Куприн сериал
Содержание:
Интересные факты
1. Дата выхода проекта – 22 мая 2016 года на Первом канале.
2. Режиссер проекта – Андрей Эшпай («Униженные и оскорбленные», «Дети Арбата»).
3. Сценаристами сериала выступили Анна Берсенева и Владимир Сотников при участии постановщика многосерийного фильма.
4. Композитор франшизы – отец режиссера и тезка Андрей Эшпай. Ранее семейный творческий тандем подарил зрителям совместную работу в многосерийном проекте «Иван Грозный» и драме «Элизиум».
5. Михаилу Пореченкову ради роли Куприна пришлось освоить основы верховой езды, а также за 2 месяца похудеть на 20 кг.
6. За героиню Екатерину Тарасову с кручины падала дублерша, а на льду пришлось лежать исполнительнице. За 2 часа съемок шерстяной платок, который был на актрисе, примерз к ледяной поверхности.
7. Чтобы подчеркнуть драматизм героини Елизаветы Боярской, гримеры специально выделили шрам на щеке исполнительницы. А «сливка», которую делает Зенида, – это идея съемочной группы. Кстати, в клетку с тиграми Боярская не заходила. В кадре снималась дрессировщица Карина Багдасарова.
8. Сериал «Куприн. Впотьмах» получил восхищенные отзывы зрителей, получив оценку 7,7 из 10. Были отмечены актерская работа, атмосфера, которую передали в кадре, и драматизм событий в духе автора.
В чем же трагедия?
Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.
В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».
Актеры и роли
- Михаил Пореченков – Александр Куприн, он предостерегает Аларина от общения с дрессировщицей. В амплуа исторических персонажей исполнителя можно увидеть в таких многосерийных проектах, как «Исаев», «Троцкий», «Убить Сталина». В 2020 году готовится к показу продолжение франшизы «Агент национальной безопасности», где зрители вновь увидят Пореченкова в роли Лехи Николаева.
- Леонид Бичевин – Илья Аларин. Сердцеед и азартный игрок вопреки предостережениям закручивает роман с дрессировщицей Зенидой. Он ревнует красавицу-циркачку, но предает, попросив продать драгоценность, чтобы вернуть карточный долг. После съемок в экранизации актер сыграл главную роль в многосерийной драме по роману А. Толстого «Хождение по мукам».
- Елизавета Боярская – Зенида, дикая укротительница тигров, чья судьба оборвется в финале сериала. В фильмографии актрисы заглавная роль в сериале «Анна Каренина» и героиня Мария Кантемир в многосерийном фильме «Петр Первый. Завещание».
- Екатерина Тарасова – Дарья Павловна, гувернантка Лизы. Наивная девушка прониклась симпатией к инженеру Аларину, но тот равнодушен к образованной, но скромной девушке. Актриса известна зрителям по роли Маруси в сериале «Шаман». В фильмографии исполнительницы также участие в биографическом проекте «Матильда».
- Максим Суханов – Сергей Кашперов, работодатель Даши. Помещик страдает от неразделенной любви к гувернантке. Однако сделать чувства заметными для возлюбленной не торопится. В кинокарьере исполнителя роли в таких проектах, как «Борис Годунов», а также в многосерийном фильме «Дети Арбата».
- Евгений Цыганов – Степан Ознобишин, который проявляет интерес к Зениде. Актер известен по работам в многосерийных исторических проектах «Годунов», «София», «Иван Грозный». В 2020 году находится в производстве современная версия «Мертвых душ», где исполнитель играет роль Чичикова.
- Евгения Симонова – мать Дарьи Павловны. В карьере актрисы ранее было участие в многосерийной экранизации романа Ф. Достоевского «Подросток», где исполнительница сыграла главную роль.
В сериале также снимались: Виталий Кищенко, Мария Смольникова, Дмитрий Лысенков, Сергей Удовик и другие.
Жизнь обитательниц борделя
Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история. В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла. Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.
О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.
Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.
В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце. Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь. Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.
Конец заведению Анны Марковны
Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.
Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.
Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?
О начальных сериях телепроекта «Куприн» на Первом канале
Фото: http://www.1tv.ru
Первый канал российского телевидения предложил зрителям
грандиозный проект — экранизацию произведений А.И.
Куприна. Знаменитые тексты писателя собраны в трех
минисериалах: «Куприн. Яма», «Куприн.
Впотьмах» и «Куприн. Поединок». Хорошо,
конечно, что наше ТВ заботится об экранизации русской
классики. Вот только выбор вещей, предназначенных для
постановки, оставляет недоумение.
В первом минисериале использованы сюжеты повести
«Яма», рассказов «Гранатовый
браслет», «Телеграфист» и «Святая
любовь». Основную канву задает, разумеется,
«Яма» — текст-гигант по сравнению с прочими
тремя. А «Яма» представляет собой образец
«натуралистического письма» — картину жизни
русских проституток, выписанную дотошно, до мелочей.
Куприн осветил все нюансы «рабочих будней»,
протекающих под красным фонарем. Все. Как движения души,
так и дрыганья тела.
Конечно, «Яма» рассказывает не только о том,
как темен, страшен и опасен быт публичного дома. Убийства,
самоубийства, предательства, отвратительные
болезни… Текст сосредоточен и не на
«клубничке», хотя фотографически точных ее
описаний у Куприна хватает. Книга повествует о порче,
постигшей общество. Проституция – язва на его теле,
но она не болезнь, а всего лишь симптом болезни,
поселившейся глубоко внутри и медленно убивающей здоровые
клетки организма. Имя этой болезни – социальное
неблагополучие. Именно оно, по мысли Куприна, порождает
безнравственность и распущенность.
Куприн писал «Яму» в закатные годы Российской
империи. Тогда его повесть воспринималась как своего рода
частица общественного протеста, притом частица
«строго документированная». Читатели Куприна
легко могли сопоставить, насколько он прав и точен в своих
описаниях, обращаясь к собственному опыту: что творилось в
их городах? Такое же, или иное? Куприн создал свое
произведение в тоне беспристрастной хроники, которая
излагается тем спокойнее, чем ужаснее наполняющие ее
события. Этот мерный ритм некролога по русской
нравственности оставлял у читателей неизгладимое
впечатление.
Но с тех пор минуло столетие.
Зачем «Яму» сделали «паровозом»
всего огромного проекта? Что в ней видят современные
зрители, помимо блистательной игры целого сонма
первоклассных актеров (актерская работа, положа руку на
сердце, превосходна)? Иначе говоря, чем
«цепляет» новая «Яма» новые умы,
знакомые и незнакомые с «Ямой» старой,
купринской?
Ответов может быть два.
Первый из них – той самой социальной критикой
общественного устройства, которую классик вложил в свою
повесть столь явным образом. Второй –
«обнаженкой». Рискованными сценами, где смачно
подана… как бы получше выразиться? Профессиональная
жизнь публичного дома.
Но если первый ответ верен, если именно на нем
фокусировался расчет кинематографистов, то это ведь глупо.
Какая страна в наши дни может упрекать дореволюционную
Россию в большей аморальности и большем распутстве, чем
всё то же самое, но в наши дни? РФ? США? UK? Вот уж вряд
ли!
Или, может быть, постановщики хотели заострить взор
современного зрителя, чтобы он с большей пытливостью
вгляделся в окружающую реальность и, вооруженный знаниями
о проституции и прочих пороках общества времен Николая II,
увидел бы гниль общества нынешнего? Увидел бы и приложил
усилия к исправлению нашей нынешней действительности? О,
хотелось бы так думать, но по реакциям на сериал что-то не
видно борцов с проституцией или же обвинителей
государственного строя, чьи уста метали бы одну
обвинительную молнию за другой!
Если же верен второй ответ, и создатели фильма
просто-напросто решили покрепче привязать внимания зрителя
с помощью «запретной темы», поданной с
небывалой подробностью, но этот уже не глупо, а скверно.
Первый канал, сделавший ставку на столь… озорное
шоу, выглядит, мягко говоря, странно. «Яма»
очень мало коррелирует с его нишей на центральном
телевидении.
Вот и остается без ответа вопрос «ЗАЧЕМ»?
Столько превосходных актеров, столько денег, столько
творческих усилий, а РАДИ ЧЕГО? Чтобы та же самая
«клубничка» оказалась в центре
внимания…
Да стоило ли.
Телесериал «Куприн»
Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.
Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.
Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу. «Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало. Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».
Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности. Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства. Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.
Критика повести «Яма»
Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.
В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией. Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы». Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.