Крестовые походы: причины, история и последствия

Содержание:

Общественные настроения

Весть о призыве Урбана II быстро распространилась по Европе и вызвала сильное религиозное воодушевление. В поход на Святую Землю захотели отправиться все — и аристократы, и рыцари, и простолюдины, старые и молодые. В путь собирались даже женщины.

Благочестие и жажда спасения души охватила все общество, вследствие чего резко сократилось число преступлений, вчерашние разбойники нашивали на одежду крест и шли за благословением к священникам. Часть крестоносцев шла в поход за добычей и землями, отобранными у неверных. Впрочем, материальные устремления отлично уживались с желанием искупить грехи.

Клермонская проповедь была направлена в первую очередь на военную аристократию. Папа не рассчитывал на такое количество и разнообразие участников похода, многие из них могли стать обузой. Поначалу он ограничил их число — миряне и клирики должны были сначала испросить разрешения у приходских священников и епископов, старикам и женщинам рекомендовалось оставаться дома. Воинов же папа призывал отправиться на Святую Землю несмотря ни на что — заложить и раздать земли, оставить семьи, собраться в поход на последние деньги, что рыцари и делали.

Общественные волнения в связи с грядущим походом усиливались голодом и засухой прокатившимися по Европе. Находясь в условиях нищеты и неопределенности, люди ожидали скорого конца света, массовая истерия усугублялась слухами о появлении стигматов, знаков в небе, пророчеств. Предсказания гласили, что перед последняя битва добра и зла начнется в Иерусалиме, до начала Страшного суда все неверные должны были либо стать христианами либо убиты.

Мобилизация Запада

Печальные известия о падении Иерусалима привели католическую Европу в состояние решительного движения. Глубина катастрофы и благоприятная внутриполитическая ситуация (смерть врага Фридриха Барбароссы папы Урбана III в 1187 году и противника французского правителя Филиппа II Августа английского короля Генриха II в 1189 году) позволили мобилизовать наибольшие за всю историю крестовых походов силы.

Три могущественнейших монарха — английский, французский и немецкий — приняли крест (1188–1189 гг.). Кроме того, ещё несколько армий были собраны в разных уголках Европы для отправки в Палестину — датско-фризская эскадра, сицилийский флот, генуэзцы, пизанцы, австрийцы. Но не было единого плана и согласованных действий. Армии отправлялись и прибывали на Восток постепенно, по мере комплектования. 

Главной особенностью логистики этого похода стало преобладание морских путей доставки войск. Только Фридрих Барбаросса предпочёл старый путь крестоносцев через Балканы и Малую Азию. Он основывался на том, что его армия слишком велика и не может быть переправлена сразу, а также на сомнении, не падут ли последние порты крестоносцев раньше, чем прибудут немецкие транспорты. К тому же германский император добился дипломатического обеспечения сухопутного маршрута, договорившись даже с сельджукским султаном, врагом Саладина.

Армии крестоносцев

Для обеспечения армий во Франции и Англии был введён особый налог — саладинова десятина, выплачиваемая с движимого имущества и годового дохода теми, кто не принял крест, включая священников. Этот налог вызвал ропот, но позволил собрать значительные средства, особенно английскому королю, чья финансовая система была организована намного эффективнее французской. Фридрих Барбаросса выбрал другой способ: любой, собирающийся в крестовый поход, должен был иметь определённую сумму, что позволяло избавиться от масс крестьян и бедняков.

Состав трёх главных армий был очень разным. Армия Фридриха Барбароссы была самой многочисленной, вероятно, более 50 000 человек, в том числе семь герцогов, свыше 30 графов, до 5000 рыцарей (с учётом всех подкреплений и подразделений), до 15 000 сержантов и до 30 000–40 000 пехоты. Армия была разделена на отряды по 500 человек и спаяна авторитетом императора.

Армия Ричарда Львиное Сердце была, как считается, одной из лучших армий в истории крестовых походов по уровню снабжения, экипировки и дисциплины. Её численность достигала 15 000, из которых 2500 были рыцарями и 2500 сержантами, а из примерно 10 000 пехотинцев насчитывалось 3000–4000 арбалетчиков, ставших во второй половине XII века серьёзным фактором на полях сражений. Для перевозки армии было использовано 126 кораблей в нескольких флотилиях.

Численность армии Филиппа Августа — 650 рыцарей и 1300 пеших — красноречиво говорит об истинном желании французского короля участвовать в походе, куда он был завлечён больше политическими играми, чем порывом души. Конечно, Филипп мог ссылаться на то, что его вассалы разными путями тоже двинулись на борьбу с неверными, и поэтому французский вклад намного больше, чем маленькая армия короля.

литература

  • Арнольд Бюлер (ред.): Крестовый поход Фридриха Барбаросса — сообщение очевидца . Thorbecke, Штутгарт 2002, ISBN 3-7995-0612-8 .
  • Эккехард Айкхофф : Фридрих Барбаросса на Востоке. Крестовый поход и смерть Фридриха I. Эрнста Васмута, Тюбинген 1977, ISBN 3-8030-1716-5 .
  • Джеймс Рестон-младший: Воины Бога — Ричард Львиное Сердце и Саладин в Третьем крестовом походе . Якорные книги, Нью-Йорк 2002, ISBN 0-385-49562-5 .
  • Амин Маалуф : Священная война варваров. Крестовые походы глазами арабов. Deutscher Taschenbuch-Verlag, Мюнхен 2003, ISBN 3-4233-4018-5 .
  • Кэрол Хилленбранд: Крестовые походы. Исламские перспективы. Издательство Эдинбургского университета, Эдинбург 1999, ISBN 0-7486-0630-0 .
  • Ганс Эберхард Майер: История крестовых походов. Кольхаммер, Штутгарт 2005, ISBN 3-1701-8679-5 .
  • Кристофер Тайерман: Божья война. Новая история крестовых походов . Penguin Books, Лондон 2007, ISBN 978-0-14-026980-2 .
  • Ханнес Меринг : Саладин и Третий крестовый поход. Стратегия и дипломатия Айюбидов в сравнении в основном арабских с латинскими источниками (= Frankfurter Historische Abhandlungen. Том 21). Франц Штайнер, Висбаден 1980, ISBN 3-515-02895-1 .

Ричард Львиное Сердце и Саладин заключают перемирие

Вынужденный доверять одному только своему мечу, он думал теперь лишь о том, как бы возобновить переговоры с Саладином. И христиане, и сарацины, казалось, были одинаково утомлены войной. Саладин, покинутый многими союзниками, опасался смут и восстания в своем государстве. Для султана, как и для английского короля, мир был желателен, и потому они заключили перемирие на три года и восемь месяцев.

Доступ в Иерусалим был открыт для христианских паломников, и, сверх того, христианам предоставлялось владение морским берегом от Яффы до Тира. Крепость Аскалон, на которую заявляли свои притязания и крестоносцы, и мусульмане, решено было разрушить.

О древе Честного Креста, для востребования которого Ричард прежде отправлял к Саладину многих послов, теперь не упоминалось. Главные вожди обеих армий поклялись, одни Кораном, другие Евангелием, соблюдать условия договора. Султан и король Английский ограничились взаимным честным словом и пожатием руки посланников.

Имени Ги Люсиньяна не было упомянуто в трактате, лишенный своего королевства, он получилкоролевство Кипрское. Обладание Кипром представляло более существенное значение, но за него еще следовало уплатить храмовникам, которым Ричард продал его или заложил. Палестина была уступлена Генриху, графу Шампаньскому. Прежде чем возвратиться в Европу, крестоносцы, разделившись на несколько караванов, отправились поклониться Гробу Иисуса Христа.

Французы, оставшиеся в Тире, не захотели воспользоваться доступом в Иерусалим, который был открыт для них Ричардом: предубеждения и зависть оказались сильнее, чем усердие к Святым местам. Герцог Бургундский умер в то самое время, когда уже готовился к отъезду на Запад.

Первый крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельных статьях Первый крестовый поход и Захват Иерусалима крестоносцами (1099)

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Подробнее о Первом Крестовом походе. Иллюстрированная аудиокнига

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне.

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов. (См. статью Основание крестоносных государств.)

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Первые завоевания

Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.

Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.


Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)

В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!

Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.

В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.

Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.

Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству

Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.

Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.

В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.

Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.

Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.

Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.

Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.

Постепенный развал крестоносной армии

Столько подвигов и славы было проявлено участниками этого крестового похода, но все они не принесли никаких новых завоеваний. Гениальный тактик Ричард Львиное Сердце одержал победы во всех битвах, но Саладин, гений стратегии, искусно маневрируя силами (и пользуясь бездарностью Ричарда, как политика) всё время лишал крестоносцев всех плодов их побед.

Ряды крестоносцев таяли. Герцог Бургундский, удалившийся в Тир, отказывался принимать какое-либо участие в войне. Германцы, под предводительством герцога Австрийского, покинули Палестину. Ричард, захворав, пожелал отправиться в Птолемаиду, а несправедливость его воинов упрекала его в желании покинуть их.

Закат эпохи крестоносцев

В XV веке масштаб движения крестоносцев идет на убыль. После неудачных столкновений с Великим княжеством Литовским постепенно угасает Тевтонский орден на севере Европы. Вследствие поражения от турок-османов при Варне в 1444 году европейская армия теряет надежду на восстановление власти христиан на Балканах. В 1453 году Константинополь взят турками, что обеспечило им господство в Восточном Средиземноморье.

Попытки организации новых походов не приобрели должного размаха из-за недостатка финансирования и сложностей во взаимоотношениях государств — ни одна из стран не хотела возвышения соперников в ходе военной операции против османов. Папская власть уже не была абсолютной — в обществе все чаще звучала критика ее методов, особенно после крестовых походов против гуситов в Чехии.

Отдельные всплески движения крестоносцев продолжались вплоть до 1699 года. Папы поддерживали Венецию, Польшу, Священную Римскую империю в борьбе против османов. Это в какой-то степени возрождало дух крестовых походов, но прежнего масштаба у этих военных экспедиций уже не было.

Всемирная история

  • Этапы развития человечества. Самое главное
  • Краткая история Средневековья
  • Очень кратко о Древнем мире
  • Древний Рим. Краткая история
  • Вклад Древней Греции в мировую историю
  • Президенты США по порядку и годы их правления
  • История возникновения США

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Крестоносцы в XIII веке: новые цели

Благодаря активной деятельности папы Иннокентия III, XIII век стал золотым временем для крестоносцев. Разнообразные способы делегирования обетов, привилегий, упрощение получения индульгенций позволили вовлечь в движение крестоносцев все слои населения.

Целью рыцарей теперь были не только восточные мусульмане. Крестоносцы поднимают оружие против еретиков и даже собратьев-христиан. Помимо новых походов на Иерусалим и Египет, они занимаются захватом Константинополя в 1203 году по просьбе Исаака II Ангела. В следующем году, так и не дождавшись обещанной награды, рыцари берут город вновь — на этот раз с целью разграбления.

В 1209 году начались альбигойские войны против ереси катаров с центром в городе Альби. В решающей битве при Мюре в 1213 году крестоносцы разбили основное войско Лангедока, но вооруженные столкновения продолжались еще с десяток лет.

Крестоносцы воевали в Испании против мавров, в балтийском регионе против языческих племен ливов, эстов, латгалов, пруссов. Институт священной войны также регулярно использовался против германского императора.

литература

  • Томас Асбридж: Крестовые походы . Klett-Cotta Verlag, Штутгарт 2011 (2-е издание), стр. 467
  • Алан Фори: Ордена рыцарей с 1120 по 1312 год . В кн .: Иллюстрированная история крестовых походов. Эд Джонатан Райли-Смит. Campus Verlag, Франкфурт-на-Майне, 1999. стр. 219.
  • Карл Вильгельм Фердинанд фон Функ: картины времен крестовых походов. Часть вторая: Последние короли Иерусалима и Саладина. Brockhaus, Leipzig 1823. С. 229.
  • Джон Д. Хослер: Осада Акко, 1189–1191. Саладин, Ричард Львиное Сердце и битва, решившая третий крестовый поход , Нью-Хейвен и Лондон: Yale University Press 2018, ISBN 978-0-300-21550-2
  • Йоханнес Леманн : Крестоносцы. Авантюрист Бога. К. Бертельсманн Верлаг, Мюнхен, 1976. С. 301, 302, 304.
  • Амин Маалуф : Священная война варваров . Eugen Diederichs Verlag, Мюнхен, 1996. стр. 224.
  • Ганс Эберхард Майер: История крестовых походов . Опубликовано W. Wohlkammer, Штутгарт, 1985 (6-е издание). С. 129-134.
  • Регин Перно: Крестовые походы в рассказах очевидцев . Карл Раух Верлаг, Дюссельдорф, 1961, стр. 225-228, 233
  • Джеймс-младший Рестон: Воины Бога. Ричард Львиное Сердце и Саладин в Третьем крестовом походе. Random House, Нью-Йорк 2001, ISBN 0-385-49561-7
  • Стивен Рансимен : История крестовых походов . CH Beck’sche Verlagsbuchhandlung, Мюнхен, 1960, стр. 791, 794, 797, 801.
  • Кеннет М. Сеттон / Роберт Л. Вольф / Гарри В. Азард : более поздние крестовые походы, 1189-1311 гг. University of Wisconsin Press, Madison 2006, ISBN 0-299-04844-6 , стр. 51 и далее.
  • Ханс Вольшлегер : Вооруженные паломничества в Иерусалим. История крестовых походов. Диоген Верлаг, Цюрих, 1973, стр. 107, 108, 110.
  • Уве Зиглер: Крест и меч. История Тевтонского ордена. Böhlau Verlag, Кёльн, 2003, с. 25, с. 26, с. 50

Клермонский собор

В начале 1095 года на церковный синод явилась делегация от Византии с просьбой о помощи в войне против турок-сельджуков, угрожавших Константинополю. Римский папа Урбан II прочитал горожанам проповедь о необходимости помочь восточным христианам, но ничего конкретного византийцами не обещал. Тем не менее в течение следующих нескольких месяцев он посетил ряд городов и монастырей, вероятно, в поисках союзников.

В тот момент папа Урбан II еще не был властителем всего христианского мира. Большая часть Германии, Северная и Центральная Италия и даже Рим поддержали антипапу Климента III. Урбану II нужна была политическая и идеологическая опора для объединения своих союзников и привлечения на свою сторону противников.

27 ноября в Клермоне состоялся знаменитый церковный собор, где Урбан II держал речь перед многотысячной толпой. Он вновь рассказал о страданиях восточных христиан от набегов турок, об оскорблениях святынь, а затем призвал христианские государства прекратить междоусобные конфликты и объединиться для борьбы с «мусульманскими язычниками». Папа затронул также необходимость освобождения священного для христиан города — Иерусалима.

Вдохновившись речью Урбана II, собравшиеся христиане давали обет пойти войной на неверных и, в знак своих религиозных намерений, нашивали на правое плечо красный крест. Этот жест стал ответом на слова Христа «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть моим учеником» (Евангелие от Луки 14:27). Папа объявил участникам похода индульгенцию на отпущение всех грехов и обещал защиту Церкви с предоставлением множества привилегий.

Таким образом Урбан II встал во главе христианского движения. Религиозные походы играли еще одну важную роль. В условиях слабости центральной власти и социальной анархии, характерных для Средневековья, церковь не чувствовала себя в безопасности. Походы позволили бы перераспределить агрессию рыцарства на пользу церкви в направлении внешних завоеваний.

Поход Ричарда Львиное Сердце и Филиппа Августа

Император Фридрих погиб, когда король Ричард и король Филипп только собирались отправиться в палестинскую экспедицию. Армия Ричарда двигалась отдельными отрядами и эскадрами из Англии, Нормандии и Аквитании, имея местом сбора Марсель. Сам Ричард в компании с Филиппом Августом вышел 4 июля 1190 года из Везле. После Лиона их пути разошлись. Ричард двинулся через Марсель, а Филипп через Геную. К концу сентября обе армии начали сосредотачиваться на Сицилии. Октябрьские шторма вынудили крестоносцев к зимовке на острове, во время которой отношения между королями серьёзно испортились.

Английские и французские крестоносцы

Зима прошла в рыцарских турнирах и в беседах с учёными монахами. 30 марта 1191 года французский флот отправился в Палестину и 20 апреля благополучно прибыл под Акру. 

10 апреля в море вышел Ричард. Его флот угодил в полосу штормов, был частично рассеян, но собрался вновь на рейде кипрского Лимасола. Византийский владелец острова горько поплатился за заигрывания с Саладином и враждебность к английскому королю. Ричард одним махом смёл греческие войска, захватил Кипр, в мае 1191 года сыграл свадьбу с наваррской принцессой, а 5 июня отправился к Акре.

Крестовые походы

  • Первый крестовый поход (1096 – 1099)
  • Второй крестовый поход (1147 – 1149)
  • Третий крестовый поход (1189 – 1192)
  • Четвертый крестовый поход (1202 – 1204)
  • Детский крестовый поход (1212)
  • Пятый крестовый поход (1217 – 1221)
  • Шестой крестовый поход (1228 – 1229)
  • Седьмой крестовый поход (1248 – 1254)
  • Восьмой крестовый поход (1270)

Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского

Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты

— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции— Возврат Эдессы, но затем полная неудача

Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты

В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари— Возвращение Иерусалима— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим

Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты

— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне— Война против Египта, владеющего Иерусалимом— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.

Детский крестовый поход

«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.

Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»

Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат

— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта

Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат

— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.— Иерусалим— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами

Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне— Египет— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.

Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат

— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги— Тунис— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад

Последствия крестового похода

Третий крестовый поход не смог достичь своей цели — вернуть Иерусалим. Присутствие крестоносцев на Ближнем Востоке было временно обеспечено созданием государства и воссозданием Иерусалимского королевства с Акко в качестве новой столицы. В то время, когда Саладин был на пике своего могущества, ему удалось предотвратить угрозу полного уничтожения государств крестоносцев. Саладин умер еще в 1193 году, и суматоха, окружавшая его преемника, дала государствам крестоносцев еще одну передышку.

Во время осады Акко немецкие крестоносцы основали братство по уходу за больными, из которого в 1198 году развился Тевтонский орден со штаб-квартирой в Акко.

Третий крестовый поход ясно показал, что индивидуальные интересы участвующих правителей не могут сочетаться с идеей общей борьбы христиан. Начиная с Третьего крестового похода, многие крестоносцы считали, что завоевание айюбидского центра Египта необходимо для устойчивого освобождения Иерусалима от мусульманского владычества. Из-за напряженности в отношениях с Византией сухопутный путь был фактически исключен как возможный путь для армии крестоносцев на Святую Землю. Модель Фридриха Барбаросса также мотивировала его старшего сына Генриха VI. 1197, чтобы предпринять свой немецкий крестовый поход , который также потерпел неудачу из-за ранней смерти Генриха.

Монета находка связана с крестовым походом.

Основные этапы третьего крестового похода

Адмирал Маргаритон со своим флотом в 1188 году первым начал поход. К его флотилии по пути присоединялись корабли из Пизы и Генуи. Уже в мае следующего года из Регенсбурга выступили немцы. Прибытие крестоносцев в Иконий состоялось в марте 1190. В этом же году в июне Фридрих I утонул, переправляясь через реку Салеф. Смерть правителя подкосила стремления немцев к победе и те сломленные вернулись домой. Акры достигла лишь небольшая группа крестоносцев.

Вместе с тем настал черед англичан и французов отправляться в поход. После переправы своих войск на Сицилию король Ричард столкнулся с сопротивлением со стороны местного правителя, поддерживаемого французским королем. Столкновение обернулось для англичан поражением и им пришлось отправиться в Тир, захватив попутно остров Кипр.

Оборона Акры была разгромлена в июле 1991 года силами европейцев, объединившихся с восточными христианами. В связи с победой Филипп II вернулся во Францию и стал подготавливаться к войне с англичанами. Между тем Ричард I остался на иерусалимской земле, где 2 сентября 1192 года подписал мирное соглашение с Саладином. По условиям договора:

  • война между противоборствующими силами должна прекратиться;
  • Иерусалим оставался в правлении мусульманского властителя Саладина;
  • крестоносцам предоставлялось право развивать торговлю в прибрежной полосе между городами Тир и Яффа.

Итоги

Результатом четырёхнедельных переговоров стало трёхлетнее перемирие, заключённое 2 сентября. Согласно его условиям, Аскалон предстояло срыть, побережье от Яффы до Тира оставалось в руках христиан. Произошёл обмен пленными. Христиане получили свободный и бесплатный доступ к святыням Иерусалима. Некоторые рыцари из армии Ричарда тут же совершили паломничество. Но Святой Крест возвращён не был. Таков был итог 14 месяцев богатырских подвигов английского короля и череды его побед. 

Многие восприняли эти победы как поражение Ричарда, но большего с его силами вряд ли кто достиг. 

9 октября 1192 года Ричард Львиное Сердце покинул Святую Землю, а 4 марта 1193 года его великий противник Саладин скончался.

С точки зрения большой стратегии основным итогом Третьего крестового похода стало смещение главных торговых путей с маршрута Сирия — Константинополь на маршрут Красное море — Каир — Александрия. В XIII веке Каир стал крупнейшим городом, главным распределительным хабом и промышленным центром всего Средиземноморья. Не в последнюю очередь, именно поэтому основной удар будущих походов крестоносцев будет направлен не на Сирию, а на Египет. Именно это предлагал английский король.

Противостояние двух героев — благородного и проницательного Саладина и отважного и несокрушимого Ричарда — стало самой знаменитой темой крестовых походов, великой легендой, пережившей века, не раз воплощённой в художественной литературе и кинематографе. Третий крестовый поход стал вершиной крестоносного движения, его золотой страницей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector