Афанасий (сахаров)
Содержание:
- Беломорско-Балтийские лагеря и «приключения» святого среди уголовников
- Монах и преподаватель[править | править код]
- Иконография
- Поминовение святого
- Детство и юношество
- Житие святителя Афанасия Великого
- Православные тексты
- Создание новых служб
- Иконография
- Литература
- Почти современники
- Литургическое творчество
- Календарно-богослужебная комиссия
- Литература[ | ]
Беломорско-Балтийские лагеря и «приключения» святого среди уголовников
1936
в этом году Афанасия арестовали за «сотрудничество с Ватиканом»
В 1936 году снова арестован по надуманным обвинениям. В документе об аресте говорилось про «сотрудничество с Ватиканом» и «поддержке белогвардейского движения в Украине».
Однако, во время допроса особисты мало интересовались предъявленными обвинениями и пытались вызнать причину отказа подчиняться митрополиту Сергию. Страгородский выказывал симпатии советскому правительству и считался лояльным.
После допросов Сахарова отправили на пять лет в Беломорско-Балтийские лагеря. Здесь епископ некоторое время занимался инкассаторством.
Но реалии лагерей таковы, что там содержались не только политзаключенный, но и простые уголовники. Афанасия, который нес деньги, обокрали и начальство лагеря добавило дополнительный срок к уже имеющемуся и больше к деньгам священника не пускали.
Также Афанасий работал на лесозаготовках, возглавлял бригаду лаптеплетщиков. Периодами голодал, потому что не мог выработать норму. Освободился в 1943 году и осел в городе Ишим.
Монах и преподаватель[править | править код]
12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября — в сан иеромонаха.
С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.
С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 — преподаватель во Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики, заведующий религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном Успенском соборе во Владимире, награждён набедренником.
С 1914 года член совета Православного братства св. Александра Невского. В 1917 году делегат епархиального и Всероссийского съездов духовенства и мирян, 2-го Всероссийского монашеского съезда, член Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, награждён наперсным крестом, игумен.
В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.
20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.
В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.
Участие в Поместном собореправить | править код
В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран заместителем члена Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.
Иконография
Святитель Афанасий Ковровский. Икона
В 1999-2000 гг., к прославлению
Афанасия, на основе его фотографий было создано неск.
икон с поясным изображением святителя в саккосе и митре,
с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой
руке (с текстом из стихиры рус. святым): иконописцем Н.
Е. Алдошиной — для Владимирской епархии, инокиней
Ермионией (Карзевич) — для Боголюбова мон-ря близ
Владимира, а также в иконописной мастерской ц. свт.
Николая в Клённиках. К перенесению мощей святого Н. В.
Масюковой (иконописная школа МДА) была написана икона,
на к-рой Афанасий представлен с непокрытой головой, в
левой руке — Евангелие. На иконе Собора новомучеников и
исповедников Российских, выполненной в иконописной
мастерской ПСТБи (в наст. время находится в храме Христа
Спасителя, одна из копий, 2001 г.,- в храме Казанской
иконы Божией Матери в Реутове), образ Афанасия помещен
3-м слева от престола, за иконой сщмч. митр. Кирилла
(Смирнова).
Я. Э. Зеленина
Поминовение святого
Современная Русская православная церковь канонизировала несколько священнослужителей советского периода.
2000
в этом году Афанасия Сахарова канонизировали
В числе их оказался и Афанасий, Епископ Ковровский. Архиерейский собор канонизировал Сахарова как новомученика и исповедника Российского. Произошло это в августе 2000 года.
Святого Афанасия просят о помощи в работе и конфликтах с коллегами.
День памяти просветителя Афанасия — 28 октября. На эту дату назначают службу святому. В этот день миряне могут обратиться к святому.
Афанасий помогает людям при упадке сил, проблемах на работе и конфликтах с коллегами. Так же новомученик покровительствует понесшим утрату, перенесшим лишения и нуждающимся в покаянии.
В 2012 году Священный синод утвердил тест служения святому Афанасию и призвал к повсеместному почитаю новомученика. С тех пор молитва не редактировалась и применяется по сей день.
Молитва:
О многострадальне и благоглаголиве святителю и исповедниче Христов Афанасие, пастырю добрый овец пажити Церкве Русския, Православия ревнителю, покаяния проповедниче, молитвы столпе, любве неизсякаемый источниче, цевнице богодохновенная!
Ты, древнею землею Владимирскою и святою Лаврою преподобнаго Сергия воспитанный, измлада сосуд избран Богу явился еси, ревностно служа Ему словесы и деянии, молитвою теплою, постом неослабным, милостынею нелицемерною.
Службе Божией зело прилежа, талант песнотворчества усердно умножил еси и многими духовными песнопении Церковь Русскую украсил еси, наипаче же потрудился в прославлении святых земли Русския, ихже пред кончиною купно с Господом зрети сподобился еси.
Истины ради и кротости, и правды достойно помаза тя во святители земли Владимирския благодать Святаго Духа, еюже просвещен, проповедал еси Православия предания неуклонно посреде безбожных гонителей, аще и в заточениих, изгнаниих и горьких работах тридесять лет пребыл еси, поношения, озлобления и раны за Христа сладце претерпевая.
Ты, священное исповедание, яко забрало, восприим, богохульныя дерзновенно обличил еси и безплотныя враги посрамил еси, паству свою делы паче слов поучая, яко Богу подобает повиноватися паче человек.
Темже блаженства изгнанных правды ради сподобився и престолу пренебесному предстоя, моли Всеблагаго Бога нашего, да возродится Русская земля святым покаянием, да утверждается Православная Церковь Русская незыблемо от ересей,
расколов и гонений, да пребудут пастыри и чада ея тверды во исповедании святаго Православия и единым сердцем и единеми усты прославляют дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Добрый архипастырь: исповеднический путь святителя Афанасия (Сахарова):
https://youtube.com/watch?v=uZKJmtTWVKI
Детство и юношество
16 июля в 1887 году, когда православным мир отмечал христианский праздник, в семье Сахаровых родился мальчик Сергей. Его отец Григорий и мать Матрона, проживающие в Паревке Тамбовского округа, славились в округе своей добротой и благочестием. Единственного сына благочестивые родители назвали Сергеем, в честь Сергия Радонежского.
Святитель Афанасий Сахаров
Выросший в благодатной семье, наполненной беззаветной любовью к православию и Родине, Сергей с детства мечтал о монашестве. Судьба порой жестока, мальчик в возрасте 2 лет лишился отца. Всю любовь он черпал от матери, которая мечтала о дне, когда сын станет монахом.
Мальчик с радостью черпал знания в церковно-приходской школе, хотя они давались ему с трудом, никогда не уходил раньше времени с продолжительных богослужений. Его ровесники вспоминали, что с самого детства Сергей гордо заявлял, что приедет в родной город, как архиерей. Отрок, выросший без отца, старался постичь все ремесла. Он прекрасно шил и даже вышивал одежду для священников.
Пребывая в ссылках, отец Афанасий использовал приобретенное в отрочестве умение для вышивания иконных риз. Он собственноручно вышил антиминс, в котором проводил богослужения для ссыльных.
Отрок Сергий учился с трудом, поступив в 1896 году в духовное училище Шуйска, но прилежнее ученика учителя не встречали. Благословением Всевышнего святитель Афанасий считал то, что некогда ученик, с трудом воспринимавший учебу, успешно прошел 6 лет обучения (1902-1908 г.) во Владимирской духовной семинарии.
- Во время учебы в семинарии исполнял обязанности рипидоносца и иподиакона при архиепископе Николае (Налимове).
- В 1907 году посвящается в чтецы.
- 1908-1912 года — время обучения в Московской духовной академии.
- Литургика и агиология были особо почитаемыми предметами будущего святого, он буквально упивался богослужебными текстами.
- Гимнология осталась любимым детищем архиепископа Сахарова до конца жизни. Время написания первого тропаря Богородице пришлось на пребывание в училище.
Святитель Афанасий стал автором тропарей и кондаков
Своими талантами молодой Сергий обязан духовному наставнику и первому учителю архиепископу Владимирскому Николаю (Налимову).
Часто в своих письмах владыка Афанасий вспоминал известного богослова аскета, ректора епископа Феодора (Поздеевского), который совершил постриг Сергей в монахи в 1912 году, 12 октября, дав имя Афанасий, в честь патриарха Афанасия Цареградского, уже 14 октября идет рукоположение иеродиаконом, а 17 октября — иеромонахом.
В 1912 году Полтавская духовная семинария получила молодого, но талантливого преподавателя, который в полную силу раскрыл свой талант благовестника слова, в конце августа 1913 года переводится преподавателем во Владимирскую семинарию и смотрителем в духовное волынское училище в селе Клевать.
В Епархиальном совете, куда иеромонах Сахаров был введен в 1918 году, он отвечает за приходские проповеди, принимая участие в освещении злободневных вопросов текущего времени.
Революция застала отца Афанасия в возрасте 30 лет, это было время потрясений не только в политике, но и религиозных устоях. Враждебные выпады против правил православия нуждались в надежной и защите, стойким воином которой оставался свт. Афанасий Сахаров.
Рождественский монастырь во Владимире
1920 год Афанасий встречает в сане архиепископа, он назначается наместником монастыря Рождества Христова во Владимире. Во время всего своего служения уделяет много время:
- исследованию ведения богослужений;
- пишет проповеди;
- принимает участие в составлении книг по богословию;
- прорабатывает вопросы церковной дисциплины;
- составляет статуты по чествованию местных святых.
Архиепископ Афанасий Сахаров неоднократно поднимал вопросы по правилам канонизации русских святых и составлял порядки ведения службы на праздники в честь святых.
С 1921 года стал настоятелем Боголюбовской обители. 10 июля состоялась хиротонизация Афанасия, которую благословил патриарх Тихон, епископом Ковровским, викарием епархии Владимирской области.
Хиротония была совершена митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), архиепископом Нижегородским и Арзамасским Евдокимом (Мещерским), епископом Печерским, викарием Нижегородским Варнавой (Беляевым).
Житие святителя Афанасия Великого
Почитаемый служитель Православной церкви родился в Александрии в конце III века, примерно в 297 году. Родители Афанасия — миряне интеллигентного сословия, приверженцы христианства. Он был способным мальчиком, постигал точные и гуманитарные науки и учился христианским обрядам на примере родителей.
Религия составляла неотъемлемую часть жизни людей на заре христианства, что отражалось на детских играх. Однажды епископ Александрийский увидел в окно, как дети-христиане крестили детей-язычников. Мальчик в роли священника точно прочитал молитву, как в храме. Это был юный Афанасий. Епископ взял над ним скрытую опеку, назначил чтецом, а затем возвел в чин диакона.
Афанасий посетил I Вселенский Собор. Епископ Александрийский взял с собой прилежного отрока в Никею и доверил выступить на собрании с изобличающей речью против арийской ереси. Юный диакон встретил одобрение православных христиан. Присутствующие ариане затаили ненависть. Когда Афанасия избрали новым епископом, еретики пытались обесчестить его любыми способами.
Ариане назвали святителя колдуном и убийцей епископа Милетского Арсения. Противники Афанасия предоставили доказательство — отсеченную кисть, якобы принадлежащую убитому. Тогда епископ предоставил живого Арсения, который скрывался в Фивиаде. Но на Тирском Соборе Афанасий не смог помешать тотальному давлению антиникейцев на христианских епископов. Его лишили высокого сана и отправили в ссылку.
Два года святитель провел в городе Августе Треверов. По возвращении в Александрию его вновь обвинили в расхищении церковной казны. После противоправного назначения епископом арианского священника Григория, Афанасий обратился за помощью к римскому архиепископу. Святителя оправдали, но в Александрию он вернулся только после смерти Григория.
В следующие 10 лет Афанасий пять раз отправлялся в изгнание. Его ревностная пастырская деятельность вызвала гнев трех императоров — Констанция, Юлиана Отступника и Валента. Но даже из Египетской пустыни святитель оказывал большое влияние на верующих устными и письменными проповедями. Епископ окончательно вернул доверие церковных служителей и правительства в 366 году. Он покинул свой пост только после кончины в 373-ем.
Православные тексты
Содержание молитвенных обращений к владыке Афанасию можно найти в Новых Богослужебных текстах, утвержденных Святейшим Патриархом и Священным Синодом РПЦ.
Тропарь
Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюстителя,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Кондак
Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.
Величание
Велича́ем тя, святи́телю о́тче Афана́сие, и чтим страда́ния твоя́, я́же во испове́дание Правосла́вие во Оте́честве свое́м утверди́л еси́.
Создание новых служб
После того как определением Поместного
Собора от 26 авг. 1918 г. было восстановлено
празднование дня памяти Всех святых, в земле Российской
просиявших, Афанасий совместно с проф. Тураевым
подготовил текст службы на этот день, основываясь на
службе, созданной в кон. XV — 1-й пол. XVI в. иноком
суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Григорием. Афанасий
и Тураев существенно переработали службу инока Григория
и дополнили ее новыми текстами. Новая служба была
напечатана гражданской графикой в 1918 г., в 1930 г.
переиздана слав. графикой в Париже, в 1946 г. только что
созданное Издательство Московской Патриархии выпустило
3-е издание службы. Из него по цензурным соображениям
были исключены песнопения, к-рые могли бы напомнить о
гонениях на Церковь в XX в.
10 нояб. 1922 г., в день памяти свт.
Димитрия (Туптало), митр. Ростовского, Афанасий вместе с
нек-рыми из священнослужителей, находившихся во
владимирской тюрьме (архиеп. Астраханским сщмч. Фаддеем
(Успенским), архиеп. Крутицким Никандром (Феноменовым),
епископами Вязниковским Корнилием (Соболевым),
Суздальским Василием (Зуммером), игум. московского
Чудова мон-ря Филаретом (Волчаном), протоиереями Сергием
Глаголевским, Николаем Счастневым, свящ. Сергием
Дурылиным и др.) совершил службу Всем рус. святым. «И
вот тогда-то,- писал впосл. Афанасий,- после
неоднократных бесед об этом празднике, о службе, об
иконе, о храме во имя сего праздника, было положено
начало нового пересмотра, исправления и дополнения
службы, напечатанной в 1918 году. Между прочим была
высказана мысль о желательности дополнить службу так,
чтобы ее можно было совершать не только во 2-ю неделю по
Пятидесятнице, но по желанию и в другое время и не
обязательно в воскресный день» (Служба всем святым. С.
10). Начиная с 20-х гг. Афанасий работал над
исправлением и дополнением службы Всем рус. святым, в
результате чего возникла самостоятельная редакция этого
последования, приспособленная к служению не в соединении
с воскресной службой, а как самостоятельное трехдневное
праздничное богослужение (15-17 июля). Долгое время эта
служба распространялась в списках, в 1995 г. была издана
в полном объеме.
Афанасий является автором и др.
богослужебных последований, в частности, «Празднования
Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея,
именуемыя «Максимовская»».
Иконография
Иконописные памятники о святом Афанасии сохранились до наших дней. В византийской и русской православной школе служителя церкви изображали на поясных иконах по следующим правилам:
- седые волосы;
- высокий лоб;
- широкая борода с вьющимися прядями;
- одет в ризу белого цвета с черными крестами;
- епископский атрибут на поясе — платок «палица» в форме ромба с вышитым в центре крестом;
- в руках свиток или Евангелие.
Иногда встречаются иконы с деталями облачения святого, подчеркивающими сан епископа — омофором или митрой.
Афанасия изображали в полный рост на совместных иконах со святым Кириллом. На новгородском образе XV века к святителям присоединился епископ Леонтий Ростовский. Фигура епископа Александрийского вписана в образ Святого Николая с деисусом в числе избранных святых. Икона датирована IV веком и тоже написана новгородскими мастерами.
Изображение святого Афанасия помещали на фресках в старинных церквях Рима, Каппадокии (центральная область Турции), Македонии, Сицилии и Греции. Образ епископа встречается на иллюстрациях страниц манускриптов. На одном из древних рисунков епископ увековечен сидящим за работой над сочинением. Рядом стоит столик с раскрытой книгой.
В соборе Святого Марка в Каире над ракой с мощами в нише написан образ святого Афанасия в красном облачении. Ниша украшена цветами и позолоченной рамкой.
Литература
- «Церк. Вед.» 1913, № 36, с. 451.
- «ЖМП» 1957, № 1, с. 28-29.
- «Церк. и Жизнь» (обн.) 1922, № 3, с. 5.
- «ЖМП» 1957, № 2, с. 20, 1958, № 11, с. 19, № 12, с. 9, 1959, № 1, с. 13, 1963, № 3, с. 76-77.
- ФПС I, № 121, с. 5, III, с. 2.
- ФАМ I, № 38, с. 4.
- «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Академ. и семинарий на 1917 год», с. 43.
- Письмо епископа Афанасия от 9/22 мая 1955 года.
- Автобиография епископа Афанасия (Сахарова). «Вестн. Свящ. Синода» 1926, № 7, с. 8.
- Архимандрит Иоанн (Снычев): «Церковные расколы 20-х и 30-х годов», с. 384.
- Vest. russ. chr. dv. 81(1966)13-17.
- ZMP 1962, 12, 15-17.
- Es war noch vor der Loealitatserklarung Sergijs.
Почти современники
Икона священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Икона написана в 2006 году для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво
Начало общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских дало нам совершенно уникальный опыт постижения святости. Еще совсем недавно нашу жизнь отделяли от земной жизни святых многие столетия. Эта временная дистанция лишала нас возможности, читая о раннехристианских мучениках, примерять их подвиги на себя. В житийных текстах мы искали моральный урок, наслаждались изысканностью стиля византийских агиографов, вычитывали исторические подробности.
Мы не могли лишь одного: представить тот страх и ту боль, которую живой человек чувствовал, оказавшись на арене среди диких зверей.
Читать житие как запись очевидца люди разучились давно, не одно столетие назад. Не случайно историки литературы писали о принципиальной абстрактности житий, отказе их авторов от конкретных исторических деталей.
В свое время Д. С. Лихачев указывал на то, что авторы житий русских святых, повествуя о вполне конкретных событиях, стремились говорить описательно, не прибегая к современной им политической терминологии. Вместо «посадник» говорится «вельможа некий», «старейшина»; вместо «князь» — «властитель той земли». Из житий изгонялись имена эпизодических персонажей, заменяясь на описательное «муж един», «некая дева» и т. д. В практике Русской Церкви канонизация осуществлялась по прошествии значительного времени.
Канонизация новомучеников и исповедников сделала невозможным уход от исторической конкретики. Новопрославленные святые являются для нас почти что современниками. Они ровесники наших бабушек или прабабушек, а значит, их жизнь принадлежит к тому времени, о котором мы знаем не только из книг, но и из рассказов старших.
В этих житиях абстрактный «властитель граду» появиться не может. Не может хотя бы потому, что портреты этих властителей висели в школе, где учились наши родители. И дети в красных галстуках, потомками которых являемся мы с вами, вручали этим властителям цветы в годовщины революции.
Литургическое творчество
В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем им было предложено установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».
В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).
Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.
Таким образом архив епископа Афанасия попало несколько сот служб и акафистов, причём им делались правки и примечания. На основе этих материалов им готовились «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.
Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.
Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия <…>, осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».
Календарно-богослужебная комиссия
Руководимая Афанасием, должна была
заниматься вопросами богослужебного устава, составлением
календарей и богослужебных указаний. В докладе,
прочитанном на первом заседании комиссии 3 янв. 1957 г.,
Афанасий подчеркнул преемственность деятельности
комиссии по отношению к Собору 1917-1918 гг., а также
связь с предреволюционным опытом исправления
богослужебных книг. Идею создания комиссии Афанасий
возводил к подготовленному для обсуждения на Соборе
1917-1918 гг. докладу «Об упорядочении богослужения»,
к-рый предлагал учредить постоянно действующий орган для
решения вопросов богослужебной практики. На заседаниях
комиссии Афанасий прочитал доклады о соединении служб
рус. святым со службами святым вселенским (вместе со
свящ. П. Соколовским), о формулах поминовения властей и
др. Продолжая работу по составлению точного месяцеслова,
начатую на Поместном Соборе, Афанасий внес исправления в
правосл. месяцеслов, а также представил на рассмотрение
комиссии обширный доклад о включении в Православный
календарь имени вел. кн. Ростислава. В связи с просьбой
Болгарского Патриарха Кирилла (Маркова) прислать службы
нек-рым рус. святым Афанасий подготовил новую редакцию
службы свт. Димитрию Ростовскому (комиссией не была
принята). В результате деятельности
Календарно-богослужебной комиссии были изданы том
богослужебных указаний на 1957-1958 гг., календарь и
неск. статей в ЖМП.
О. В. Косик, А. А. Плетнёва
Литература[ | ]
- Крестный путь преосвященного Афанасия (Сахарова) // Вест. рус. христиан. движения. — 1983. — № 107. — С. 170—211 (с ред. исправлениями и без указания автора).
- Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 27. Члены и делопроизводители Собора: биобиблиографический словарь / отв. ред. С. В. Чертков. — М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2020. — 664 с. — ISBN 978-5-87389-097-2.
- Афанасий (Селичев) , игумен. Епископ Афанасий (Сахаров) как хранитель церковных традиций в период гонений // Меневские чтения, 2006. — Сергиев Посад, 2007. — С. 60—82.
- Молитва всех вас спасёт. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского / сост., предисл. и прим. О. В. Косик. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — (Мат-лы по новейшей истории Русской православной церкви) — 710 с.
- Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову): В 2 кн. / . — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 800 с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской православной церкви); Кн. 1: А — Н; Кн. 2: О — Ю.
- Сахарова А. «Неперемолотый» владыка // Кифа : газета. — № 9 (147). — Июль 2012 года.
- Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец / авт.-сост. инокиня Сергия (Ежикова). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003. — 432 с. — ISBN 978-5-00-009015-2.
- Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / авт.-сост. Г. И. Катышев. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. — 512 с. — ISBN 5-7533-0396-X.
- Косик О. В. Вклад святителя Афанасия (Сахарова) в сокровищницу русской культуры // V Валаамские образовательные чтения, посвященные 700-летию Преподобного Сергия Радонежского и Году культуры в России. Материалы Конференции. Валаам, 2020. С. 108—116.
- Косик О. В. Письма 1954—1962 гг. к святителю Афанасию Ковровскому как источник по истории Русской Православной Церкви и её культуре // Проблемы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Русской Православной Церкви» / науч. ред., сост. И. Л. Кызласова // Труды ГИМ. М., 2020. Вып. 206. с. 214—224.
- «Я боролся с неверием». Следственное дело по обвинению епископа Афанасия (Сахарова) / Публ. О. Косик // Богословский сборник. — 1999. — Вып. III. — С. 228—257.