Аугсбургский мир 1555 года: условия, значение. аугсбургский религиозный мир
Содержание:
- Предпосылки
- Значение
- Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.
- Переговоры и подписание
- Что мы узнали?
- Аугсбургский религиозный мир
- Последствия
- ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Условия соглашения
- Отрывок из Аугсбургского императорского и религиозного мира от 25 сентября 1555 г.
- Основные принципы
- Обзор
- Шмалькальденская война
- причины
- Переговоры[править | править код]
Предпосылки
Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 году, привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной универсальной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну —1547 годов. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обеих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора с папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.
На переговорах в Пассау в 1552 году, завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обеих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 году при подавлении восстания Альбрехта Алкивиада, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 года между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 году должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.
Значение
Благодаря заключению Аугсбургского соглашения империя, как государство, осталась единой. Центральная Европа какой-то период жила в мире. Состоялось преодоление кризиса, который вызвала лютеранская Реформация. Согласно Аугсбургскому религиозному миру, католики и лютеране были уравнены в правах. Теперь эти вероисповедания мирно сосуществовали в одной империи. Представители разных сословий сохранили свои права.
Благодаря Аугсбургскому соглашению Германия жила в мире полвека, до 17-го столетия. Некоторые немецкие историки дали периоду между 1555 и 1648 гг., когда был заключен Вестфальский мир, название «конфессиональная эпоха».
Аугсбургский религиозный мир содержал несколько потенциальных угроз, которые могли негативно отразиться на стабильном развитии государства. Кальвинистов Священная Римская империя так и не признала, а о лютеранах в соглашении упоминалось довольно расплывчато. Германская реформаторская церковь выбрала особый путь развития. Она противопоставляла себя лютеранству и католицизму.
Подданные империи, не исповедовавшие веру правителя, могли преследоваться. Князья силой принуждали их переходить в свою церковь. В среде католиков нарастали контрреформационные тенденции.
Аугсбургское соглашение было принято, чтобы установить стабильность в государстве, но поскольку имперские сословия теперь самостоятельно выбирали себе вероисповедание, то в любой момент могла продолжиться территориальная экспансия лютеран и реставрация католической религии на территории княжеств, где жили протестанты. Религиозные группировки не были застрахованы от новых конфликтов между собой, что в первой половине 17-го столетия привело к Тридцатилетней войне.
Всемирная история
- Этапы развития человечества. Самое главное
- Краткая история Средневековья
- Очень кратко о Древнем мире
- Древний Рим. Краткая история
- Вклад Древней Греции в мировую историю
- Президенты США по порядку и годы их правления
- История возникновения США
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.
Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995 Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994Христианство: Словарь. М., 1994Очерки истории западного протестантизма. М., 1995Лютеранская церковь в Советской России (1918–1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Переговоры и подписание
После очередного выступления князей-протестантов в 1552 году состоялись переговоры в городе Пассау. На них впервые образовалась нейтральная группа из князей, которых возглавил брат Карла V, эрцгерцог Австрии и король Чехии – Фердинанд I. Он изъявил готовность признать лютеранство и провести реформу Священной Римской империи.
В марте 1555 года было подписано соглашение между княжествами Саксония, Гессен и Бранденбург. Они согласовали свои позиции на переговорах с императором Карлом V, который от них отказался и переложил это на своего брата Фердинанда.
Датой подписания Аугсбургского мира стало 25 сентября 1555 года. Его условия были таковы:
- Лютеранство признавалось легитимным вероисповеданием.
- Признания не получили следующие направления протестантизма, например, цвинглианство и анабаптизм.
- Амнистия всем, кто был осужден из-за принадлежности к лютеранству.
- Принцип свободы вероисповедания для светских и духовных князей, рыцарей и вольных городов. Любой субъект империи мог перейти в лютеранство или вернуться в католичество.
- Протестанты сохранили земли, которые они успели секуляризировать до 1552 года.
- За католиками сохранялись их земельные владения в случае перехода епископа или аббата в лютеранство.
Религиозный мир восстановил единство Священной Римской империи и установил мир на ее территории. Была восстановлена деятельность ее институтов. Согласно условиям договора, подданные князей не имели права на выбор вероисповедания. Каждый князь сам решал лютеранство или католичество будет в его владениях. Этот принцип получил наименование “Чья страна, того и вера”.
19 сентября 1555 года Карл Габсбург отрекся от престола и выразил в тексте отречения несогласие с Аугсбургским договором, текст которого уже был готов. Следовательно, договор вступил в силу только с 1556 года, после передачи императорского престола Фердинанду I.
Рис. 3. Фердинанд I 1555.
Что мы узнали?
Кратко об Аугсбургском мирном договоре можно узнать из школьного курса истории 6-7 класса, когда проходят Реформацию. Он стал важнейшим событием в религиозной и политической жизни Центральной Европы XVI века.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Аугсбургский религиозный мир
Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.
- Лейпцигский диспут
- Вормсский эдикт
- Крестьянская война в Германии
- Шпайерская протестация
- Марбургский диспут
- Аугсбургский рейхстаг
- Аугсбургский религиозный мир
- Вестфальский мир
- Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
- Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
- Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
- Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
- Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
- Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
- Томас Кранмер (А, 1489–1556)
- Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)
- Вальденсы
- Авиньонское пленение пап (1309–1377)
- Лолларды
- Великий западный раскол (1378–1417)
- Гуситские войны (1420 до
Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 г., привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну 1546—1547 гг. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обоих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора c папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.
На переговорах в Пассау в 1552 г., завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обоих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 г. при подавлении восстания Альбрехта Арчибальда, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 г. между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 г. должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.
Последствия
Принцип церковной оговорки был протестирован в Кельне войне (1583-1588), который вырос из сценария предусмотрено Фердинанда , когда он писал оговорился: правящий князь-архиепископ , Герман из Вида , преобразуется в протестантизм ; хотя он не настаивал на обращении населения, он поставил кальвинизм в один ряд с католицизмом во всем электорате Кельна . Это само по себе явилось двойной правовой проблемой: во-первых, кальвинизм считался ересью ; во-вторых, избиратель не отказался от своего престола , что давало ему право, по крайней мере теоретически, голосовать за императора. Наконец, его брак представлял вполне реальный потенциал для преобразования электората в династическое княжество, изменяя баланс религиозной власти в империи.
Побочным эффектом религиозных беспорядков стало решение Карла отречься от престола и разделить территорию Габсбургов на две части. Его брат Фердинанд правил австрийскими землями, а горячий католик, сын Карла, Филипп II , стал администратором Испании, испанских Нидерландов , частей Италии и других заморских владений.
ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ
РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ. АУГСБУРГСКИЙ МИР
Для решения религиозной распри император Священной Римской империи Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.)
В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмалькальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531).
Карл V редко бывал в Германии. Занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов.
Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 г. Но главы этого союза курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Иоганн-Фридрих Великодушный действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V.
Протестанты были побеждены (1547). Оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество.
Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».
Однако торжество императора продолжалось недолго. Могущество Карла V стало опасным для германских князей, а испанские и итальянские войска обременяли Германию. Тот же Мориц Саксонский (тщетно просивший Карла V об освобождении своего тестя Иоганна-Фридриха Великодушного) стал решительным защитником протестантизма и княжеской самостоятельности.
Он тайно заключил союз с французским королем и совсем неожиданно двинулся в Тироль, где находился тогда император, следивший за совещаниями Тридентского собора.
Карл V едва не был захвачен в плен и с трудом спасся бегством через Тирольские горы. Он не имел под рукой запасных войск и вынужден был заключить с протестантами перемирие.
А спустя три года противоборствующие стороны заключили религиозный мир на имперском сейме в городе Аугсбурге (1555). По Аугсбургскому миру протестанты получили свободу вероисповедания. Но право менять религию предоставлялось лишь князьям, подданные должны были держаться одного исповедания со своим князем (лат.cujus regio, ejus religio — какова власть, такова и религия).
Католики настаивали, чтобы духовные князья в случае перемены религии лишались своего сана и своих доходов. Но протестанты не соглашались, и этот пункт (названный reservamm ecclesiastic urn — свободный для обсуждения) остался нерешенным.
Условия соглашения
В Аугсбургском мире были прописаны компромиссы, которые устроили и протестантов, и католиков, живущих в разных частях империи, где должны были установиться мир и стабильность, а государство стало бы единым.
Аугсбургский религиозный мир имеет одно очень важное положение, в котором лютеранство признается, как легитимная конфессия. Лютеране в соглашении были прописаны, как подданные империи, придерживающиеся Аугсбургского исповедания 1530 г., а также их родственники
Благодаря этой оговорке в будущем кальвинисты претендовали на официальное признание своей религии. Они хотели получить такие же права, как католики и лютеране.
В Аугсбургском соглашении была объявлена амнистия подданных, исповедующих лютеранство. Теперь их дела не могли рассматривать католические церковные суды.
Отрывок из Аугсбургского императорского и религиозного мира от 25 сентября 1555 г.
450 лет религиозного мира в Аугсбурге: специальная марка Германии 2005 г.
«Соответственно, установите, заказывайте, желайте и приказывайте, чтобы никто, независимо от достоинства, класса или характера, не враждовал, войны, захватил, захватил, осаждал, , другого, но каждый с правильной Дружбой и христианской любовью должен противостоять Императорскому Величеству и Мы (римский король Фердинанд, который вел переговоры для своего брата Карла V), всем классам, и снова классы Императорское Величество и Мы, один класс против другого, с этим следует оставить последующую религиозную конструкцию установленного мира во всех частях «. (§ 14 — Формула мира)
«И чтобы такой мир, даже несмотря на религиозное разделение, как того требует Священная империя германской нации, был более постоянным между Римским Императорским Величеством, США, а также избирателями, князьями и сословиями. хотел бы быть установлен и поддерживаться Императорское Величество должно, Мы, так же как избиратели, князья и сословия, не имеем статуса империи из-за деноминации Аугсбурга и ее доктрины, религии и убеждений насильственным образом, причиняя ущерб, изнасилование или любым другим способом против знания, совести и воли этой аугсбургской деноминации, веры, церковных обычаев, порядков и церемоний, которые они установили или установят, навязывают что-либо в своих княжествах, странах и правителях или затрудняют или презирают мандатом , но эта религия, их лживое и движущееся имущество, земля, люди, правители, власти, Слава и праведность спокойные и мирные. h, и спорная религия не должна приводиться к единодушному христианскому пониманию и сравнению, кроме как христианскими, дружественными и мирными средствами и способами »(§ 15 — религиозная формула)
» Если архиепископ, епископ, прелат или другой клерикальный класс откажется от нашей старой религии, то же самое архиепископство, епархия, прелатуры и другие блага, также со всеми плодами и доходами, если он получал от них, вскоре без некоторого смирения и промедления, но без ущерба для его чести, оставьте, даже столицы, и кому это принадлежит по общим правам или церквям и строгим обычаям, чтобы избирать и регулировать человека, связанного со старой религией, который также видит духовное столицы и другие церкви при церквях и фондах, выборы, презентации, конфирмации, старые традиции, справедливость и добро, ложь и вождение, должны быть оставлены беспрепятственно и мирно, но будущее христианское, дружеское и ограниченное сравнение религии непостижимо. «(§ 18 — Духовная резервация, Reservatum ecclesiasticum )
Основные принципы
Аугсбургский мир содержал три основных принципа:
- Принцип cuius regio, eius Religio («Чье царство, его религия») предусматривал внутреннее религиозное единство внутри государства: религия князя стала религией государства и всех его жителей. Тем жителям, которые не могли соответствовать религии принца, разрешили уехать: новаторская идея 16 века. Этот принцип подробно обсуждался различными делегатами, которые, наконец, пришли к соглашению о деталях его формулировки после изучения проблемы и предлагаемого решения со всех возможных сторон.
- Второй принцип, называемый reservatum ecclesiasticum (церковная резервация), охватывал особый статус церковного государства. Если прелат церковного государства менял свою религию, жители этого государства не должны были этого делать. Вместо этого ожидалось, что прелат уйдет в отставку со своего поста, хотя это не было прописано в соглашении.
- Третий принцип, известный как Declaratio Ferdinandei ( Декларация Фердинанда ), освобождал рыцарей и некоторые города от требования религиозного единообразия, если реформированная религия практиковалась там с середины 1520-х годов. Это позволило создать несколько смешанных городов и поселков, где католики и лютеране жили вместе. Он также защищал власть княжеских семей, рыцарей и некоторых городов, чтобы определить, что означает религиозное единообразие на их территориях. Фердинанд вставил это в последнюю минуту по собственному усмотрению.
Третий принцип исключал рыцарей и некоторые города, находившиеся под юрисдикцией церковного князя, если они какое-то время практиковали лютеранство (лютеранство было единственной ветвью протестантизма, признанной в соответствии с Миром). Это положение не было опубликовано как часть договора и держалось в секрете почти два десятилетия.
Обзор
Мир нарушил принцип Cuius regio, eius Religio («чье царство, его религия»), который позволял князьям государств в пределах Священной Римской империи принимать лютеранство или католицизм в пределах контролируемых ими владений, в конечном итоге подтверждая свой суверенитет над ними. домены. Подданным, гражданам или жителям, которые не желали подчиняться выбору принца, был предоставлен льготный период, в течение которого они могли свободно эмигрировать в различные регионы, в которых их желанная религия была принята.
В статье 24 говорилось: «В случае, если наши подданные, исповедующие старую религию или Аугсбургское вероисповедание , намереваются покинуть свои дома со своими женами и детьми, чтобы поселиться в другом, им не будут препятствовать ни в продаже их имений после надлежащей оплаты. местных налогов и раненых в их честь ».
Карл V вынес временное постановление, Аугсбургский Interim 1548 года, о законности двух религиозных верований в империи, и оно было закреплено в законе 30 июня 1548 года по настоянию Карла V, который хотел уладить религиозные разногласия при под покровительством генерального совета католической церкви. Промежуточный период в значительной степени отражал принципы религиозного поведения в своих 26 статьях, хотя он разрешал брак духовенства и раздачу хлеба и вина мирянам. Это привело к сопротивлению протестантских территорий, которые в следующем году провозгласили в Лейпциге свое собственное Временное решение.
Временный орган был свергнут в 1552 году восстанием протестантского курфюрста Мориса Саксонского и его союзников. На переговорах в Пассау летом 1552 года даже католические князья призывали к прочному миру, опасаясь, что религиозный спор никогда не будет урегулирован. Император, однако, не хотел признавать религиозное разделение в западном христианском мире постоянным. Этот документ был предвестником Пассауского мира , который в 1552 году предоставил лютеранам свободу вероисповедания после победы протестантских войск. Согласно документу Пассау, Карл предоставил мир только до следующего императорского сейма, заседание которого было созвано в начале 1555 года.
Договор, заключенный от имени Карла его братом Фердинандом , фактически предоставил лютеранству официальный статус во владениях Священной Римской империи в соответствии с политикой cuius regio, eius Religio . Рыцари и города, которые в течение некоторого времени практиковали лютеранство, были исключены согласно Declaratio Ferdinandei , но церковная резервация якобы препятствовала применению принципа cuius regio, eius Religio , если церковный правитель переходил в лютеранство.
Шмалькальденская война
К середине 1540-х годов Карл V решился на войну с протестантами, ради чего заключил мир с Францией в 1544 году, перемирие с Османской империей в 1545 году и союз с папой Павлом III, предоставившим значительные финансовые и военные ресурсы. Также император заручился тайной поддержкой брандербургского курфюрста Иоахима II и герцога Морица Саксонского.
Летом 1546 года император наложил опалу на лидеров Шмалькальденского союза и начал войну. Поначалу перевес был на стороне протестантов, но Мориц Саксонский ударил им в тыл и заставил отступить на север. Осенью 1546 года Карл V совершил рейд по саксонским землям, а в апреле 1547 года разгромил армию протестантов.
Император воспользовался победой для сплочения империи. В 1547-1548 гг на Аугсбургском рейхстаге Шмалькальденский союз был распущен, а протестантам был навязан религиозный договор об «интериме» — временном компромиссе между католиками и лютеранами, согласно которому на протестантских территориях вводилось нечто похожее на реформированный католицизм. Такое положение вещей вызвало недовольство и папы, и самих лютеран.
Впрочем, политика интерима часто игнорировалась протестантскими общинами, а усиление императорской власти лишь сплачивала лютеран для продолжения борьбы. В итоге на севере Германии набирала силу оппозиция — в Кенигсберге в 1550 году сложился новый протестантский союз, а Магдебург решительно отказался вводить интерим.
На сторону протестантов перешел и Мориц Саксонский, разочарованный политикой Карла V. Именно он обеспечил новому союзу протестантов поддержку Франции и стал новым лидером движения.
В 1552 году войска протестантской коалиции пошли в наступление и захватили тирольские перевалы. Карл V чуть было не попал в плен, но сумел бежать в Инсбрук. Летом того же года при активном участии брата императора Фердинанда в Пассау был подписан мирный договор — он отменил религиозный компромисс и признал лютеранство. Император обязался содействовать общему примирению в вопросах веры.
причины
Религиозный отдел
Римская империя Сакрама разделилась за несколько десятилетий до Аугсбургского мира в 1555 году. Протестантские религии, которые возникали каждый раз, приобретали больше преданных, что вызывало конфликты между ними и католиками..
Религиозные разногласия в Империи принесли не только краткосрочные последствия, такие как усиление вооруженных конфликтов между протестантами и католиками, но и в долгосрочной перспективе. Возникшие ими проблемы можно считать одной из основных причин Тридцатилетней войны..
Интерконтиненталь Аугсбурга
Еще одной из главных причин Аугсбургского мира был указ императора Карла V, который назывался Межконтинентальным в Аугсбурге. Этот указ, который вскоре был преобразован в закон, был издан в 1548 году с целью положить конец религиозным конфликтам, в то время как между протестантами и католиками было найдено более постоянное решение проблемы..
Этот указ основывался на католических принципах и содержал 26 законов, которые в определенной степени наносили вред лютеранским князьям. Однако доставка христианского хлеба и вина мирянам была разрешена, и священникам также разрешалось вступать в брак. Христианская природа соглашения была тем, что заставило его рухнуть.
Протестанты не хотели придерживаться норм, установленных в указе, ввиду их сильного католического влияния. Это привело к тому, что те же протестанты установили собственный указ в немецком городе Лейпциге, который не был полностью принят христианами или империей..
Все это породило больше разногласий между обеими сторонами, и они не были исправлены до принятия Аугсбургского мира в 1555 году..
Переговоры[править | править код]
5 февраля 1555 года в Аугсбурге официально открылся рейхстаг Священной Римской империи. Председательствовал на нём римский король Фердинанд I, действующий от имени императора Карла V, который всё более отходил от ведения дел в империи. С самого начала на рейхстаге начались бурные дебаты о путях выхода из конфессионально-политического кризиса. Повестка дня собрания, предложенная императором, под давлением сословий была изменена и на первый план вышел религиозный вопрос. Протестантские князья выступили с требованием заключения всеобъемлющего соглашения, которое бы предоставило гарантии свободному исповеданию лютеранства и санкционировало секуляризацию церковных владений в протестантских государствах. Католическая партия была более слабой, во многом из-за пассивности папы римского и императора, и была готова легитимизировать лютеранскую конфессию в рамках империи при условии сохранения статус-кво в церковных княжествах. Реальной альтернативы религиозно-политическому компромиссу на рейхстаге предложено не было. Переговоры велись по куриям: курфюрстов, князей и свободных городов.
К 21 июля 1555 года был подготовлен проект соглашения, который был направлен на утверждение королю. Затем последовали ещё несколько месяцев двусторонних обсуждений и согласований, в ходе которых лютеранские князья пытались добиться признания свободы вероисповедания для каждого подданного империи, а католики настаивали на предоставлении гарантий неприкосновенности владений Римско-католической церкви. Попытки Фердинанда I устраниться от утверждения проекта соглашения и выдвинутая им идея закрытия или переноса рейхстага были решительно отвергнуты протестантскими курфюрстами и князьями. В результате, осенью 1555 года король был вынужден форсировать переговоры. 21 сентября 1555 года текст соглашения был утверждён рейхстагом, а 25 сентября — подписан Фердинандом I. Незадолго до этого, 19 сентября 1555 года император Карл V подписал отречение от престола, одной из причин которого было несогласие с текстом Аугсбургского соглашения. Поэтому официально Аугсбургский религиозный мир вступил в силу лишь в 1556 году, после завершения процедуры отречения Карла V и передачи престола Фердинанду I.
В текст соглашения не вошли гарантии против принуждения лютеранских подданных католических субъектов империи к переходу в католичество. Они стали предметом отдельной «Декларации Фердинанда» за подписью римского короля, которая, однако, не получила статуса закона империи.