Ибн сина
Содержание:
Скитания и новые открытия
Слава о выдающихся ученых и их открытиях разнеслась по всему арабскому миру и соседним восточным странам. Их пригласил к себе правитель соседнего государства, известный своей жестокостью и коварством султан Махмуд Газневи. На словах он оказывал почтение мудрецам, а на деле, как было хорошо известно, свободомыслящим ученым при его дворе постоянно грозила смертельная опасность.
Потому-то Авиценна в сопровождении Масихи решил бежать подальше от опасного соседства. Но путь к спасению лежал через бесплодную пустыню Кара-Кум. Через пару дней пути их настигла песчаная буря. Путники остались без воды и пищи, да еще и заблудились.
Масихи был уже в преклонном возрасте, он погиб от истощения и обезвоживания. Авиценна чудом уцелел и сумел выбраться из песчаного плена. Но разгневанный султан Газневи потребовал найти беглеца и пообещал награду за его поимку, разослал по окрестным провинциям описание внешности бунтаря.
Авиценне несколько лет пришлось провести в постоянных скитаниях. Он менял внешность, назывался другим именем. Правда, оставалась неизменной главная примета: кормился он врачеванием и делал это весьма искусно.
Каким-то непостижимым образом он продолжал научные разработки и за годы странствий написал более десяти книг.
Наконец, ему посчастливилось обрести крышу над головой и длительный покой. В городке Гордан, что располагался близ Каспийского моря, он нашел настоящего друга. Тот приютил скитальца и позволил брать в дом учеников. Основными науками, которым теперь Авиценна обучает воспитанников, стали астрономия и логика.
Параллельно он занимается любимой медициной, здесь написаны около 30 солидных трактатов. В том числе, большая часть главного труда своей жизни — «Канона врачебной науки».
Но потом безмятежное существование ученого вновь омрачили распри соседствующих государей. Напомним, то были времена так называемой феодальной раздробленности. Небольшие государства создавались, рушились под натиском агрессивных соседей. Происходили бесконечные завоевания, территориальные слияния и распады. Заложниками этих «разборок» становились люди, особенно, такие заметные как наш герой.
Ибн Сина опять вынужден отправиться на поиски лучшей доли. На какое-то время он вновь оседает в Хамадане, где получает возможность заниматься врачебной практикой. И даже совершает карьерный взлет, дослужившись до должности визиря.
Но… Видимо, небеса не уготовали ему судьбу отрешенного от мира мыслителя. Вновь и вновь у свободолюбивого исследователя возникают разногласия с местными властителями. Не стану тут подробно пересказывать перипетии его новых испытаний. Скажу лишь, что снова пришлось скрываться, переходить с места на место, становясь «яблоком раздора» между местными «восточными царьками». Авиценна был даже на некоторое время пленен и заключен в крепость. Но и там он продолжал размышлять, анализировать, писать новые книги и совершенствовать созданные ранее.
Трудно точно сказать, сколько трактатов было написано Авиценной. Исследователи расходятся в оценках. Кто-то считает, что их более 450, другие полагают, что чуть меньше 300. Многие труды Авиценны исчезли. В том числе философская энциклопедия в нескольких томах, трактат о справедливости, философский словарь.
Работы по философии, медицине, ботанике писались Авиценной для учеников, по заказам эмиров и образованных людей того времени. Частично входили в труды по медицине. Например, известная работа ученого «О душе», которая включена в «Книгу об исцелении».
Сохранилась мистическая философия – «Книга о птицах» и «Книга о любви». Глубокую философскую мысль содержат трактаты «Об избавлении от страха смерти» и «О предопределении».
Вклад Авиценны в медицину
Книга исцеления считается основным философским трудом Ибн Сины. Состоит из разделов, посвященных логике, физике, математике, метафизике. Без этих наук Авиценна считал медицину невозможной.
Медицинские труды занимают не больше 20 % всего наследия. Авиценна стал знаменит в Европе благодаря «Канону врачебной науки». Не было ничего более масштабного и систематизированного в этой области до него. Материал, составленный тысячу лет назад, очень легко читается, изложен понятным языком без излишнего наукообразия и отступлений.
В 1593 четыре огромных тома Канона напечатали в Европе сразу после Библии. Канон штудировали европейские врачи почти 500 лет, изучали во всех медицинских школах. Не забывают о нем и сегодня.
Заслуга Авиценны в том, что им было создано пособие для врачей на столетия вперед: медицинская энциклопедия, где идеально систематизированы болезни, их симптомы и лечение.
Достижения Авиценны в области медицины сложно переоценить. Даны описания 2 000 заболеваний, рецепты более 3 000 лекарств, указаны свойства трав.
Не случайно многие медицинские учебные заведения разных стран носят имя Авиценны.
Читайте далее:
Великий узбекский ученый и астроном – мирзо Улугбек и его обсерватория
Великий поэт и философ Алишер Навои
Мемориальный комплекс имама Аль Бухари в городе Самарканд
Народный герой – Ходжа Насреддин
Математик Ахмад аль Фергани (Альфраганус) – уроженец города Кува в Ферганской области
Авиценна, Ибн Сина
Авиценна Ибн Сина (латинизир. Авиценна,
Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач,
музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был
врачом и везиром при разных правителях. В
философии продолжал традиции арабского
аристотелизма, отчасти неоплатонизма.
Основные философские сочинения — «Книга
исцеления», «Книга указаний и
наставлений» и др. — содержат также
естественно-научные воззрения,
музыкально-теоретические положения Ибн
Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно
популярны на Востоке и на Западе;
энциклопедия теоретической и
клинической медицины «Канон врачебной
науки» (в 5 ч.) — обобщение взглядов и
опыта греческих, римских, индийских и
среднеазиатских врачей — была много
веков обязательным руководством, в т. ч. в
средневековой Европе (ок. 30 латинских
изданий).
+ + +
Ибн Сина Абу Али Хусейн (Авиценна) (980/1037) — персидский философ,
ученый, врач, написавший монументальный труд — медицинскую энциклопедию под
названием «Канон врачебной науки». Ибн Сине принадлежат также трактаты,
затрагивающие проблемы философии (в частности, метафизики и др.), логики,
математики. Ибн Сина сочинял и поэтические произведения.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 107.
+ + +
Авиценна (Ибн Сина; ок. 980-1037) — ученый, философ, врач, музыкант,
живший в Средней Азии и Иране. Продолжатель традиций арабского
аристотелизма, отчасти — неоплатонизма. Автор «Книги исцелений» и «Книги
указаний и наставлений». Труд по медицине «Канон врачебной науки» в переводе
на латынь был популярен в средневековой Европе.
Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский
словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Средневековый таджикский ученый (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Гогоберидзе Г.М. Автор энциклопедических трудов (Гогоберидзе
Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009).
Фролова Е.А. Ученый, философ, врач (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Подольский А.Г. Взгляды Ибн Сины были
материалистическими (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. —
М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Исламский философ (Кириленко
Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Баландин Р.К. Мыслитель, медик, поэт (Баландин
Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).
Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Влиятельный
представитель исламской рецепции античности (Грейдина Н.Л., Мельничук
А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007).
Блинников Л.В. Божественная деятельность
осуществляется по законам логики (Блинников Л.В. Краткий словарь
философских персоналий. М., 2002).
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Знаменитый арабский
философ и врач (Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).
В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о
дозволительности вооруженного восстания против несправедливого правления (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
…И музыкант (сайт
http://100top.ru/encyclopedia/ ).
Далее читайте (Сочинения, статьи об Ибн Сине,
литература, справочные материалы).
Исцеляющий королей
Будучи еще молодым, он достиг такого уровня знаний в области медицины, что его известность распространилась повсюду. В биографии Авиценны-врача говорится, что в семнадцать лет ему повезло вылечить правителя Бухары Нуха Ибн Мансура от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После того как выздоровел, король хотел наградить его, но молодой врач желал только разрешения использовать уникальную библиотеку правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу читать любые труды и книги из своей коллекции. Юноша воспользовался случаем, есть упоминание в биографии Авиценны и о его учениках, которым он передавал знания.
После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Джурджан, где его приветствовал хаваризм-шах. Там юноша познакомился со своим знаменитым современником Абу Райханом аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рэй, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи-аль-Тибб». Некоторое время спустя талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, здешнего короля, от тяжелой колики.
Медицинские разработки
Врач разработал медицинскую систему, которая заимствовала и сочетала свой личный опыт из исламской медицины, медицинской системы греческих врачей Гиппократа (460 – 370 до н. э.) и Галена (129 – 200 н. э.), а также древней персидской, месопотамии и индийской медицины.
В частности, ему приписывают введение систематических экспериментов и количественного анализа в изучении физиологии, открытие заразной природы инфекционных заболеваний и о введении карантина по ограничению распространения инфекционных заболеваний.
Врачеватель внедрил экспериментальную медицину и установил правила и принципы для проверки эффективности новых лекарственных препаратов которые до сих пор составляют основу клинической фармакологии и современных клинических испытаний.
Ученый открыл концепции синдромов, определил важности диетологии и влияния окружающей среды на здоровье, внедрил новаторское лечение ароматерапией. Древний врачеватель впервые догадывался о существовании микроорганизмов, хотя на тот момент никаких микроскопов не было.
Много у этого ученого работ по психологии, психиатрии, психофизиологии и психосоматике (он впервые описал многочисленные нервно-психические заболевания, такие как галлюцинации, бессонница, мания, кошмар, меланхолия, слабоумие, эпилепсия, паралич, инсульт, головокружение и тремор).
История жизни Авиценна
Ибн Сина, развивший учение о причинах болезни, различал причины внешние (зной, травма и др.), предшествующие и связующие. Предшествующие причины выражали, по его мнению, то, что сейчас мы обозначаем как причины предрасполагающие или способствующие. Причины связующие — это свойства организма, в той или иной мере опосредующие действие внешних болезнетворных причин
Интересно, что Ибн Сина уже различал важность обуславливающих факторов в развитии болезней, то есть подчеркивал значение того, что сейчас мы называем условиями их возникновения.
Ибн Сина, раскрывший в духе своего времени процессы «уравновешивания натур» людей, определяющие состояние здоровья в различных географических, климатических, социальных, бытовых ситуациях, изучал также вопросы приспособления здорового и больного человека. Важнейшим из признаков здоровья, по его мнению, является «уравновешенность натуры» — «уравновешенность цвета лица между белизной и румянцем, уравновешенность телосложения в смысле полноты и худобы…» и т.д. Интересно, что уже в то время ученый поддерживал значение социальных факторов в определении жизни людей. Он, в частности, писал, что «основное в искусстве сохранения здоровья — это уравновешивание необходимых факторов, которые суть 1) уравновешенность натуры, 2) выбор пищи, 3) очистка от излишков, 4) сохранение телосложения, 5) улучшение того, что вдыхается через нос, 6) приспособление одежды, 7) уравновешенность физического и душевного движения».
Книга Ибн Сины
Есть смысл заметить, что термин «уравновешенность» в смысле «приспособление» дошел до наших дней и широко применялся в различном контексте И.П. Павловым в работах по пищеварению и особенно при изучении высшей нервной деятельности.
Идея о зависимости психики в целом от мозга проводилась в «Каноне» неуклонно. Аффективную сторону душевной жизни Ибн Сина также непосредственно связывал с телесными изменениями. В этом он следовал прочно установившейся в психофизиологии традиции. Но совершенно новаторским следует считать его исследовательский подход к аффектам. Предание рассказывает, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши.
Говоря ему определенный ряд слов, он зафиксировал по изменению его пульса, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Возможно, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, причем принцип, на котором она строилась, предвосхищает последующий ассоциативный эксперимент, «детектор лжи» и другие сходные приемы поиска эмоционального комплекса по экспериментально вызванным изменениям в вегетативной сфере. Учение Ибн Сины о воздействии психических (аффективных) состояний на глубинные органические процессы – то, чего еще не знала античность.
Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»
В последние годы здоровье Ибн Сины ослабло. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах, а теперь сам страдал этой болезнью. Ибн Сина лечил себя успешно, до тех пор, пока эмир Ала уд-Даула, находящийся в походе, не вызвал его к себе. Врач, который готовил лекарство по рецепту Ибн Сины, бросил в лекарственную смесь в пять раз больше семян сельдерея, чем полагалось. От такой лекарственной смеси язвы в желудке и кишечнике, которые уже затягивались, снова открылись. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», — сказал Ибн Сина самому себе.
Труды по медицине
Самым влиятельным и известным трудом Авиценны является 14-томный «Канон медицинской науки». Канон был одним из основных медицинских текстов в Европе и исламском мире до XVII века.
Канон делится на пять книг, из которых первая и вторая посвящены вопросам физиологии, патологии и гигиены; третья и четвертая – методикам лечения заболеваний; пятая – составу и вопросам изготовления лекарственных средств. В Каноне было описано много инфекционных болезней и заболеваний, передаваемых половым путем, а также карантин как способ профилактики распространения инфекций. Авиценна поддерживал древнегреческую теорию миазмов, согласно которой причиной эпидемий являются «плохие испарения» в воздухе
Он обратил внимание на заразность туберкулеза и оспы, описал проказу, дифференцировал чуму и холеру. Авиценна охарактеризовал симптомы и осложнения сахарного диабета, формы паралича лицевого нерва и пр., впервые проанализировал причины возникновения таких тяжелых недугов, как менингит и язва желудка
Канон установил некоторые принципы и правила проверки действенности новых медикаментов, которые являются актуальными и сейчас. Ибн Сина серьезно исследовал способ жизни долгожителей, заложил основы геронтологии. Большое значение врач придает физическим упражнениям, режиму питания и отдыха, правилам личной гигиены.
Другие труды Авиценны посвящены, в частности:
- сексуальным нарушениям;
- способам усиления памяти (психостимуляторам);
- препаратам для лечения сердечных заболеваний;
- вреде и пользе вина.
Ученый разработал собственную концепцию о характере и темпераменте человека. Он считал, что человеческая натура подразделяется на три типа: горячая и холодная, влажная и сухая.
О пульсе
Пульс у мужчин в дороге жизни всей
Быстрее, чем у женщин, и сильней.
Пульс в юности свой ускоряет бег,
Замедлен он, коль полон человек.
Зимою склонен к большему покою,
Уравновешен раннею весною.
Пульс у ребенка тоньше и быстрей.
У взрослого — замедленней, слабей….
Гениально, не правда ли? А самое главное — насколько эти наставления соответствуют здоровому образу жизни. Поэтому всегда полезно перечитывать труды великих учёных.
Афоризмы и цитаты Ибн Сины
Чтобы иметь общее представление об этом великом учёном, приведём его ряд цитат и высказываний, которые свидетельствуют о его уме и мировоззрении.
Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.
Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.
Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.
Когда к невеждам ты идёшь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.
Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.
Умерен будь в еде — вот заповедь одна,
Вторая заповедь — поменьше пей вина.
Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.
Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.
Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.
В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.
Послесловие
О нём рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.
Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество своё Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.
Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нём упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.
В 1954 году, по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.
Ибн Сина — блистательный достижение огромного пройденного человечеством пути. Есть поколения — корни, поколения — завязи, поколения, на которые падает тысячелетиями подготавливаемый расцвет. Работа всех бессмертна. Благородные мысли не умирают, а собираются в некое Хранилище, как говорил Ибн Сина, — в Ноосферу, как говорил Вернадский. Ноосфера сохраняет и улучшает мир.
Главное — осуществить точное «хронологическое распластавание» Ноосферы — этого великого накопленного человечеством интеллектуального богатства. Главное — выстроить из хаоса камней стройный горный хребет, где каждая прожитая во имя Истины жизнь стала бы той или иной вершиной. Но сколько забытого, исчезнувшего, непонятого… И порою в стране гор не хватает как раз самой главной, самой ослепительной, купающейся в облаках вершины.
При его жизни и потом, в каждом веке, учёные спорили о книгах мудреца, яростно защищая или яростно ниспровергая их. Жизнь великого непокорённого скитальца стала символом честного служения Истине. Он весь — тайна. В последний период жизни зашифровывал свои мысли так, что до сих нор учёные не могут найти им однозначное толкование, Его жизнь, рассказанная им самим своему наипреданнейшему ученику, — сплошной ребус. Учёные до сих пор пытаются объяснить мотивы тех или иных поступков Ибн Сины, выстроить его характер, найти закономерность его судьбы. Но сложны не только его жизнь, его труды, сложна и эпоха — восточное средневековье. Учёные мира в течение многих веков размышляют над всем этим, совершая подвиги преданности и титанического труда.
Авиценна известен и не известен. Но его знают как символ великой восточной мудрости.
Философия и религия
Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.
Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.
Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность
Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр
В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии — «Ан-Наджат» и «Ишарат».
История жизни Авиценны
Биография Авиценны имеет не так много белых пятен. Особенно с учетом того, что мы говорим о человеке, который жил тысячу лет назад. Авиценна родился в 980 году в 30 километрах от Бухары, в селении Афшан. Здесь жил первые годы своей жизни. Его отец – образованный человек, родом из древнего города Балх (современный Афганистан).
Ибн Сине было пять лет, когда семья переехала в Бухару. Ранние годы он провел в медресе, где был самым младшим по возрасту учеником. После досрочного окончания Авиценна продолжил домашнее образование с учителями, быстро опередив их по знаниям. В молодые годы Авиценна стал известным врачевателем Бухары, занимался химией, созданием лекарств, а также бесплатно лечил горожан. Как Ибн Сина сам писал: «К 16 годам мне открылись врата врачевания».
Когда заболевшему бухарскому эмиру, придворные доктора помочь не смогли, Авиценну призвали во дворец. Он вылечил эмира. После исцеления правителя Ибн Сина отказался от предложенных денег. Зато получил то, что значительно важнее: неограниченный доступ к книгам знаменитого бухарского книгохранилища.
999 год стал для Авиценны трагическим. Умер его отец. Караханидские войска свергли Саманидов, захватили Бухару, сожгли библиотеку.
Авиценна еще на три года задержался в городе, но с новой властью отношения не складывались. В 1002 он покидает Бухару навсегда и направляется ко двору шаха Хорезма – в Ургенч.
Хорезмшах Абу-л-Хасан Али ибн Мамун, просвещенный правитель, покровитель ученых, был наслышан о выдающемся лекаре Авиценне и создал для него все условия. Авиценна занимался наукой, врачеванием, учениками, писал трактаты. Тогда же получил высшее звание «шейха ученых».
Но в 1008 году, когда могучий султан Газневи потребовал его к себе на службу, снова пришлось бежать. Покинув Ургенч, Авиценна вместе с другом двинулся к Хамадану через пустыню. Друг погиб, сам Ибн Сина чудом выжил, добрался до Хамадана. Вылечив местного эмира Шамса ад-Давла, получил должность визиря и начал участвовать в государственных делах, писать законы.
Министры эмира плели интриги, обвиняли нового визиря в предательстве, требовали казни. Эмир отказался казнить Авиценну, но отлучил от двора и выслал за пределы своих владений. Спустя сорок дней правитель слег с сердечным приступом, а Авиценну вернули ко двору, снова дали должность.
После смерти эмира Авиценна четыре месяца провёл в тюрьме. Освободившись, перебрался в Исфахан, где провел последние годы жизни. Этот период оказался наиболее плодотворным: здесь Авиценна написал большое количество трудов.
Как врач эмира Алла Аддаулы, Ибн Сина был вынужден сопровождать правителя в военных походах. За два года до смерти начались болезни, но Авиценна лечил себя, и довольно успешно. Последний поход, когда умер Авиценна, пришелся на изнуряюще жаркое лето 1037 года.
Вокруг смерти целителя ходит много легенд. Кто-то пишет, что его убили нечестные слуги, другие, что Ибн Сина отравил себя. Есть и сказочная история, где говорится, что великий врачеватель изобрел эликсир оживления, но ученик в последний момент уронил пузырек – чудесное снадобье пропало.
Ибн-Сине стало плохо в повозке недалеко от Хамадана. Он продиктовал вознице завещание, которым велел отпустить своих слуг на волю, а имущество раздать бедным. На въезде в город 24 июня 1037 года Авиценна скончался.
Мир после Авиценны
Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.
Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.
Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.
Биография
Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».
В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».
После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.
В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Во время одного из военных походов правителя Исфахана, у Ибн Сины открылась тяжёлая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.
Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.
Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран
Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Зрелые годы
С 1015 до 1024 года Авиценна, не останавливая занятия наукой, участвовал в политике и государственных делах Хамадана. За то, что вылечил эмира Шамс ад-Давла, он был удостоен должности визиря, но у него появились враги среди военных. Эмир отклонил их требование казнить Ибн Сину, но решил выслать из владений. Спустя месяц правитель опять занемог, это заставило вернуть лекаря и снова предложить пост министра.
Достопримечательности современного ИсфаханаФото: Khaju Bridge, ru.wikipedia.org
За время заточения Авиценна доработал «Книгу о коликах», написал «Книгу о правильном пути» и философскую повесть «Живой, сын Бодрствующего». Герой ее повстречался с вечно бодрствующим стариком. И тот рассказал о своих странствиях. Душа его путешествовала всюду: и спускалась в ад, и поднималась в высшие сферы… Современники зачитывались повестью с мудрыми раздумьями и философскими мыслями.
Самым важным трудом Авиценны стала энциклопедия «Канон медицины». Она приобрела большую известность, множество раз переводилась. В «Каноне» автор обобщил взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских лекарей многих веков. Он стал руководством для докторов Европы и Востока.
Естественнонаучные и философские трактаты Авиценны были очень популярны на Востоке и Западе не одно столетие. В философии ученый был продолжателем традиций восточного аристотелизма.
Последние годы Авиценна жил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Непрерывные скитания, напряженная работа, бессонные ночи, тюремные заключения подорвали его организм. Он страдал желудочными коликами.
Могила Авиценны, Хамадан, ИранФото: Nick Taylor, ru.wikipedia.org
Умер гений по имени Авиценна в 1037 году в возрае 58 лет. Перед уходом в мир иной распорядился отпустить своих рабов, наградив их, и раздать имущество бедным.
В историях об Ибн Сине долгие века жила вера в его могущественные знания. В одной легенде говорится, что Авиценна изготовил 40 лекарств, способных вернуть к жизни умершего. Ученик, с которым он договорился, должен был после смерти оживить ученого, применяя их в строгой последовательности. Когда ученый умер, юноша начал оживление.
Используя одно лекарство за другим, он наблюдал их необыкновенное действие. Тело умершего становилось все моложе. Когда оставался последний препарат, тело Авиценны было прекрасным и юным. Казалось, он вот-вот оживет. Это настолько потрясло ученика, что он выронил сосуд с эликсиром и… содержимое вылилось в песок…
Книги Ибн-Сины
Кроме этого научного труда ученым были написаны еще книги, сделавшие открытия в ботаническом и философском мире.
Например, «Книга исцеления», где Авиценна раскрывает понятия о таких науках, как физика, астрономия, философия, биология, логика и многие другие. Еще один трактат – «Книга знания», которая была разделена на четыре раздела – математика, физика, логика, метафизика.
Впоследствии раздел о математике был утрачен и восстановлен учеником Авиценны, Аль-Джузджани.
Всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, побывал в различных городах и странах. Абсолютно ничего не известно о его семье- был ли он женат, имелись ли у него дети. Великий лекарь скончался в 1037 году в Хамадане, так и не увидев своей малой Родины.
Его похоронили у городской стены, а спустя чуть менее года тело перевезли в город Исфахан, где погребли с почестями в специально построенном мавзолее.