Бенджамин спок: ребенок и уход за ним
Содержание:
МИРОВАЯ СЛАВА
За свою долгую жизнь «педиатр мира», как
назвала его газета «Нью-Йорк Таймс», обычно
воздерживающаяся от громких эпитетов, написал 13
книг. Но именно «энциклопедия для родителей»
принесла скромному детскому врачу и
малоизвестному психоаналитику мировую славу.
Позже он и сам не раз называл этот труд главным
делом своей жизни.
А началось все в 1943 году. Издательство «Покет
букс» задумало выпустить популярное руководство
для молодых родителей и подыскивало для этой
цели автора, уже зарекомендовавшего себя на этой
ниве, но не избалованного славой. Издательские
амбиции были скромны — шедевра от автора никто
не ждал и не требовал. Заключая контракт,
издатель с подкупающей прямотой сказал доктору
Споку: «Книжка не обязательно должна быть очень
хорошей» — и напомнил о запланированной
продажной цене: 25 центов
(1 цент с каждой проданной книги — на долю автора).
Спок пообещал учесть пожелание, но слова не
сдержал. Книжка получилась очень хорошей.
Впервые выпуская ее в свет в 1946 г., издательство
рассчитывало распродать 10 тысяч экземпляров. За
первый год разошлось 750 тысяч — и это без
предварительной рекламы, или, как принято ныне
говорить, «раскрутки». Такой объем продаж
сохранялся еще долгие годы, выведя книгу Спока в
Америке на второе место по популярности после
Библии. К концу века суммарный тираж книги
перевалил за 50 миллионов (и это без учета
пиратских изданий на диком российском рынке
последних лет). Книга была переведена на 42
иностранных языка, включая даже такие, как
тайский, тамильский и урду.
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ
Наибольшее влияние оказали на Спока идеи
Зигмунда Фрейда. Сам глубоко травмированный
ранним детским опытом, молодой медик решил
пройти курс дидактического анализа. С аналитиком
ему повезло — им оказался Дональд Винникотт,
гуманист в не меньшей мере, чем фрейдист.
Результаты анализа воодушевили Спока, позволили
ему пересмотреть свое мироощущение, по-новому
взглянуть на собственные эмоциональные проблемы
с опорой на ранний детский опыт.
Спок был увлечен настолько, что решил сам стать
практикующим психоаналитиком. По его убеждению,
решение детских проблем следует начинать с
проблем родительских. Некоторое время он работал
с молодыми семьями, стремясь предостеречь
будущих родителей от предстоящих им проблем.
Свои размышления, предназначенные родителям, он
обобщил в первой книге «Психологические аспекты
педиатрической практики». Фактически книга
явилась приложением теории Фрейда к практике
ухода за ребенком: кормлению, отнятию от груди,
приучению к горшку, дисциплине и многим другим
поведенческим и эмоциональным проблемам.
Избегая теоретических рассуждений, Спок, по
существу, попытался вложить основы психоанализа
в умы американского среднего класса. Опираясь на
положение Фрейда, что подавление детских
поведенческих реакций может в будущем вызвать
серьезные невротические нарушения, Спок
предлагал родителям быть терпеливыми, терпимыми
и спокойно пережить определенные стадии
детского развития. Через несколько лет материал
этой первой и наименее известной книги доктора
Спока лег в основу другой книги — той, что
принесла ему всемирную славу.
ВОПЛОЩЕНИЕ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
«Поверьте в себя» — таким напутствием
родителям открывается первое издание с
несколько тяжеловесным заглавием «Книга
здравого смысла о ребенке и уходе за ним». Именно
здравый смысл должен стать основой воспитания,
утверждал Спок. Если дитя плачет, утешьте и
накормите его, пусть даже будет нарушен график
кормления — ничего страшного не случится. Но и не
надо бросаться к младенцу стремглав, едва он
захнычет. Если ребенок не может или не хочет
что-то делать, не заставляйте его насильно —
успеется… По убеждению автора, «растить ребенка
— не такое уж трудное дело, если вы подходите к
нему непринужденно, доверяете собственным
инстинктам и следуете разумным советам врача».
Это сейчас такая точка зрения в самом деле
кажется воплощением здравого смысла, а тогда… В
Америке середины ХХ века существовали жесткие
педиатрические установки по уходу за ребенком.
Американцы кормили своих младенцев в 6, 10, 14, 18 и 22
часа — не раньше и не позже, и в строго
определенном количестве. Считалось: если ребенок
почувствует, что его могут покормить в любое
время, он станет капризничать, требовать больше
еды. А это испортит и пищеварение, и характер.
Брать ребенка на руки, по рекомендации Уотсона,
не следует — это его опять-таки испортит.
Приучение к горшку начиналось не тогда, когда
ребенок был к этому готов, а в строго
определенном возрасте — в середине первого года
жизни.
Для большинства американских родителей новая
книжка была подобна глотку свежего воздуха. Как
оказалось, Спок поступил очень мудро, начав
писать ее еще в военные годы. Сразу после войны,
когда тревоги были позади и Америка, вырвавшись
из тисков депрессии и значительно окрепнув,
уверенно вступила на путь экономического
процветания, в ней начался «бэби-бум» —
невиданный всплеск рождаемости. Потребность в
умных и доходчивых советах о том, как воспитывать
ребенка, была велика как никогда. К тому же новое
поколение родителей было готово к новому уровню
семейных отношений, безотчетно стремилось уйти
от строгости и сдержанности в отношениях с
детьми. Книга Спока оказалась созвучной их
ожиданиям.
Главное, что сказал автор родителям: не бойтесь
любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в
том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки,
улыбались ему, играли с ним. Любой совет автора
пронизан гуманистической перспективой: «Когда
вы показываете ребенку, что он самый чудесный
малыш на свете, это питает его дух так же, как
молоко — его тело».
Биография
Бенджамин Спок родился 2 мая 1903 года в городе Нью-Хейвен, Коннектикут в семье успешного адвоката нидерландского происхождения Ива Спока и домохозяйки Милдред Луизы (Стоутон) Спок. В семье было шестеро детей. Бенджамин был старшим, поэтому с самого детства он привык заботиться о детях.
Окончив школу, Спок поступил в Йельский университет, где он вначале изучал английский язык и литературу, а также увлекался спортом. Учитывая его рост (189 см) и отличные физические данные, Бена вскоре приняли в университетскую команду гребцов (академическая гребля, восьмёрка), чье выступление на Олимпийских играх 1924 года в Париже принесло Соединённым Штатам золотую медаль. Бенджамин Спок стал олимпийским чемпионом.
Несмотря на отличные результаты в спорте и неплохие познания в филологии, Спок выбирает своим призванием медицину. «Неосознанная тяга к медицине» победила: проучившись несколько лет на медицинских факультетах Йельского и Колумбийского университетов, Спок в 1929 году стал врачом.
После начала войны во Вьетнаме детский доктор сразу примкнул к антивоенному движению, что для респектабельного медика означало превратиться в изгоя. Несмотря на это, он сознательно делает такой выбор, мотивируя свой поступок так: «Нет смысла растить детей, чтобы потом позволить им заживо сгореть». В 1968 году, в разгар антивоенных выступлений, Спок был признан виновным в «преступном пособничестве уклоняющимся от службы в вооруженных силах». Ему грозили 2 года тюрьмы, но апелляционный суд отменил приговор.
Благодаря своему антивоенному активизму Спок стал важной фигурой в среде «новых левых». В 1972 году он баллотируется на президентских выборах в качестве кандидата Народной партии — коалиции левых организаций
Его предвыборная платформа включала в себя бесплатное медицинское обслуживание, гарантированный минимум доходов для семей, немедленный вывод всех американских войск с территории иностранных государств, а также легализация абортов и марихуаны. Вместе с кандидатом Социалистической рабочей партии Линдой Дженнес Спок безуспешно пытался добиться разрешений на проведение предвыборных митингов и свободного распространения агитационной продукции. В результате выборов за Спока проголосовали около 80 тысяч человек. На выборы 1976 года Спок вновь выдвигался от Народной партии, но уже в качестве кандидата в вице-президенты.
Когда закончилась война во Вьетнаме, с новой силой начались антиядерные выступления, доктор Спок, ещё с 1962 года состоявший в Комитете борьбы за разумную ядерную политику, опять присоединился к демонстрантам, активно протестуя против холодной войны.
Прожив долгие годы в штате Мэн, Спок на закате жизни решил перебраться в Сан-Диего, Калифорния, где скончался 15 марта 1998 года в возрасте 94 лет. Президент США Билл Клинтон на следующий день после кончины детского доктора выступил с заявлением, отдав должное выдающемуся гражданину Америки за «мудрые советы и бережную поддержку нескольким поколениям семей»
«Он учил всех нас тому, как важно уважать детей, — подчеркнул глава Белого дома. — Он был неутомимым борцом, посвятившим свою жизнь делу улучшения жизни детей».
Бенджамин Спок: история жизни
Начинал Бенджамин Спок родителем поколения «детей-цветов», а к завершению жизни удостоился прозвища «проклятие нации» и умер, будучи бедным.
Во многом на формирование взглядов будущего педиатра повлияло домашнее воспитание: дошкольное образование детей лежало на плечах матери, женщины довольно жесткой и авторитарной. Как впоследствии признается сам Бенджамин Спок, «в детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак».
Карьера Бенджамина складывалась удачно. Он выступал за американскую сборную по гребле, взявшую золото на Олимпиаде, далее перевелся в медицинский колледж. После работы в летнем лагере для детей-инвалидов, молодой педиатр понял, что может не только помочь детям лечением, но и воспитанием. Ведь многие проблемы дошкольников возникают из-за разногласий в семье. Если родители будут честны с доктором, и расскажут обо всех волнительных моментах в семье, то можно излечить многие «заболевания». Детские истерики и капризы, нежелание заниматься – причина лежит именно в психологии.
Книга Бенджамина Спока произвела в Америке фурор. Он предлагал не наказывать детей, а научиться их СЛУШАТЬ, больше времени проводить с детьми, а также озвучил простые упражнения на развитие внимания и речи.
Самое интересное то, что выступая в книгах добрым и отзывчивым отцом семейства, в жизни Бенджамин таковым совсем не был – его сыновья страдали от недостатка внимания, и порой говорили о жестокости отца.
Гармоничное дошкольное образование невозможно без доверительной атмосферы в семье
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо создать в семье соответствующую атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений. Этого можно добиться двумя способами:
- Всячески показывать ребенку, что вы его любите. Не бойтесь лишний раз погладить ребенка, поцеловать, похвалить.
- Уважайте желания ребенка. Порой взрослым кажется, что они знают лучше детей, что такое хорошо и что такое плохо, что такое полезно и что такое вредно. Но дети обладают некой физиологической мудростью и если они чему-то сопротивляются, значит, нужно к ним прислушаться. Не хочет есть брокколи – предложите другой полезный овощ. Не хочет спать днем, поменяйте режим. Запреты, наложенные в детстве, могут обернуться катастрофой и неоправданными страхами во взрослом состоянии. Конечно, во всем должна быть мера. «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).
Но дети есть дети, и детских капризов и истерик не избежать. Бенджамин Спок предлагает целый алгоритм дейтсвий, как можно утихомирить маленького капризулю.
Итак, если ребенок начал плакать,
попросите его это делать тихим голосом, чтобы никого не разбудить. Плакать по-тихому, скорее всего, не получится, а поэтому плач и истерика должны довольно быстро пройти.
попросите ребенка «повременить» с плачем. Например, лучше сейчас пойти погулять, пока все друзья малыша на площадке, а после прогулки плач можно будет продолжить. Будьте уверенны, после интересной прогулки дошкольник про капризы забудет.
постарайтесь заговорить ребенка. Например, рассказать про то, что ребенка точно заинтересует
Он услышит интересующую его информацию и переключит внимание.
попытайтесь отвлечь ребенка. Если идет дождь, вы обратите внимание малыша на радугу
Или можно отвлечь банальным и испробованным годами средством вроде «Ой, смотри, птичка полетела».
дайте ребенку понять, что вы разделяете его чувства. «Ты плачешь, потому что болеешь, но хочешь пойти в детский сад?». Сделайте несколько предположений. Вы, наверняка, попадете в точку. Ребенок почувствует себя не одиноким и ему станет легче.
подберите физический объект, который поможет ребенку справиться с негативной энергией: грушу для битья, скакалку для прыжков. Можно разработать смешной ритуал. Например, только малыш начинает плакать, вы включаете фен, чтобы высушить слезки, или начинаете его умывать – «смываете» все капризки.
ПЕДИАТР, ПСИХОЛОГ, ГУМАНИСТ
Бенджамин Спок — культовая фигура второй
половины ХХ века, он заслужил признание и любовь
миллионов людей во всем мире. Причем в данном
случае уместно говорить именно о «прогрессивном
человечестве», поскольку Спок был превозносим
либерально мыслящими приверженцами новых
гуманистических ценностей, а у консерваторов,
ретроградов и авторитаристов всегда был не в
чести.
Не будет ошибкой и причисление его к стану
психологов-гуманистов (хотя его традиционно и
относят к педиатрам). Гуманистическая
психология, по словам одного из ее видных
представителей Сиднея Джурарда, — это тенденция,
а не доктрина. О Споке можно с полным основанием
сказать, что он стоял у истоков этой тенденции и
на протяжении полувека активно способствовал ее
утверждению. В своих работах он по форме выступал
как детский врач, а по сути — как тонкий психолог,
чья гуманистическая позиция определила
мировоззрение нескольких поколений.
Как и любой новатор, даже революционер, Спок не
избежал противоречий, упущений, перегибов; по
прошествии лет многие издержки его позиции
становятся все более очевидны. В то же время с
годами не утрачивает актуальности
гуманистический пафос его идей. Накануне
столетия великого сына ХХ века вспомним о том,
чему он научился за свою долгую жизнь и чему
научил нас.
К Споку более чем к кому-либо подходит
определение «сын своего века». Его рождение
пришлось на начало, а смерть — на последние
мгновения ушедшего столетия, когда взоры
человечества устремились уже в грядущий век.
Спок не обогнал свое время, он шел в ногу с ним,
проживал его шаг за шагом, чутко впитывая научные
идеи и общественные настроения и сам создавая ту
идейную атмосферу, которую с готовностью приняли
современники.
ВОСПОЛНЯЯ ПРОБЕЛ
Довольно скоро молодой врач понял, что
большинство родительских обращений к нему по
поводу детского нездоровья были вызваны
причинами не столько медицинскими, сколько
поведенческими — навязчивое сосание пальца,
отказ от еды, беспокойный сон, истерики, проблемы
в приучении к горшку и т.п.
Молодой врач стремился узнать как можно больше
об истории жизни каждого маленького пациента,
укладе и воспитательных традициях семьи, заботах
и проблемах матерей. Интерес к психологическим
аспектам жизни ребенка подтолкнул Спока к более
глубокому изучению детской психологии.
Впоследствии Спок признавался, что в юности у
него были очень смутные представления о психике
ребенка: «Когда Джейн сказала мне, что личность
ребенка проявляется уже в два года, я с
горячностью назвал это полным вздором. Такое мне
даже не приходило в голову, так как развитие
ребенка не входило в учебную программу
медицинской школы. Я ничего про это не читал».
Для восполнения этого пробела Спок углубился в
изучение трудов по детской психологии и
воспитанию маленьких детей. В ту пору самой
популярной в Америке книгой на эту тему был
«Психологический уход за ребенком» пера
основателя бихевиоризма Джона Уотсона.
Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в
ужас. «Ни в коем случае не целуйте ребенка.
Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте
колыбель», — наставлял родителей самый
знаменитый психолог Америки (к слову сказать, его
собственные сыновья, воспитанные таким образом,
выросли психологически очень ранимыми людьми, а
один и вовсе покончил с собой). Испытавший на
собственном опыте нечто подобное, Спок
решительно отверг идеи бихевиористской
дрессировки. Гораздо ближе ему оказались идеи
Джона Дьюи, считавшего, что «вовсе не обязательно
загонять детей во взрослую жизнь с помощью
дисциплинарных методов — они вполне могут стать
взрослыми по собственной воле».
ГЛАВНЫЙ ПАРАДОКС
Главный парадокс в жизни доктора Спока состоял
в том, что от травматического опыта собственного
детства ему, похоже, так и не удалось
освободиться. В кругу собственной семьи он
представал совсем не таким, каким его воображали
миллионы почитателей. В отношении своих сыновей
он вел себя в прямом противоречии с собственными
рекомендациями. «Я никогда не целовал своих
сыновей», — признавался он на склоне лет.
Джон Спок, младший сын доктора, в возрасте 52 лет
позволил себе шокирующую откровенность: «Отец
постоянно устраивал нам нешуточные разносы даже
по мелочам. У нас в доме царила гнетущая
обстановка. Моим обычным состоянием были страх,
чувство унижения и подавленности». Вполне
понятна та ирония, с какой Джон относится к
бестселлеру доктора Спока. Он запомнил своего
отца совсем другим — «отвратительным тираном по
отношению к родному сыну».
Не сложились отношения доктора и с матерью его
детей — Джейн. По свидетельству близких, она была
его первой помощницей в подготовке книги, но все
время чувствовала себя недооцененной. Душевный
дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что
разрушило их брак накануне золотой свадьбы.
Вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган,
которая была на 40 лет моложе его. С нею он на
склоне лет поселился в Калифорнии.
Умер Бенджамин Спок в возрасте 95 лет в своем доме
близ Сан-Диего. Вопреки распространенному
мнению, жил он небогато — большая часть его
внушительных гонораров ушла на
благотворительные цели, в антивоенные и
правозащитные фонды. За несколько дней до его
смерти жена обратилась к друзьям с просьбой
помочь оплатить чек на его лечение. Деньги
наверняка нашлись бы, но в 95 лет от смерти уже не
откупишься…
Хоронили доктора в ясный день… под бодрую
мелодию джаза. «Я терпеть не могу казенную
атмосферу похорон, — писал он в своих мемуарах
«Спок о Споке». — Мой идеал — негритянские
похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут
за гробом, пританцовывая под звуки джаз-банда».
Собравшиеся пели не похоронные псалмы, а «Боевой
гимн республики», «Америку прекрасную» — песни,
которые много лет назад распевал многотысячный
хор на антивоенных демонстрациях.
Вот только сами демонстранты, похоже, утратили
тот дух, которым их наставник жил до конца дней. В
одной из своих последних книг «Лучший мир для
наших детей», написанной словно в опровержение
всего сказанного ранее, он признает: «Никто и не
предполагал, что представители этого поколения
вырастут в своей массе такими неинтересными
людьми. Сегодня они думают только о деньгах и
сексе, а о духовной жизни не имеют ни малейшего
представления и вообще мало чем отличаются от
своих предков. Я старался сделать для них все, что
только мог, а они меня страшно разочаровали».
Так виднейший представитель гуманистической
психологии разделил ее общую судьбу: блестящий
замысел — плачевный результат. Хотя любить
детей, безусловно, нужно. Вот только Спока
следует читать внимательнее. И чем более
позднего — тем более внимательно читать.
Сергей СТЕПАНОВ
Публикация статьи произведена при поддержке медицинского центра «ГИД Клиника», предоставляющего возможность удобно и быстро пройти медкомиссии и сдать анализы, провести необходимые обследования для получения справок, необходимых для оформления санитарной книжки, посещения бассейна, вождения автомобиля и пр. Так личная медицинская книжка – необходимый документ для работников производств, транспортировки и реализации пищевой продукции, коммунально-бытового обслуживания и, конечно же, при работе с детьми. Клиника выдает как саму санкнижку, так и проводит ежегодную санэпидподготовку для ее продления.
НЕ ВПАДАЙТЕ В КРАЙНОСТИ
Спок стремился сделать жизнь в семье более
легкой и более приятной для родителей и для
детей. Он учил, что не нужно чрезмерных
родительских жертв — родители тоже люди, и они не
должны забывать о своих нуждах. Что хорошо и
удобно для родителей, то хорошо и удобно для
ребенка, и наоборот.
Молодые американские мамы читали Спока запоем.
«У меня такое чувство, — признавалась в письме
автору одна из читательниц, — будто вы
разговариваете со мной, а главное, считаете меня
разумным существом…» К началу пятидесятых уже
несколько миллионов американских семей
воспитывали детей по Споку.
Однако всенародный энтузиазм не мог и не
настораживать. Спок быстро понял, что многие
воспринимали его советы слишком буквально и
впадали в крайности. Воспитывая ребенка «по
Споку», родители теряли свое ведущее положение,
так как уверовали, что ребенок лучше знает, что
ему нужно, а свою роль видели лишь в том, чтобы
следовать за его побуждениями. Уже в пятидесятые
Спок начал предостерегать от таких крайностей.
Во втором издании книги (1957) он акцентировал роль
родительского авторитета, в третьем (1968)
значительно расширил главу «Дисциплина», где,
оставаясь на своих прежних позициях
относительно определяющей роли родительской
любви в воспитании ребенка, он подчеркивал также
обязанность родителей ставить перед детьми
разумные ограничения, учить их на примерах и
наставлениях, что правильно и что прилично.
Нормально, писал Спок, что дети сопротивляются,
капризничают, протестуют, испытывают гнев. Но
родители вправе настаивать на разумном
поведении детей и всегда должны оставаться на
лидирующих позициях.
Книги о воспитании
«Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка», Людмила Петрановская
О чём
Это базовая книга для молодых мам и пап, рассказывающая о формировании привязанности. Автор книги — известный российский психолог Людмила Петрановская.
В книге рассказывается, как связь с родителями влияет на самостоятельность и самодостаточность взрослого человека. В ней даны подробные советы, как строить здоровые отношения с детьми. Каждая глава соответствует определённому возрасту, поэтому к тексту можно возвращаться в разные периоды жизни ребёнка.
Чтобы не оборвать ниточку привязанности и вырастить уверенного в себе человека.
«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер
О чём
Юлия Гиппенрейтер — профессор МГУ, специалист в области семейной психотерапии, автор многочисленных публикаций по психологии. Эта книга — одна из самых знаменитых её работ. На основе примеров из жизни автор рассказывает, как правильно слушать ребёнка и что делать, если он отказывается слушаться. У бестселлера есть продолжение «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?».
Чтобы преодолеть сложности в общении с ребёнком или выйти на новый уровень отношений.
«Наказание наградой», Альфи Кон
О чём
Психолог Альфи Кон считает, что отношения с детьми нельзя строить по принципу «Сделай то — получишь это». В своей книге он доказывает пагубность такой модели воспитания. Автор страстно спорит с принципами бихевиоризма и призывает не довольствоваться видимым послушанием, а искать причины, которые вызвали неправильное поведение. Узнаваемые примеры из жизни, лёгкий язык и юмор делают книгу не только полезной, но и приятной.
Чтобы больше узнать о детской мотивации и научиться договариваться со своим ребёнком.
О чём
Книга о любви и страхах родителей, которые слишком вмешиваются в жизни своих детей. Выпускница Стэнфордской и Гарвардской юридической школы, дважды мама Джули Литкотт-Хеймс рассказывает о вреде гиперопеки и предлагает альтернативные методы воспитания. Автор утверждает, что пытаясь оградить своих чад от «враждебного» мира, матери и отцы лишают их возможности достичь успеха в будущем. Литкотт-Хеймс уверена, что необходимо позволять детям совершать ошибки.