:28), однако, женщины-пророчицы скорее все же исключение.

В Ветхом Завете выделяются три имени Мариам сестра Моисея (Исх.15:20), Девора – единственная женщина из числа судей, была так крепка духом, что возглавила освобождение своего народа от ханаанских племен(Суд.4:4) и Олдама, предсказавшая гнев Божий за то, что «кадили богам другим», а иудейскому  царю Иосии за смирение обещала, что Господь примет его к отцам его и он будет положен в гробницу с миром и глаза его не увидят бедствий его страны(4Цар.22:14-20); (2Пар.34:22,28).

К числу избранных женщин относят и Сарру – жену Авраама, праматерь богоизбранного народа, и Анну – мать пророка Самуила с ее удивительной благодарственной песней-молитвой к Богу(1Цар.2:1-10) и другую Анну-пророчицу, дочь Фануилову, от колена Асирова, упомянутую в Евангелии(Лк.2:36-38), а также  Авихаиль жену Ровоама, племянницу Давида(2Пар.11:18),  еще Гадассу, она же Есфирь (Эсф.2:7), есть и другие — пророчицей называл Исайя и свою жену (Ис.8:3).

Посланником Бога по Библии мог быть только выходец из еврейского народа, потому что Бог избирал себе пророков из среды своих:

Заклинатели

Влияние пророков Иеговы распространялось и на другие народы, и другим племенам несли они Божие слово. Бог говорит Иеремии, что Он поставил его пророком не для народа, а для народов (Иер.1:5). Однако в тексте Библии называются имена и чужих пророков из иных народов(3Цар.18:25,29,40,19:1;4Цар.10:19), но при этом термин «нави» к ним не прилагается, зато к ним применен особенный термин, обозначающий языческих пророков – «каземим»  (Втор.18:10,14; 1Цар. 6:2 и др.) от глагола kasam – заклинать.

Особняком стоит фигура Валаама, сына Веорова из Месопотамии. Он, будучи прорицателем и возлюбив «мзду неправедную»(2Пет 2.15), пошел за деньги послужить моавитскому царю Валаку, который приказал ему проклясть Израиля (Чис.22:5). Но, вместо намеченного людьми, вышло противоположное. Даже ослица, на которой ехал Валаам, заговорила человеческим голосом, потому что не хотела его везти, видя грозного Ангела, преграждавшего путь. Так что, хоть Валаам и не был «нави», а только «каземим», но послужил Божией воле и Его замыслу, и, услышав Божие повеление,  благословил народ Израиля, произнеся с благословением и истинное пророчество о звезде Иакова и жезле Израиля (Чис 24.17-19).

Каким должен быть пророк?

Истории о всех пророках — от Адама до Мухаммада — отдельно выделяют качества, которыми должны были обладать посланники Бога. Ведь божественная сила наделяла их возможностью творить чудеса, а для этого они должны были быть абсолютно чисты душой и телом.

Самым главным качеством пророка считается правдивость. Он не должен передавать людям ложные сведения и просто обязан отличаться верностью своим убеждениям. В Коране упоминается, что все пророки были абсолютно безгрешны и умны, только такие характеристики позволяли им точно передавать волю Аллаха и убеждать людей следовать за собой.

Рассказы о пророках от Адама до Мухаммада содержат сведения и о дополнительных качествах, которыми обладал только последний пророк ислама, считающийся самым высшим из всех. Коран отмечает, что Мухаммад имеет власть не только над людьми, но и над всеми духами. Причем власть его будет распространена вплоть до последнего дня человечества.

Падкость на духовную экзотику

Апостол Иоанн на острове Патмос. Доменико Гирландайо. 1480–1485

— Существуют ли пророки и пророчества в других религиях, помимо христианства и ветхозаветного иудаизма?

— Скажу сразу: Священное Писание дает нам примеры того, как язычники изрекают Божии пророчества. Во-первых, это пророк Валаам, который помимо своей воли благословил пришедших к границам обетованной земли евреев, хотя местные жители-моавитяне специально призвали его для того, чтобы он перед их битвой с пришельцами-евреями изрек на тех проклятие (Чис 22—24). Во-вторых, это волхвы, которые таинственно появляются из языческих стран, чтобы поклониться младенцу-Христу, и столь же таинственно исчезают. Вспомним: И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12).

В конце концов, если даже бессловесные животные могут ощущать приближение каких-то природных катаклизмов или порой смерть хозяина, то тем более какие-то прозрения могут быть у людей, придерживающихся самых разных верований. Правда Божия иногда находит совершенно неожиданные и непредсказуемые пути. Другое дело, что эти явления носят характер природный и материальный, а не благодатный и спасительный.

— А если перейти к популярным в массах пророчествам — Нострадамуса, монаха Авеля, Ванги и так далее? Что о них можно сказать? Как к ним относиться?

— Напомню о словах апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 6:12). На мой взгляд, христианам совершенно незачем задаваться вопросом о природе явлений, подобных перечисленным Вами. Лично мне это глубоко неинтересно. Так что я бы не стал огульно отрицать все такие факты, априори считая их жульничеством, или проклинать, считая бесовщиной. Просто все это совершенно бесполезно для нашего спасения, избыточно.

Лучше держаться от всего этого подальше, а если уж это как-то коснулось нас — помнить слова Иоанна Богослова: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1 Ин 4:1) Мы можем сталкиваться с разными случаями прозрений, верных предсказаний и проч. — но должны думать о том, есть ли нам от этого духовная польза, нужно ли это «чужое» пророчество для нашего спасения? Неужели нам не хватает для этого собственного вероучения, собственной духовной традиции? Такая вот падкость на всяческую духовную экзотику может привести человека к большой беде, и примеров тому не счесть.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси. Во имя его еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм в Киеве. И святая равноапостольная княгиня Ольга поставила церковь во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты.

Святой пророк Илия, подвизавшийся в древние времена в далекой Палестине, всегда воспринимался православным русским народом как один из ближайших нашему отечеству святых. В «Ильинских» церквях совершались и совершаются крестные ходы, особенно в засуху.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

В мусульманскую традицию

почитание Илии пророка перешло, по всей видимости, из христианской среды. Об этом свидетельствуют написание его имени — Ильяс (арабизированный вариант греч. формы) и его упоминание в Коране в ряду новозаветных праведников (Закария, Яхья, Иса; VI 85). Второй раз Илья упоминается в Коране как посланник Аллаха, отвращавший народ от поклонения Ваалу (XXXVII 123-132, в ст. 130 — особая форма имени Ильясин, видимо, обусловлена рифмой). В позднейшей мусульманской лит-ре образ Илии был дополнен на основании библейских сведений и иудейских легенд. Постепенно возникла тенденция отождествлять Илию с др. персонажами, которые считаются в исламе «не испытавшими смерти»,- Идрисом (чаще отождествляется с библейским Енохом) и мифическим аль-Хидром (аль-Хадир; отождествляется также с вмч. Георгием Победоносцем) (4-м «бессмертным» в исламе считается Иса (Иисус)).  (Православная энциклопедия)

Кто становился пророками в Библии

Неведомы нам пути Господни, поэтому обычному человеку невозможно понять, как именно Бог призывал своих служителей. Среди пророков были особы высшей власти — цари Соломон, Давид, Саул — а были и простые люди. Всего в Священном Писании мы можем увидеть слова 16 пророков.

Интересно! Первый помазанный на царство царь Саул настолько был непохож на Божьего избранника, что в Библии даже есть свидетельство о том, что в народе возникла саркастическая пословица «Неужели и Саул в пророках?» (1 Книга Царств, 10:12)

Примеры избранства мы можем видеть в любых сословиях, не только царских. К примеру, Амос был пастухом, Исаия был ученым, но всех их Господь приводил служению особым подготовительным путем.

Так, всем известный пророк Моисей был выбран Господом только после того, как сорок лет обучался, а потом еще столько же жил пришельцев в чужой земле. Таким образом, Господь готовил своего избранника всю его жизнь.

Пророки нуждаются в ещё большем смирении

Моисей был пророком, но он сказал Богу: «Пошли кого-то другого». Иеремия также не хотел пророчествовать. Нетерпеливые пророки открываются для заблуждения. Моисей стал компетентным только после 40 лет трудностей, и он был кротчайшим и скромнейшим человеком на земле. Я видел одного молодого пророка, который использует хэштег #propheticmafia («пророческая мафия»). Это может быть круто и модно, но для меня это насмешка над пророчеством — особенно если учесть, что не так много существует вещей более нечестивых и развращённых, чем мафия (знаю по своему собственному опыту!). Этому термину не хватает святости, которой заслуживает Божье пророческое слово.

Поскольку пророческий дар настолько невероятен, он требует большего смирения, чем другие дары (Еф. 4:11). Вам доверили что-то действительно мощное и привлекательное. Вместе с ним приходит много искушений. Мы все слышали о пророках, впавших в сексуальные грехи, иногда даже использующих этот дар для открытия данной двери. Этот дар может вознести вас из неизвестности к славе. Не многие должны желать быть пророками, но если вы желаете, убедитесь, что храните Божье сердце и находитесь в послушании власти.

Истинный пророк остро ощущает Божье сердце. Иеремия обливался слезами. Слёзы — это отличительный знак настоящего пророка, не отстаивающего собственную правоту или использующего свой дар для построения своей собственной платформы. Один мой наставник рассказывал, как провёл всю ночь в молитве за свою общину, чтобы она не развалилась во время кризиса, молясь так, как если бы он молился за свою дочь. Периодически он не понимал, молится ли он за свою дочь, чтобы она не умерла, или молится за общину.

Не ребус

Апостол Павел. М. Н. Васильев. XIX век

— Смотря что под этим подразумевать. Могут быть две внешне похожие, но на самом деле разные ситуации. Первая — это когда человек наугад открывает Библию, не глядя, тычет пальцем в какое-то место и читает, пытаясь выискать в прочитанном ответы на свои вопросы. Это, конечно, смешно и глупо. Но вот вторая ситуация. В Церкви существует так называемая хиротессия, обряд поставления во чтеца, обычно он совершается непосредственно перед диаконской хиротонией. В ходе этого обряда человеку предстоит прочесть отрывок из Апостола, причем отрывок выбирается случайным образом. Так вот, издавна в Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай: запомнить, какое именно место читал на своей хиротессии, и впоследствии, спустя достаточное время, осмыслить тогда прочитанное, применить к своей жизни, найти какой-то важный лично для себя смысл. То есть внешне обе ситуации похожи, но различается мотивация. В первом случае это самоуправство, своего рода попытка принудить Бога открыть нечто прикровенное. Во втором случае — вверение себя Богу, искренняя вера в то, что Бог откроет тебе Свою волю, но тогда и так, как сочтет нужным. И человеку дается по вере его.

— Но некоторые люди думают, что в Библии расписаны все исторические события — и прошлые, и будущие, и надо лишь найти некий ключ, чтобы расшифровать эти «скрытые коды».

— Очень наивный подход, причем по нескольким причинам. Во-первых, многие смысловые слои Библии просто не могут быть открыты нам на протяжении нашей жизни. Возможно, мы поймем этот смысл по исполнении времен, на Страшном суде, а может, и вообще никогда не поймем. Просто потому, что мы в Библии способны понять лишь то, что Господь открывает именно нам, имея целью наше спасение. То, до чего мы не доросли, так и останется для нас скрыто, и никакие «ключи» и «коды» здесь не помогут.

Во-вторых, самое главное в Библии — это не указания на грядущие исторические события, а восстановление связи Бога с человечеством. Связи, которая так зыбко проявляется и в судьбе отдельного человека, и — целых народов. Она не может совсем оборваться, но требует постоянной подпитки, причем не через знамения, а через людей — праведников, пророков, святых.

Поэтому Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.

Другое, что нужно подчеркнуть, — Священное Писание содержит пророчества, имеющие, скажем так, педагогическое значение, призывающие людей, в какую бы эпоху они ни жили, к духовной бдительности. Таковы, например, пророчество апостола Петра Придет же день Господень, как тать ночью (2 Пет 3:10), опирающееся на слова Христа (Мф 24:43), или пророчество апостола Павла). Не в том суть, чтобы знать «времена и сроки», а чтобы не расслабляться здесь и сейчас. И речь не только о том, что в любой момент может случиться конец света: «пагуба», о которой говорит апостол Павел, может обозначать любую духовную и социальную катастрофу.

Над временем

Царь Давид. Джентиле да Фабриано. 1370–1427

— В массовом представлении пророк — это предсказатель будущего. Верно ли это применительно к библейским пророкам?

— Давайте оттолкнемся от самого этого слова. Славянское пророк

— это тот, ктопрорекает . Но что именно прорекает? Вовсе не обязательно будущее. Речь может идти о раскрытии каких-то тайн настоящего и прошлого, о подлинном смысле тех или иных событий, человеческих поступков. Если же мы поинтересуемся, как это слово вообще появилось в славянском тексте Библии, то увидим, что это перевод греческогопрофетес (προφήτης), где оно действительно имеет оттенок «провещатель», «прорицатель», то есть связано с предсказанием будущего. Однако если обратиться к древнееврейскому тексту Священного Писания, то окажется, что еврейское словонави , относящееся к библейским пророкам — это прежде всего «призванный», «глашатай».

Если же посмотреть на содержание ветхозаветных пророчеств, то окажется, что далеко не все они говорили о будущем. Гораздо чаще речь шла о настоящем и о прошлом — вернее, об осмыслении прошлого, о том, каким это прошлое видится Богу, Который и говорит устами пророков. И это — ключевой момент. Самое главное в деятельности пророков — возвещение воли Божией своим современникам.

Конечно, прорицали они и будущее. Но тут надо понимать вот что: само наше представление о времени вытекает из природы нашего тварного мира. Мы, сотворенные Богом существа, живем в потоке времени, однако Сам Бог — вне этого потока. Для Него то, что представляется нам прошлым, настоящим и будущим, — всегда «здесь и сейчас».

Человек тем не менее даже в падшем своем состоянии причастен духовному миру — миру, в котором время не имеет такой непреодолимой власти. Поэтому, когда Бог открывает Свою волю через пророков, Он как бы изымает их из течения времени, и для них прошлое, настоящее и будущее в какой-то мере сливаются. Пророк может возвещать то, чему еще не скоро предстоит осуществиться, но для него в момент произнесения пророчества это уже осуществилось и он говорит об этом, как о случившемся.

Поэтому неверен сам подход, присущий современному массовому сознанию — вычленять в пророчествах лишь предсказания будущего и считать их главным содержанием пророческого служения.

— Ну а в чем причина такого подхода?

— Видимо, это человеческая реакция на зависимость от времени. Мы живем в тварном мире, где существует время, плывем в его потоке и ничего с этим поделать не можем, но осознание этого факта угнетает нас, мы ощущаем свою беспомощность по отношению к мимотекущему времени, нам тяжело от мысли, что ничего нельзя изменить в прошлом и что будущее наше неизвестно. Отсюда и рождается желание преодолеть власть времени — и раз уж с прошлым ничего поделать нельзя, то хотя бы узнать будущее. В этом, я думаю, психологические корни такого обостренного интереса к прорицателям и гадателям.

Христианские пророки в церкви нашего времени

Современный человек, который говорит, что он или она является пророком Бога и имеет прямое пророчество для вашей жизни – либо обманут сам, либо пытается обмануть вас, либо и то и другое. Есть много подобных людей. Особенно легко найти таких людей в движении харизматов или пятидесятников. Такие группы считают, что существуют современные пророчества и откровения, поэтому некоторые из них считают, что они современные христианские пророки для церкви.

Мой совет таков: избегать таких людей, держаться от них подальше, как от чумы. Не слушайте таких людей. Они не являются настоящими пророками, но говорят сами от себя, не от Бога. Те, кто делают это, могут быть даже очень искренними на самом деле. В этом случае они просто обмануты, я гарантирую, что они не христианские пророки.

Посмотрите, что Павел говорит во 2 Послании Тимофею 3:5-6

Вполне возможно, что этот человек и обманут сам и пытается обмануть других. При этом они могут искренне верить, что у них есть лучшее понимание божьей воли для других людей. Со временем такие люди, как правило, становятся циничными, в итоге начинают манипулировать другими людьми с помощью своих «пророчеств», чтобы вести их.

Как вы можете понять, что это правда? Во-первых, Павел говорит об этом. Во-вторых я знаю, что у нас нет современного откровения. Священное Писание – полное откровение Бога для нас и его достаточно:

Больше нет нужды в личном откровении. Павел сообщает нам в 1 послании Коринфянам 13 главе о том, что пророчества прекратятся. Есть одно очень интересное пророчество в книге Захарии 13:1-6

Бог говорит Своему народу, что через некоторое время после прихода спасения (предположительно Евангелия) пророчества прекратятся. И тех, кто продолжает утверждать, что они пророки – будут посрамлены.

Должны ли в современной церкви быть апостолы и пророки?

Апостолы и пророки уже не часть Церкви Нового Завета. Апостолы, по определению, должны быть живыми свидетелями Иисуса Христа:

Очевидно, что сегодня уже нет кандидатов на должность апостола! Что касается пророков в церкви, они были мужчинами (и женщинами!), обладающими чудесным даром пророческих высказываний. Они могут авторитетно говорить под вдохновением Святого Духа. Я не могу абсолютно «доказать», что это служение остановилось, но я считаю, что библейская причина того, что больше нет пророков, является очень сильной.

Доказательство в том, что только апостолы могли обладать такими чудесными дарами:

Павел говорит, что такие чудесные дары закончатся (1 Послание Коринфянам 13:8). В книге пророка Захарии было предсказано, что пророчества прекратятся вскоре после служения Мессии:

Причина для чудесных даров закончилась (Послание Евреям 2:3-4). По всем этим причинам, я считаю, что сегодня нет ни одного пророка. Церковь принципиально ведома евангелистами, пресвитерами и учителями:

Я надеюсь, что это поможет.

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим: 

– монотеизм. Пророки старались оградить богоизбранный народ от языческого влияния. Ветхозаветная история повествует о многократном отступничестве израильского народа от Бога. Это красная линия исторического пути Израиля, в спасении от впадения в идолопоклонства заключалась главная «функция» пророков.

– морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности.  Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

– ожидание Мессии. Важнейшей составляющей служения пророков  являлась проповедь о скором Пришествии Спасителя. Его Рождество, деятельность подробно и точно предсказаны во многих книгах Ветхого Завета. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от непорочной девы из рода Давида. Он также с поразительной, практически фотографической точностью предрек страдания и смерть Спасителя на Голгофе.

Понятие пророчества

Христианство рассматривает такие пророчества как те, что уже исполнились, либо же как те, что должны исполнится, что говорит о непогрешимости и целостности Великой Библии.

Пророчества можно классифицировать следующим образом:

  • предсказательные и не предсказательные;
  • условные и безусловные;
  • символические и не символические.

В большинстве случаев пророчества касались жизни конкретных государств, народов, отдельных личностей. Особое место в них отведено Мессии, к приходу которого готовился весь верующий люд.

Тематику пророчеств условно можно поделить на такие виды:

  • мессианские пророчества Ветхого Завета – о приходе Мессии;
  • эсхатологические пророчества Ветхого и Нового Завета – о различных важных событиях, начале Последнего Суда, втором пришествии Иисуса, Армагедоне.

Пророки же в Библии рассматриваются как посредники между Божьим словом и народом. Это простые люди, которые были избраны Всевышним лично для пророческого служения. И причина такого выбора была известна лишь Ему.

Во время жития и служения первых библейских пророков народ переживал тяжёлый духовный упадок. И главным их заданием было возвращение истинно верующего народа к Богу. Именно поэтому пророки очень строго обличали грешников (в независимости от их статуса), предупреждали людей об обозримом будущем с помощью глубоких изречений.

Интересные истории о пророках от Адама до Мухаммада

Если вы никогда не интересовались религиозными догмами ислама, то для вас будет сюрпризом тот факт, что практически все пророки, упомянутые в Коране, имеют свои аналоги в христианстве. То есть весьма вероятно, что все эти люди были реальными личностями, которые несли миру свет веры. Вот только почему их откровения послужили поводом для создания двух религиозных течений, остается непонятным до сих пор.

История пророков от Адама до Мухаммада содержит многочисленные упоминания об Адаме — первом пророке ислама. Интересно то, что в христианстве и исламе имя Адама переводится абсолютно одинаково. Столь же идентично интерпретируется история создания первого человека на Земле. Но вот различия в восприятии все же присутствуют. Если для христиан Адам — это личность мифическая, то мусульмане расскажут вам все подробности жизни пророка Адама на земле и укажут на его могилу в Иерусалиме, куда, по преданию, она была перенесена после потопа.

Не каждый знает, что пророк Адам был великаном. Его рост составлял около пятнадцати метров, но после изгнания из райского сада немного уменьшился. И все же он оставался очень высоким человеком.

Из всех пророков, упомянутых в Коране, особое место занимает Ильяс, или Илия. Согласно священной книге, за свою праведную жизнь он был взят на небо еще живым. Мусульмане считают, что он до сих является самым главным советчиком Аллаха и путешествует по небесным землям вместе с ним.

Падкость на духовную экзотику

— Суще­ству­ют ли про­ро­ки и про­ро­че­ства в дру­гих рели­ги­ях, поми­мо хри­сти­ан­ства и вет­хо­за­вет­но­го иудаизма?

— Ска­жу сра­зу: Свя­щен­ное Писа­ние дает нам при­ме­ры того, как языч­ни­ки изре­ка­ют Божии про­ро­че­ства. Во-пер­вых, это про­рок Вала­ам, кото­рый поми­мо сво­ей воли бла­го­сло­вил при­шед­ших к гра­ни­цам обе­то­ван­ной зем­ли евре­ев, хотя мест­ные жите­ли-моави­тяне спе­ци­аль­но при­зва­ли его для того, что­бы он перед их бит­вой с при­шель­ца­ми-евре­я­ми изрек на тех про­кля­тие (Чис.22–24). Во-вто­рых, это волх­вы, кото­рые таин­ствен­но появ­ля­ют­ся из язы­че­ских стран, что­бы покло­нить­ся мла­ден­цу-Хри­сту, и столь же таин­ствен­но исче­за­ют. Вспом­ним: И, полу­чив во сне откро­ве­ние не воз­вра­щать­ся к Иро­ду, иным путем ото­шли в стра­ну свою (Мф.2:12).

В кон­це кон­цов, если даже бес­сло­вес­ные живот­ные могут ощу­щать при­бли­же­ние каких-то при­род­ных ката­клиз­мов или порой смерть хозя­и­на, то тем более какие-то про­зре­ния могут быть у людей, при­дер­жи­ва­ю­щих­ся самых раз­ных веро­ва­ний. Прав­да Божия ино­гда нахо­дит совер­шен­но неожи­дан­ные и непред­ска­зу­е­мые пути. Дру­гое дело, что эти явле­ния носят харак­тер при­род­ный и мате­ри­аль­ный, а не бла­го­дат­ный и спасительный.

— А если перей­ти к попу­ляр­ным в мас­сах про­ро­че­ствам — Ностра­да­му­са, мона­ха Аве­ля, Ван­ги и так далее? Что о них мож­но ска­зать? Как к ним относиться?

— Напом­ню о сло­вах апо­сто­ла Пав­ла: Все мне поз­во­ли­тель­но, но не все полез­но (1Кор.6:12). На мой взгляд, хри­сти­а­нам совер­шен­но неза­чем зада­вать­ся вопро­сом о при­ро­де явле­ний, подоб­ных пере­чис­лен­ным Вами. Лич­но мне это глу­бо­ко неин­те­рес­но. Так что я бы не стал огуль­но отри­цать все такие фак­ты, апри­о­ри счи­тая их жуль­ни­че­ством, или про­кли­нать, счи­тая бесов­щи­ной. Про­сто все это совер­шен­но бес­по­лез­но для наше­го спа­се­ния, избыточно.

Луч­ше дер­жать­ся от все­го это­го подаль­ше, а если уж это как-то кос­ну­лось нас — пом­нить сло­ва Иоан­на Бого­сло­ва: Воз­люб­лен­ные! не вся­ко­му духу верь­те, но испы­ты­вай­те духов, от Бога ли они, пото­му что мно­го лже­про­ро­ков появи­лось в мире (1Ин.4:1) Мы можем стал­ки­вать­ся с раз­ны­ми слу­ча­я­ми про­зре­ний, вер­ных пред­ска­за­ний и проч. — но долж­ны думать о том, есть ли нам от это­го духов­ная поль­за, нуж­но ли это «чужое» про­ро­че­ство для наше­го спа­се­ния? Неуже­ли нам не хва­та­ет для это­го соб­ствен­но­го веро­уче­ния, соб­ствен­ной духов­ной тра­ди­ции? Такая вот пад­кость на вся­че­скую духов­ную экзо­ти­ку может при­ве­сти чело­ве­ка к боль­шой беде, и при­ме­ров тому не счесть.

Источ­ник: Пра­во­слав­ный жур­нал «Фома»

Выводы из пророческой истории

Из хадиса, повествующего о пророке Аюбе, можно извлечь немало уроков и пользы

Хадис учит, что важно хранить непоколебимой в своем сердце Веру в Аллаха, Иман. Любое терпение вознаграждается и в этом мире, и в будущем мире добром

Хадис также показывает на примере преданной жены Аюба и друзей, которые не оставили его в болезни, навещали его, что люди познаются в испытаниях и трудностях. И по-настоящему преданных друзей много не бывает, но они обязательно найдутся для каждого в каждом уголке мира.

Хадис также учит тому, что способы, которыми Аллах может дать своим рабам награду, могут быть такими, о которых раньше не было известно в мире людей. Это видно на примере с наказанием жены Аюба.

Главная же польза хадиса заключается в том, что он ограждает доброе имя пророка Аюба от всех тех искажений и небылиц, которые иудейские писатели приписывают ему, исправляя все неточности, а также множество домыслов, которые эти неточности порождают.

Хадис дает возможности найти путь к пониманию многих ситуаций и проблем в обыденной жизни всех людей мира через такие слова: «Аллах доволен ими, и они довольны Им» (сура Аль-Муджадила (Препирающаяся), 22-й аят), призывая верующего мусульманина не поддаваться унынию или не сдаваться перед лицом препятствий, сохраняя мир в душе, веру в Аллаха и выражая лишь благодарности ему за те испытания, которые выпали на долю человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector