Настоящая история «авроры»: десять фактов о легендарном крейсере

Легенда о розовом восходе

Существует легенда, согласно которой Аврора считалась невероятной красавицей. Более того, она была не менее пылкой, чем Венера. Так вот, легенда гласит, что Аврора могла соблазнить любого мужчину, вне зависимости от того, был ли он богом или смертным. Но истинную страсть они испытывала именно к смертным мужам, и это стало ее «визитной карточкой», ибо похождениями своими титанида прославилась не меньше, чем сам Юпитер.

Главной ошибкой Авроры было то, что она посмела обратить свой взор на Марса – величайшего бога-воина, у которого были любовные связи с Венерой. Однако последняя приревновала своего любовника и прокляла Аврору таким образом, что та постоянно испытывала непреодолимую страсть к смертным мужчинам, с которыми часто предавалась наслаждению.

Аврора стыдилась своих порывов и пристрастий, поэтому все свои «похождения» она совершала под покровом ночи. Лишь только изредка ей удавалось искренне полюбить смертного, но любовь эта была заранее предрешена расставанием. Легенда гласит, что после подобных прелюбодеяний, Аврора густо краснела. Она считала, что когда въезжает на Олимп, то всем уже было все известно о ее ночных «подвигах».

Именно стеснение богини и краснота на щеках объясняли тот факт, что заря алая. Некоторые источники утверждают, что алой заря становилась от рук богини, но мифология предлагает другое, более рациональное объяснение.

Интересным фактом является и то, что утренняя эрекция у мужчин также объяснялась «ночными похождениями» Авроры. Боги не обладали такой физиологической особенностью, а вот смертных «использовать» Аврора могла сколько угодно. Считалось, что если ты проснулся с эрекцией, то к тебе ночью приходила Аврора и, судя по всему, вы неплохо провели время.

Гулльский инцидент

Во время похода на Тихий океан экипажи русских кораблей находились в напряжении и ожидали встречи с японцами в любом месте. Орудия эскадры были на постоянной изготовке. В ночь с 8 на 9 октября в 100 км от берегов Британии на отмели Банка Доггер появилось неизвестное трёхмачтовое судно в сопровождении флотилии, двигавшееся пересекающим курсом. Транспорт «Камчатка» запросил помощи, так как ему показалось, что их атакуют.

«Аврора», «Дмитрий Донской» и другие корабли включили прожекторы и начали обстреливать неизвестные суда. Когда две флотилии перемешались, «Авроре» досталось 5 снарядов от своих, так как в темноте крейсер был принят за японский корабль. В дальнейшем оказалось, что русские суда столкнулись с английскими рыболовными кораблями. В результате инцидента двое людей погибло. Произошедший случай осложнил дипотношения между Британией и Россией.


Рис.3 Гулльский инцидент

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.
Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.
Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.
С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.
В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.
Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».
В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.
В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.
Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.
В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.
С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.
В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.
В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

Крейсерский «зоопарк»

На «Авроре», как и на многих других кораблях, дозволялось присутствие животных. После того, как во время шторма погиб всеобщий любимец, пес по кличке Шарик, в одном из африканских портов матросы взяли на борт двух крокодилов. Пресмыкающимся дали клички Того и Сам и безуспешно пытались приручить. Когда дрессировка, как казалось морякам, принесла результаты, крокодилов выпустили на ют погреться на солнце. Улучив удобный момент, один из них бросился за борт, прямо в открытый океан, где и погиб. Второй ненадолго пережил своего собрата – его убили во время Цусимского сражения.

Кроме вышеописанных экзотических питомцев, на «Авроре» были лемуры, питон, две огромные черепахи и хамелеоны.

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Крейсер «Аврора». Краткая история

Многим крейсер «Аврора» известен главным образом как один из символов Октябрьской революции — корабль, 25 октября (7 ноября) 1917 года давший сигнал к началу штурма Зимнего дворца, однако и другие сведения из его послужного списка, связанные с важнейшими событиями отечественной истории, наверное, не менее интересны современных россиян. Вот вкратце история легендарного крейсера.

Афиша мультфильма «Аврора»

  • Крейсер «Аврора» был назван в честь парусного фрегата «Аврора», который принимал участие в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны.
  • Корабль был заложен 23 мая 1897 года, а 11 (24) мая 1900 года торжественно спущен на воду по личной команде Николая II, в присутствии двух императриц и многочисленных членов императорской фамилии.
  • В 1903 году вошел в состав Русского военно-морского флота и принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах.
  • Во время Русско-японской войны «Аврора» — один из кораблей 2-й эскадры Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, в составе которой принял участие в участие в Цусимском сражении, а также Гулльском инциденте, когда (в ночь на 22 октября 1904) в Северном море, недалеко от английского города Халл (Гулль), корабли эскадры обстреляли британские рыболовецкие суда, приняв их за японские миноносцы. Кстати сказать, «Аврору» в этом «сражении» сначала также приняли за вражеский корабль, по ней был открыт огонь. В результате, в крейсер попало 5 снарядов, а судовому священнику оторвало руку.
  • 25 октября (7 ноября) 1917 года в 21:40 из носового орудия крейсера «Аврора» был произведён холостой выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца, который закончился арестом Временного правительства, что стало завершающим этапом захвата большевиками власти в Петрограде и началом Октябрьской социалистической революции. С «Авроры» также было передано воззвание «К гражданам России!», написанное В. И. Лениным
  • В 1918 году «Аврора» находилась в отстое, с весны 1919 года — в консервации, а с сентября 1922 года крейсер стал использоваться в качестве учебного корабля.
  • Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда артиллерийские орудия «Авроры» были сняты и установлены на южных подступах к городу в районе Пулковских высот для защиты рубежа Воронья Гора — Киевское шоссе.
  • 17 ноября 1948 года крейсер бросил якорь на месте своей «вечной стоянки» — у причальной стенки Петроградской набережной Большой Невки.
  • В 1956 году на корабле был открыт филиал Центрального военно-морского музея.
  • В 1967 году «за выдающиеся заслуги военных моряков крейсера „Аврора” в Великой Октябрьской социалистической революции и защите её завоеваний» корабль был награждён орденом Октябрьской революции. Вся необычность события состоит в том, что на ордене изображён сам корабль. Таким образом, «Аврора» получила награду имени самого себя.
  • В 1973 году режиссёром на киностудии «Союзмультфильм» был снят мультфильм «Аврора», в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского на стихи Михаила Матусовского «Крейсер „Аврора”».

История постройки

Тип крейсера Аврора – «Диана», ранг I. Заказывать крейсеры этого типа начали из-за трудностей во внешней политике в конце XIX века. Сначала это было геополитическое соперничество с Англией, названное Большой игрой. Затем обострилась обстановка на Балтике.

Напряженная политическая ситуация вынудила Россию скорректировать 20-летнюю судостроительную программу, которую приняли в 1881 году. Заказали 3 крейсера с броневой палубой – тип «Диана», одним их которых стала Аврора. Изготовлением занималось Новое Адмиралтейство, исполнил заказ Балтийский завод.

Прототипом стал крейсер «Талбот» (Англия). Изначально планировалось строить два крейсера – Диана и Паллада. Это было основной работой, а Аврора стала дополнительным проектом, ее строительство отставало от графика.

Формировать корабельный корпус начали осенью 1986 года. Сталь поставлялась Адмиралтейским Ижорским заводом, но он не справлялся с обилием заказов, поэтому часть материалов для Авроры поставил Александровский чугунолитейный завод. Проблема с материалами послужила одной из причин задержки строительства.

Название «Аврора» появилось 12 апреля 1897 года по приказу Николая II. Всего было 11 вариантов, но он предпочел символ римской богини зари.

Официальной датой закладки крейсеров типа «Диана» стало 4 июня 1897 года. Церемония была тожественно проведена на Авроре. На ней присутствовал генерал-адмирал Алексей Александрович. Была укреплена табличка из серебра между шпангоутами, произвели поднятие флага и гюйса.

Из-за ряда проблем изготавливать машины, котлы и различные механизмы начали поздно. Контракт на работы подписали лишь в июле 1987 года. В соответствии с ним все работы обошлись в 2,275 миллионов рублей.

Строительство крейсера с ходовыми испытаниями заняло почти 8 лет. Этот период отмечен вовлечением в строительство четырех офицеров Корпуса корабельных инженеров – де Грофе, Токаревского, Пущина и Баженова.


Строительство крейсера

В октябре 1897 года установили форштевень. Морское министерство в лице управляющего им Тыртова во время визита в Новое Адмиралтейство распорядилось не отставать от постройки Дианы и Паллады. В середине 1898 года Аврора была готова на 28% по корпусу, практически на 60% по машинам.

Когда изготавливалась паросиловая установка, старшим офицером стал инженер-механик Петров, появились офицеры с судовыми специалистами. Они предложили изменения в торпедном вооружении – теперь на крейсере было три торпедных аппарата 381 мм. Изготовлением занялся Петербургский металлический завод летом 1898 года.

Весной 1990 года корпус Авроры был готов на 78%. Одновременно устанавливали различные системы и устройства.

Датой торжественного спуска Авроры на воду стало 24 мая 1900 года. За церемонией наблюдали Николай II с императрицами – матерью и супругой. Находились они в Императорском павильоне. Торжество сопровождалось залпами артиллерийского салюта, который дали корабли на Неве.

После торжественного спуска крейсер на буксире отправили к Франко-русскому заводу для установки главных машин. Одновременно занялись паропроводом, вспомогательными механизмами, общекорабельными системами. Август 1990 примечателен появлением трех дымовых труб, из которых в конце октября уже поднялся пар.

В ноябре 1900 года провели пробу машин, доказавшую исправность их работы. Провели также испытания на швартовых, по результатам которых подписали акт №559 – крейсер мог перейти в Кронштадт. При этом многие работы были не завершены. Не началась установка электрического рулевого управления, румпельного устройства, паровой рулевой машины.

Летом 1900 года начались приемные испытания Паллады и Дианы, которые по готовности существенно опережали Аврору. Комиссия выявила ряд значимых недостатков и просчетов, многие касались артиллерийской части. Все эти ошибки были учтены и во время достраивания Авроры исправлены.

Во время строительства Авроры рабочей силы не хватало, так как судостроение шло полным ходом, одновременно делали несколько проектов. Из-за ряда недочетов и элементарной нехватки опыта пришлось дорабатывать крепления, электрооборудование. Повлияла и некачественно изготовленная вертикальная броня для боевой рубки, доработка которой заняла дополнительное время.

1902 год примечателен установкой якорей Холла – в отечественном судостроении это было новинкой. Полная готовность судна наступила в мае, а конец июля ознаменовался первым плаванием до Кронштадта. Во время него был слегка поврежден правый винт.


Становый якорь системы Холла

Парусная «Аврора»

Под именем римской богини утренней зари в русском флоте ходил не только прославленный бронепалубный крейсер. Впервые «Авророй» нарекли парусный фрегат типа «Спешный», и случилось это в далеком 1833 году. Парусник прослужил на благо отчизны 28 лет. В рамках своего дальневосточного похода «Аврора» дважды обогнула земной шар. Второе кругосветное плавание оказалось последним в истории русских военных парусных кораблей.

В период Крымской войны фрегат участвовал в обороне Петропавловска-Камчатского, морских сражениях с английской и французской эскадрой. «Аврора» высаживала десант и помогала эвакуировать гарнизон и местных жителей столицы Камчатки за реку Амур.

В апреле 1861 года парусник был исключен из списка кораблей Балтийского флота и продан на слом. Его имя перешло к бронепалубному крейсеру I ранга, который преумножил славу своего предшественника.

Существует легенда, что «Аврору» назвали вовсе не в честь богини римского пантеона, а в честь одной из красивейших женщин Санкт-Петербурга того времени – фрейлины императорского двора Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной. По старой морской традиции имя новому кораблю давал царствующий монарх. Из целого списка, в котором были такие варианты как «Психея», «Боярин» и «Полкан», Николай II выбрал все же «Аврору».

Крейсер Аврора в Петербурге – музей не для неженок

Мы с женой и маленьким ребенком пошли в музей в выходные. Стоя под моросящим дождем, сразу поняли свою ошибку: очередь была огромной и продвигалась очень медленно. По исконно русской традиции работала только одна касса. Купить онлайн билет в музей «Крейсер Аврора» нельзя.

Нам-то не привыкать, а иностранным туристам тяжко пришлось. Мало того что холодно, так еще и кассиры по-английски не говорят. Беднягам пришлось самостоятельно расшифровывать информацию, распечатанную на многочисленных листах А4. В тот день не принимали безналичные платежи.

Спасал только кофе, который продавали рядом. Закралось подозрение, что музей в доле. В защиту персонала скажу, что они честно пытались помочь: работали быстро, с улыбкой.

Простояв 30 минут, мы-таки купили билет и попали внутрь. Там сказали оставить всю еду и напитки в камере хранения, проверили металлодетектором. «Запищавших» заставляли выворачивать карманы. Если честно, то это не очень приятно.

Вывод: не ходите дети, по выходным в Аврору. На крейсер попадете продрогшими, раздраженными. Не до экспозиций будет. Рекомендую идти в будни – очередей почти нет. Любителям пирсинга советую снять украшения с малодоступных частей тела. Раздеваться на входе – удовольствие ниже среднего.

Бесплатное посещение

Право на бесплатное посещение имеют следующие льготные категории посетителей:

  • Дети до 7 лет
  • Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим
  • Родители и жены погибших военнослужащих
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети)
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву
  • Курсанты военно-учебных заведений

В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года бесплатного:

  • Дети до 18 лет
  • Многодетные семьи (от 3-х детей и более)
  • Дети по потере кормильца
  • Учащиеся средних профессиональных учебных заведений
  • Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения)

Бой при Цусиме

Все крейсеры отправлялись к Тихому океану, где уже назревал военный конфликт с Японией. «Аврора» вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года. Экипаж крейсера включал 559 человек. Им командовал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. В Средиземном море корабль вошел в состав отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса, под командованием которого находилось несколько миноносцев, крейсер «Дмитрий Донской», броненосец «Ослябя», крейсер «Дмитрий Донской» и несколько вспомогательных кораблей. Однако отряд опоздал на Дальний Восток. По прибытии в африканский порт Джибути стало известно о ночном нападении японских войск на порт-артурскую эскадру. Так началась война.

«Аврора» возвращается в Кронштадт 5 апреля 1904 года. Здесь она вошла в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры, которой командовал вице-адмирал Рожественский. Он готовился к отправке на Дальний Восток. Шесть из восьми орудий «Авроры» прикрывают броневыми щитами. Это сделано из-за того, что осколки фугасным снарядов уничтожали личный состав кораблей. Командиром корабля назначают капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева.

2 октября 1904 года «Аврора» в составе эскадры отправляется к Цусиме. Тогда крейсер входил в отряд кораблей контр-адмирала Энквиста. Четыре русских крейсера не справлялись с задачей, так как они противостояли сначала восьми, а затем и шестнадцати японским кораблям. Но к ним подошла колонна наших броненосцев.

В начале сражения 14 мая «Аврора» шла 2-ой после флагманского «Олега».

В 14:30 отряд вступил в бой с третьим и четвертым японскими отрядами. Через полтора часа крейсер попал под огонь 2-х японских кораблей из первого отряда и получил серьезные повреждения. Дополнительно Аврора вступает в сражение с пятым японским отрядом.

В 16:30 «Аврора» вместе с отрядом уходит под защиту русских броненосцев. А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек. 83 человека были ранены. Погиб и капитан корабля. Командование на себя принимает капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин. В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector