Аристоклий саламинский

С нами Бог

Господь милостив и никогда не оставит Россию. Так говорил старец Аристоклий. Он предупреждал, что наступает смута. Все отвернутся от России, и придётся народу русскому уповать только на себя, да на Бога.

Погряз человек во грехах своих, поэтому и посылает Господь нам наказания, одно страшнее другого. И начнётся его Божий суд с России. По словам старца, он уже начался, как только большевики решили Царя свергнуть. Много бед и несчастий свалится на наш многострадальный народ. Будут войны, болезни, голод. И то же самое случится во многих других странах. Но первой будет наказана Россия. И она же первая помилована будет.

Главное, пережить время безбожников. Молиться, пусть и тайно. Придёт время, и Господь смилуется над нами всеми, и снова Россия-матушка станет великой.

А ещё старец обмолвился, что «возрождение в России начнется после большого взрыва около реки». Можно ли считать Чернобыльскую катастрофу точкой отсчёта? Почему бы и нет. Ведь через несколько лет в стране начались глобальные изменения – распад СССР, строительство храмов, отсутствие препятствий со стороны властей для верующих. Народ стал приобщаться к духовному, чаще ходит в церкви, посещает службы не только по большим религиозным праздникам, но и в обычные дни.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Leandr Khaliullov

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

Oleg N.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

«Придут с косичками»

Как-то у Аристоклия незадолго до революции спросили, что же ждать от начавшихся смутных времён. Старец сказал:

Вот только что он имел в виду в своём пророчестве, до сих пор неясно. Что за «башмак», и кто такие «с косичками»? Вероятно, Аристоклий говорит о том, что будут свободные нравы, когда мужчины внешне не будут отличаться от женщин, носить косички, серьги и даже женскую одежду.

Потеря духовности начинается с малого. Сначала кардинально меняется мода, нарушаются все нормы этики и морали, а потом общество на законодательном уровне одобряет нетрадиционную сексуальную ориентацию, однополые браки.

Конечно, это всё больше происходит в западных странах, но и в нашей стране немало подобных случаев.

Аристоклий Афонский, старец Московский

В семье мещан Амвросиевых, проживающих в Оренбурге, в 1846 году родился сын Алексей. Родители его были людьми верующими и благочестивыми. Отец рано умер, но семья была довольно состоятельная, на жизнь хватало.

Однажды десятилетний Алёша сильно заболел, да так, что у него парализовало ноги. Мать его Матрона денно и нощно молилась святому Николаю, пообещав, что посвятит он свою жизнь Богу, а сама она после совершеннолетия сына уйдёт в монастырь. Чудесным образом мальчик выздоровел и снова смог ходить.

Вырастив сына до семнадцати лет, Матрона выполнила обет и приняла постриг. Алексей не спешил расставаться с мирской жизнью. Женился. Но супруга его рано ушла из жизни. Посчитав её смерть недобрым знаком, тридцатилетний Алексей отправился на гору Афон, где и принял постриг под именем Аристоклий.

Через десять лет вернулся в Россию – привёз в Москву масличную ветвь с места смерти святого Пантелеймона. В то время он был уже схимонахом. Через некоторое время стал настоятелем Московского подворья.

«Помаши мне ручкой»

Много у старца было духовных чад. У одной из его духовных дочерей случилась беда – отказали ноги. Не могла она больше к отцу Аристоклию ходить, о чём сильно печалилась. Но он навестил её сам. Утешил, ободрил, похвалил, что она не теряет силы духа, посоветовал молиться и благодарить Бога за всё, что он ей дал, и что у неё ещё будет.

А перед уходом сказал:

Женщина смутилась, и напомнила батюшке, что ходить-то она не может.

И только он за порог, как дочь его духовная почувствовала в себе небывалые силы. С опаской сначала села, а затем и встала. Несколько шагов до окна, а там уже улыбающийся старец ей машет.

История

Храм Никиты Мученика расположен на вершине Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы. Согласно исследованиям археологов на этом месте находилось одно из древнейших домосковских поселений, датируемое X веком.

Таганский холм стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

Никитинский храм, 1882 год

Первое летописное упоминание о храме Никиты Мученика относится к 1476 году. Согласно записям за 1533 год ударом молнии у церкви «прошибе стену и у деисуса попали злато». Предположительно здание храма к этому времени уже было каменным, так как в летописных записях не говорится о пожаре.

Согласно вкладной плите существующий каменный храм был построен в 1595 году «московским торговым человеком Саввой Емельяновым, сыном Вагиным». Древнейшей частью храма является одностолпный подклет. В нём сохранилась кладка из мелкого «алевизовского» кирпича, такой кирпич начали применять в начале XVI века. Очевидно Савва Вагин не возводил здание храма с нуля, а перестраивал ранее существовавший каменный храм.

В 1684—1685 годах с северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня. В это же время был сооружён южный придел Благовещения Пресвятой Богородицы с примыкающей к нему трапезной и северный портал.

В 1740-е годы храм вновь обновлялся. Был сооружён придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского, главный иконостас. Из оригинальных особенностей храма можно отметить открытую галерею-гульбище, с которой раньше открывался вид на Москву-реку и Кремль (в настоящее время вид на Кремль закрывает одна из «сталинских высоток»). В 1878—1880 годах с северо-западной стороны, по проекту архитектора А. П. Попова, сооружён придел святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом; он же провёл реставрацию храма. В целом храм Никиты Мученика является одним из интереснейших памятников архитектуры старой Москвы.

Храм Никиты Мученика был закрыт в 1936 году. Церковные ворота и ограда были разрушены, а само здание храма от сноса спасло только вмешательство общественности. В середине 1950-х годов за реставрацию храма взялся известный советский архитектор Лев Артурович Давид. В здании храма вплоть до 1990 года располагался склад студии «Диафильм».

В 1991 году храм Никиты Мученика был передан Русской Православной Церкви. В 1992 году он становится подворьем (московским представительством) Афонского Пантелеймонова монастыря, в настоящее время здесь проходят подготовку будущие насельники этой обители. В 1996 году были построены церковные ограда и Святые врата, в башнях которых были устроены часовни святого великомученика Пантелеймона и преподобного Силуана Афонского.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Из российской истории

Монастыри русской православной церкви чаще всего располагались на некотором удалении от больших городов. Чтобы излишняя мирская суета не отвлекала их обитателей от того, чему они решили посвятить остаток своих дней. Но для поддержания деловых и хозяйственных связей с внешним миром некоторые обители оставляли в городах свои представительства или подворья. Нередко к подворьям относилась принадлежащая монастырям земля и недвижимость, на ней расположенная. К подворьям обычно относилось все, что непосредственно не задействовано в исполнении церковного служения. На подворьях велась хозяйственная деятельность, останавливались многочисленные паломники, направляющиеся поклониться христианским святыням. Но Подворье Афонского монастыря в Москве представляет собой в духовном смысле нечто значительно большее, чем просто дополнение к святой обители.

Краткое жизнеописание

Крещеный в миру Алексеем, мальчик появился на свет в семье благочестивых крестьян в Оренбурге. Про его отца почти ничего не известно, кроме того, что он скончался, когда сыну было всего несколько лет. Мать же его, Матрона, сыграла в жизни мальчика заметную роль.

Когда в 10-ти летнем возрасте, в результате болезни, у сына отнялись ноги, она постоянно молила о помощи Николая Чудотворца об исцелении любимого чада. Она дала обет уйти по достижении Алексеем отрочества в монастырь, а его самого посвятить Богу.

Нет ничего удивительного, что на празднование святителя Николая (6 декабря) Алексей чудесным образом исцелился. Когда юноша повзрослел, Матрона удалилась в монастырь. После этого будущий старец и святой жил уединенно.

в 1876 году, он направился в Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Святой Горе Афон, и 11 марта 1880 года был пострижен в мантию с новым именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского. Спустя короткое время – 2 декабря 1884 года монаха Аристоклия рукоположили во иеродиакона, а спустя 2 недели — во иеромонаха. Ровно через два года иеромонах Аристоклий был пострижен в схиму без смены имени.

Преподобный Аристоклий. Икона Фото с сайта akafist.narod.ru

Несколько лет, с 1891 по 1894 г.г. Аристоклий был настоятелем московского подворья Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря. Подворье в те годы размещалось в скромной городской усадьбе на улице Большая Полянка — ее подарила монастырю в сентябре 1879 года известная меценатка Акилина Алексеевна Смирнова. Отец Аристоклий не только возглавлял подворье. Он был в то же время настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеймона, выполняя при этом еще и обязанности казначея. Старец обладая даром прозорливости и исцеления, ежедневно принимал сотни людей, нуждавшихся в помощи. Немалые пожертвования молящих старец сразу раздавал страждущим, оплачивал из этих средств обучение бедных детей.

При активном участии старца на подворье с 1888 года издавался журнал «Душеполезный Собеседник», рассказывавший о жизни и подвигах русских монахов на Святой Горе. Знакомил читателей с жизнеописаниями афонских подвижников, а также публиковал письма старцев к своим духовным чадам. Бывали дни, когда батюшка принимал до тысячи человек. И всех старался утешить своими беседами. Бывало, скажет: «Ах, чада мои возлюбленные, если бы вы знали, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь всех вас спасет! Только бы привести вас к Нему! Только бы спаслись вы. Ведь нет у меня большей заботы, как только привести вас к Господу, и нет дела серьезнее на земле, как спасение ваших душ».

К великой скорби всех кто знал Аристоклия Афонского, старец скончался 26 августа (8 сентября 1918г), на Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Отпевание иеросхимонаха Аристоклия проводили сразу три епископа: Трифон (Туркестанов), Арсений и Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, в то время исполнявший обязанности митрополита Московского.

После отпевания старец Аристоклий был захоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако на волне революционных веяний на подворье часто проходили обыски, конфискации. Тогда духовные чада преподобного приняли решение о перезахоронении Афонского старца, и в 1923 году гроб с телом перезахоронили на Даниловском кладбище Москвы. Монахи вынесли его из усыпальницы, погрузили на телегу и отвезли на Даниловское кладбище. По рассказам очевидцев голуби, которых при жизни любил кормить старец, слетелись со всего города и образовали в небе живой крест. Крест этот сопровождал старца до самой могилы.

Чудеса исцеления

По молитвам старца Божия Аристоклия Афонского в Пантелеимоновой часовне на Никольской свершалось много чудес, исцелений больных и отчиток одержимых. Часто к батюшке Аристоклию в часовню приводили одержимых. И когда он их отчитывал, а потом помазывал маслицем, они и визжали, и гавкали, и скулили, а иных прямо выкручивало и трясло – видеть это было страшно. А батюшка приказывал бесам уйти, и они слушались его.

А вот один из многочисленных примеров исцеления. У одной из прихожанок уже несколько лет очень болела рука. И никакими лекарствами боль нельзя было унять. Доктора помочь ничем не могли. Решила она обратиться за помощью к старцу. Когда она пришла к нему, Аристоклий был не совсем здоров и находился в келье. Однако с радостью принял ее. И как-то все улыбался, как будто кого дожидаясь. Благословил ее и стал с ней говорить. Взял руку, стал тереть. Продолжал тереть, а сам улыбался, точно у него было нечто утешительное, и не мог он от удовольствия не улыбаться. Потом оставил руку в покое, дал просфору, помазал маслом и отпустил. С тех пор болей не было.

Однажды старец Исаия стал очевидцем воскрешения молитвами старца Аристоклия мертвой девочки. Об этом он сам рассказывал после смерти старца другому старцу – Даниилу из Донского монастыря. Однажды к Аристоклию пришла в слезах женщина, неся на руках мертвую девочку. Стала рассказывать, как приехали они из Рязани, ибо наслышаны о чудесах старца. Она везла к нему свою больную дочку с надеждой, что исцелит ее батюшка. Но в дороге девочка умерла. И теперь безутешная мать молила старца оживить ее дитя. Она свято верила в силу молитвенного слова старца перед Господом и с великой надеждой ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось! По молитвам старца Аристоклия ожила девочка и исцелилась от болезни полностью. Мать, прижимая к себе ожившую девочку, с трудом смогла найти слова благодарности, и лишь повторяла: «Дай Бог вам здоровья, батюшка!»

И в наше время, как в первые века христианства, происходят удивительные чудеса по молитвам к святым. Рассказал об одном из многих подобных случаев настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон, куда перенесли с Даниловского кладбища мощи почитаемого московского святого старца Аристоклия, последнего настоятеля Афонского подворья в период гонений на Церковь, упокоившегося в 1918 году. Тогда на торжестве присутствовали священнослужители из Владимирской епархии, которые увезли с собой освященное масло из лампады, горевшей у мощей. Владимирский иерей Владимир Ведерников передал флакончик прихожанам местного храма супругам Марине и Александру, у которых родился младенец с нераскрывшимися глазками. Они весьма скорбели, и батюшка, в утешение молодых родителей, отдал им святыню и поведал, как при жизни старец Аристоклий молитвами своими исцелил 10-летнего мальчика, который от рождения не открывал глаз. В тот же вечер к нему пришла мать Марины с радостным известием, что глазки у ребенка открылись после того, как помазали их священным маслом.


Мощи прп. Аристоклия

Молитва к старцу и с чем к нему обращаются

О святый угодниче Божий и преславный старче Аристоклие, Святыя Горы Афонския подвижниче и града Москвы неустанный молитвенниче! Прилежно чтуще твою честного память, припадаем к святым твоим мощем и тепле вопием: призри на нас, чад твоих духовных, ищущих в бедах твоея помощи и заступления, в болезнех душевных и телесных исцеления, в скорбех утешение и вразумление. Сотвори твоими молитвами нашу веру непоколебиму, да ею спасаемся от всякия напасти и действа вражия, соблюди нашу надежду непостыдну, да не впадем в уныние в час злых искушений, потщися возгревати в нас, малодушных и немощных, любовь нелицемерну, да не всуе подъемлем труды христианскаго подвига и, во след Христа грядуще, добропобедно понесем крест нашего земнаго жития, ты бо обещался еси по кончине своей слышати прошения всякаго, аще с верою прийдет к месту твоего упокоения. И ныне по прославлении тя Церковию Божиею рака твоих честных мощей явися залогом твоея любве и попечения о нас, чающих твоего предстательства пред Престолом Царя Небеснаго. Испроси у Бога Вседержителя стране нашей мир и тишину, пастырем мудрое окормление, монашествующим обетов соблюдение, народу нашему благочестие и вся, яже ко спасению полезная. Не премолчи о нас молитися в Троице славимому Богу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Старцу молятся об избавлении от внезапной смерти, а также об исцелении от разных болезней.

Житие московского чудотворца Аристоклия Афонского

Будущий местночтимый святой и чудотворец Аристоклий родился в 1848 году. Это произошло в городе Оренбург, его родители были простыми крестьянами, которые искренне верили в Господа и жили по его заповедям. При рождении ребенку дали имя Алексей и воспитывали в духе христианского смирения и благочестия.

Когда будущий преподобный был еще маленьким ребенком, умер его отец, и все заботы о семье легли на плечи матери. Однако и на этом испытания для Алексея не закончились. В 10-летнем возрасте он сильно заболел, после чего у него полностью отнялись ноги. Его мать в слезах постоянно возносила молитвы Николаю Чудотворцу с просьбой даровать сыну исцеление. Матрона (так звали мать Алексея) даже дала обет Николаю Угоднику посвятить сына Господу, если мальчик выздоровеет, а самой оставить мирскую жизнь и уйти в монашескую обитель после того, как ребенок немного подрастет и сможет жить самостоятельно.

Молитвы благочестивой женщины не остались без ответа, и в день празднования памяти Николая Чудотворца (6 декабря) мальчик чудесным образом получил исцеление и смог встать на ноги и самостоятельно ходить. Исполнив свой обет, Матрона оставила мир и удалилась в монастырь, приняв постриг, когда Алексею исполнилось 17 лет, и он достиг иноческого возраста.

В каком году будущий святой связал себя узами брака и кем была его супруга, в жизнеописании не указано, однако сразу же после смерти жены (это произошло в 1876 году) Алексей Алексеевич Амвросиев оставляет мирскую жизнь и отправляется на святую гору Афон, чтобы принять иноческий постриг в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. После необходимой подготовки его постригли в монахи, это произошло в 1880 году, при этом он получил имя в честь священномученика Аристоклия Саламинского, который жил на Кипре.

Спустя четыре года будущий московский чудотворец был рукоположен в чин иеродиакона, а через 2 года пострижен в схиму, при этом без перемены имени.

С 1891 года Аристоклий Афонский стал настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря и провел в этой должности 3 года. В то время подворье находилось в небольшой усадьбе, которая располагалась на Большой Поляне. Эту усадьбу в свое время подарила монастырю известная в то время благотворительница Акилина Смирнова.

На протяжении этого времени преподобный не только исполнял обязанности настоятеля, к нему со всех уголков России стекался люд, узнав о его даре целительства, и Аристоклий Афонский принимал всех страждущих, молился вместе с ними, прося Господа послать выздоровление. Те пожертвования, которые состоятельные люди приносили на подворье, он раздавал нищим, а также оплачивал из этих денег обучение детей из бедных семей.

Благодаря инициативе святого Аристоклия Афонского с 1888 года на подворье начали издавать журнал под названием «Душеполезный Собеседник». В нем рассказывалось о святых подвижниках и жизни русских монахов, населяющих гору Афон. Также на его страницах публиковались письма святых старцев, которые они писали своим духовным чадам. Благодаря выпускам этого журнала на святую гору Афон вновь устремились русские монахи, стали обустраивать разрушенные обители и строить новые храмы. Также состоятельные россияне стали делать щедрые пожертвования для обустройства монастырей на Афоне.

В 1894 году преподобный Аристоклий был вынужден вернуться на Афон, оставив должность настоятеля подворья, так как на него поступил ложный донос. Однако в 1909 году собор духовников вновь назначил старца настоятелем подворья, и он вернулся в Москву.

В течение того времени, когда Аристоклий управлял делами, было выстроено несколько новых зданий. В одном разместилась библиотека с духовной литературой, а в других обустроены богоугодные заведения. На последнем этаже, в одной из угловых комнат преподобный создал домовую церковь, которую посвятил своей любимой иконе Богородицы «Скоропослушница». Полностью храм освятили уже после смерти священника.

В 1918 году преподобный Аристоклий Афонский скончался и был похоронен в склепе усыпальницы, которая находилась на подворье. После свершения революции все богослужебные помещения на подворье национализировали и закрыли, поэтому священники приняли решение о перезахоронении останков святого на Даниловском кладбище Москвы.

Икос 9

Ветии велеречивии не могут изрещи
достойную похвалу Богу Промыслителю, премудре спасающему
род человеческий и благовременне призывающему
избранников своих к служению Церкви Христовой, да ни
един от сынов света звероуловлен будет волки мысленными.
Ты бо воистинну явился еси, отче Аристоклие, яко древний
Моисей, изводяй заблудших из египетскаго рабства греху,
ничесоже страшася, токмо единаго Бога. Сего ради вопием
ти:

Радуйся, Бога Промыслителя дивный
избранниче.

Радуйся, Пастыреначальника Христа к
погибшим овцам посланниче.

Радуйся, розго, от лозы Христа
произрастившаяся.

Радуйся, храмине, токи благодати Божия
исполненная.

Радуйся, древо афонское, на земли
русстей насажденное.

Радуйся, ниво, благословением Божиим
мног плод принесшая.

Радуйся, странствующих в пустыни
неведения Истины управителю.

Радуйся, добродетелей в душах ищущих
спасения насадителю.

Радуйся, преподобне Аристоклие, старче
Афонский и Московский чудотворче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector