Чудо святителя василия рязанского

О чем просят у святителя

К рязанскому святому обращаются в разных сложных ситуациях. Он известен, как покровитель обиженных и угнетенных, мудрый советчик и защитник обездоленных.

В молитвах к нему обращаются со следующими проблемами:

  1. О наставлении на путь истинный тех, кто заблудился и не может найти путь веры.
  2. Об успокоении и умиротворении, об укреплении веры и душевном покое.
  3. О стойкости в преодолении жизненных невзгод.
  4. Об избавлении от дурных мыслей и стресса.
  5. О получении поддержки в непростой ситуации, о помощи в принятии сложного решения.
  6. О мудрости и терпении, которые пригодятся в борьбе со злом и несправедливостью.

Также к святому часто обращаются за защитой путники, особенно те, кто путешествует по воде.

Испытание верой

Муромский народ не мог поверить в непорочную святость и чистоту святителя, видя, как из епископских покоев часто выходит босая девица. Это дьявол принял на себя облик девушки, чтобы обесчестить святого, а люди поверили в видимое ними самими. Жители города во главе с боярами пришли в дому священника и требовали от него дать ответ, обвинив в разгульной жизни и прелюбодеянии.

Советуем изучить Молитвы Богородице «Целительнице» о здоровье

Еще недавно люди восхищались духовной чистотой священника, а здесь готовы были вершить самосуд, не боясь Бога. Не учитывая ни старости священника, ни его заслуг, оболганного, поруганного святителя решили изгнать из Мурома. Отец Василий не стал оправдываться, а со смирением попросил дать ему время до утра. Помазанник Божий в течение всей ночи молился в Борисоглебской церкви, утром в Благовещенской церкви перед светлым образом Богородицы состоялась Божественная литургия.

Помолившись, преподобный Василий Чудотворец вверил себя в руки справедливого Бога, взял светлый лик Богоматери и отправился к реке Ока. На очах огромной толпы народа гонимый священник скинул мантию и накрыл нею речную гладь, встал на тонкий тканевый покров, держа икону Богородицы перед собой, и стал перемещаться против течения реки.

Интересно! Раскаявшиеся и пристыженные муромцы пали на колени перед явленным чудом, которым Сам Господь защитил честь Своего помазанника, и не успел народ глазом моргнуть, как святитель Василий был перенесен в Рязань.

Это интересно: Святой Феофилакт Болгарский

Как изображают святителя на иконах

Святые благоверные князья Константин, Феодор и Михаил Муромские, с житием. Казанцев А.И. 1714 г. Дерево, темпера. Муромский историко-художественный музей, Муром, Россия

Иконография святого так же, как и летописные повествования, объединяет его образ со святыми Муромской земли. Связующее звено здесь — всё та же чтимая икона Божьей Матери. Священный образ избавил от расправы язычниками благоверного князя Константина, икона стала оплотом и для Василия Рязанского.

Интересный факт

Отражением летописных источников, объединяющих Муромских святых и епископа Василия Рязанского можно считать икону «Константин, Михаил и Феодор в житии». По некоторым источникам, она была создана в 1714 году и считается самым ранним изображением святого. Автор — муромский иконописец Александр Казанцев.

Образ святителя как отражение житийной истории об изгнании его из Мурома лег в основу иконописного сюжета, в котором содержится изображение святого, плывущего на своей мантии. В правой руке — икона Богородицы, в левой — посох — символ архиерейского служения.

По преданию, икона Муромской Богоматери была принесена из Киева. Икону с изображением перемещения святителя по водам на своей мантии исследователи относят к 19 столетию. Она имеет множество реплик и этот сюжет наиболее часто встречается в иконографии святого.

Свт. Василий Рязанский. Икона XIXв. Рязань.

Совсем иным предстаёт иконографический тип епископа в одном из более ранних изображений святого. На ней отсутствует изображение иконы Муромской Богоматери. В левой руке – закрытая книга, которая символизирует Слово Божие; перста правой руки сложены в молитвенном жесте — именословном благословении, образуя тем самым монограмму имени Иисуса Христа. Такое благословение на иконах встречается чаще всего.

Это изображение считается самым редким из всех иконописных образов, связанных с Василием Рязанским. В музейных собраниях значатся и миниатюры с изображением святого, относящиеся к началу XX века.

О чем молятся святому верующие

На протяжении восьми столетий люди идут поклониться Первосвятителю земли Рязанской. Поток страждущих не останавливался даже в самые тяжелые для православной церкви времена. Не иссякает количество паломников и сегодня. Чаще всего обращаются к нему те, кто отправляется в далекий путь, особенно по водам, веруя, что он убережет на суше – от напасти, на водах – от потопления. И, конечно, ищут покровительства в минуты, когда захлестывает поток житейских невзгод и неправедных мыслей.

Обращаясь к примеру святого старца, с самого раннего возраста учится Закону Божию и молодое поколение. С 1996 года открыта Рязанская православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского.

О чем молятся блаженному чудотворцу

Еще при жизни святой Василий покровительствовал обиженным, потерявшим кров. Больные обращались к чудотворцу за исцелением. В настоящее время после молитв перед иконой святого также совершается множество чудес.

Блаженный помогает излечиться от:

  • глазных заболеваний;
  • болезней ног и кожи;
  • нервных расстройств;
  • различных травм.

Помимо исцеления телесных недугов, Божий угодник помогает избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, а также от игромании. Кроме того, у юродивого, обладающего при жизни даром предвидения, просят защиты от пожаров, наводнений и других природных катаклизмов.

Особым покровительством святого пользуются жители Москвы. Поэтому при любых неблагоприятных обстоятельствах, угрожающих городу, рекомендуется молиться святому Василию.

Молитва

Молитва святителю Василию Рязанскому Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православной вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душим и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавлъшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Житие святого Василия Острожского

28 декабря 1610 года православная семья Петра и Анастасии Йованович пополнилась еще одним ребенком – мальчиком, названным Стояном. С раннего детства будущий митрополит изучал Божье слово, посещал церковные богослужения, придерживался поста.

Когда Стояну исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться под крыло родного дяди мальчика – игумена Серафима, возглавляющего Завальский монастырь. Здесь можно было обучаться ремесленному делу, изучать Священное Писание и другие богословские книги. Чтение божественной литературы еще больше укрепило в юноше любовь к Богу, вызвав желание стать монахом.

Прожив в Завальской обители до 1625 года, Стоян перебрался в монастырь Пресвятой Богородицы Тврдоша, где принял постриг под именем Василий. Позже он получил диаконский, а затем и священнический чин.

Через время преподобный отправился к Черногорскому митрополиту Мардарию в Цетинський монастырь. Но между ними возникли разногласия из-за усиления латинского влияния и распространения униатской ереси, на которую не обращал внимания митрополит.

Настойчивость святого Василия привела к тому, что его пытались оклеветать, обвинив в сожительстве со служанкой. Тогда и сотворил первое чудо святитель, повелев новорожденному малышу служанки произнести имя истинного отца, которым оказался Мардарий. Оправданный Василий вернулся в Тврдош, где вскоре принял архимандритский сан.

Во время управления Тврдошской обителью преподобный Василий пытался как мог облегчить бедственное положение церкви. Для этого он отправился в русские земли для получения помощи от братского народа. Из своего путешествия святитель привез многочисленные дары: церковную утварь, крупные денежные средства. Все это было отдано обнищавшим православным храмам Герцеговины и нуждающимся людям. Через время святой Василий решил совершить паломничество на Святую Афонскую гору, где прожил около года.

После возвращения святого Василия с Афона состоялось собрание сербских архиереев под руководством патриарха Паисия, которое приняло решение рукоположить преподобного Василия в епископский сан, назначив Требинським митрополитом.

Это было время сильнейшего угнетения сербского народа турками. Деятельность святителя вызывала недовольство турецких властей. Кроме того, против святого строили козни собратья по вере. Все это вынудило епископа переехать в Острожскую пустынь. Здесь митрополит возвел новые храмы, управляя своей епархией из Острога на протяжении 15 лет.

Смерть настигла преподобного 29 апреля (по старому календарю) 1671 года. Перед кончиной святого келья, где находился отец Василий, озарилась чудесным сиянием. Останки святого были погребены под храмом Введения Пресвятой Богородицы.

Икос 9

Витии многовещаннии не могут по
достоянию восхвалити тя, богомудре Василие, и воспети
святость жития твоего и молитвенныя подвиги, деннонощныя
труды и попечения, спасения ради пасомых подъятыя,
неправедное и лютое озлобление от буиих жителей града
Мурома, кротость и незлобие твое, паче же двукратное
твое чудное по водам плавание. Мы же со удивлением
благочестно зовем ти сицевая:

Радуйся, богомудрых святителей высокая
похвало;

Радуйся, преподобных и праведных пречестная славо.

Радуйся, мучеников и исповедников
сопричастниче;

Радуйся, апостолов единонравниче и
сопрестольниче.

Радуйся, пастырей Церкве образе
достоподражательный;

Радуйся, монашествующих наставниче
и руководителю.

Радуйся, яко тесным и жестоким путем
всегда ходил еси;

Радуйся, яко тем вечныя славы достигл
еси.

Радуйся, Василие, Первосвятителю
Рязанский и предивный чудотворче.

Биография: краткие сведения

Историки по крупицам собирали сведения о святителе, его дата рождения и сведения о юношеских годах так и остались покрытые тайной. Известно, что будущий епископ Муромский родился в середине 13 столетия, с младенчества проявлял особый интерес к Богопознанию, а в юношеские годы уже слыл духовно и нравственно устойчивым к грехам молодым христианином.


Святой Василий Рязанский

Постриг в монахи жаждущий Бога юноша принял в Муроме, обладая особым даром смирения и кротости, вскоре стал святителем церкви Бориса и Глеба. Истинный пастырь Православной Церкви, епископ Василий все свое время отдавал для служения пастве. Для укрепления веры народа он старается помогать немощным и сокрушенных душой и телом людям.

Обладающий даром высокой добродетели, преподобный Василий был примером для многих, обладая удивительными качествами:

  • мудростью;
  • добротой;
  • незлобивостью;
  • любвеобильностью;
  • смирением;
  • терпением;
  • целомудрием и другими.

История

Сведения о жизни юродивого не всегда точны. Жития Василия Блаженного писались в более поздний период, после его кончины. Существует легенда, по которой будущий святой родился на паперти подмосковного храма. Ориентировочная дата – декабрь 1468 год. Уже в отрочестве он обладал даром предвидения, и оставив родительский дом отправился в Москву.

Для своего подвижничества он выбрал непростую долю юродства. Не имея крова и одежды, праведник жил на паперти храма, питаясь подаянием. Своими поступками, изобличая беззаконие и ложь, он старался наставить православных на путь истины. Видя скрытые намерения просящего, он мог исцелить от неизлечимой хвори или наказать за прегрешения.

По некоторым данным Василий Блаженный умер в августе 1557 года в возрасте 88 лет. Многочисленные случаи исцеления у его могилы стали поводом для признания юродивого святым. Нетленные мощи были захоронены возле стен церкви Покрова на рве, над которыми в 1588 году возвели каменную церковь.

Местоположение мощей святого Василия Рязанского

После смерти святого его похоронили в рязанском Борисоглебском соборе. Первое время его останки находились внутри храма, но, из-за перестройки, оказались вне его стен. Местные жители не забывали о святом и ухаживали за его иконой. В начале XVII века, в разгар смутного времени, боясь разорения святыни, архиепископ Феодорит приложил немало сил, чтобы защитить ее.

Обретение нетленных мощей произошло 20 июня 1609 года. Их перенесли в Успенский (Христорождественский) собор и положили в левом клиросе под спудом. В это же время были написаны кондак и тропарь. В советское время верующие спасли их от разорения, а в начале 90-х годов вернули в храм.

А вот чудотворная икона, которую принес с собой епископ, пропала. От нее остались только несколько копий, которые до недавнего времени тоже считались утерянными. В 2002 году чудесным образом отыскалась одна, которая летом находится в Успенском соборе, а зимой – в Христорождественском.

Какие православные молитвы нужно обязательно знать наизусть

Здравствуйте! Какие молитвы нужно знать христианину и почему этот вопрос волнует каждого человека, начинающего посещать церковь. Этот же вопрос возникает тогда, когда у нас появляются проблемы в жизни. В этой статье вы найдете все, что вам необходимо знать о молитвах.

Четыре важных молитвы

В молитвословах есть много славословий. Важна утренняя молитва , а также «на всякую требу», перед трапезой. Многие верующие читают их по молитвослову. Но есть такие молитвы, которые надо читать наизусть.

  1. Отче наш.
  2. Молитва мытаря.«Боже, милостив буди мне грешному».
  3. Славословие Пресвятой Троице. «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков». Аминь.
  4. Славословие Деве Марии.

Обращаясь к Спасителю, следует ежедневно творить Иисусову молитву:

Иисусову молитву надо творить выходя из дома, ложась спать и в любое другое время.

Церковноязычное произношение возвращает нас к истокам родовой памяти, которая закладывалась в сердце целыми веками. Этот язык настраивает на смирение, на особое отношение к нашей православной истории.

Если не знаете, как творить славословие дома, то Творите мольбу святителя Филарета, которая дарует утешение страждущей душе.

Как выучить молитвы

Всем православным часть молебнов надо знать наизусть. Зная их, вы уже не будете твердить слова: «Господи, помоги мне», не вспоминая Бога, а просто первое, что приходит на ум.

Но многие жалуются, что бывает трудно заучить их назубок. Это печально, но поправимо. Попросите Божье благословение на заучивание слов. Сначала читайте их по молитвослову. Постепенно святые слова отложатся в памяти.

Когда можно читать молитвы ? Три основных надо читать в любых ситуациях, когда надобно попросить помощи у Бога, но не знаете, как подобрать нужные слова. Одна из молитв будет содействовать любой вашей просьбе.

  1. «Отче наш» Иисус подарил своим ученикам, которые просили его научить молитве. Всевышний разрешил людям называть его Отцом, а весь род человеческий Он провозгласил своими сынами. Произнося молитвенные слова, христиане находят спасение, обретают Божью благодать.
  2. «Символ Веры» . Христиане веруют в то, Иисус Христос воплотился в человеческом образе, потом явился миру, был распят во имя избавления людей от тяжести первородного греха, а на третий день воскрес как символ победы над смертью.
  3. Молитва ко Господу Иисусу . Обращаясь к Иисусу Христу как к Сыну Божьему, люди не требуют доказательство, а просто верят в истинного Бога, просят помощи или защиты у Всевышнего.

Что бы ни случилось, Славьте имя Господа за всякое деяние, все дано Богом. Благодарите Его за то, что видите небо, солнце, что имеете возможность прожить ещё один светлый радостный день. Каждый день надо прожить именно в радости, ведь Господь даровал вам его. А попросив чего-нибудь у Всевышнего, не забывайте благодарить скорого помощника за все, что получилось, за все, что имеете в жизни, даже за самую малость.

Важные молитвы для верующих

Зная важнейшие молебны, не надо забывать, что есть и другие православные молитвы. Читая их, найдете успокоение, сразу увидите, как жизнь станет не такой сложной, как вам казалась раньше. И все это благодаря тому, что у вас есть скорый помощник и заступник от всяких тягот — это наш Господь Бог.

Молитва ПресвятойТроице.

Каждому человеку при крещении дается имя Ангела- Хранителя . Не забывайте обращаться к нему в любых бедах и нуждах. Он обязательно услышит, обязательно поможет. Не забывайте благодарить его даже за самую малость.

Советуем изучить Молитвы перед иконой Богородицы «Избавительница от бед»

Молитва к Ангелу Хранителю.

Ежедневно творите прошение о живых, дома перед иконой, или в храме.

В каждой семье есть умершие родственники. Не все христиане знают, как помолиться об их душе. Поможет простая молитва об усопших.

Перед тем, как творить моление, необходимо произнести: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

А слова: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» надо произносить после молитвы Мытаря, а также до начала всех остальных. Эти несколько слов настраивают христианина на разговор с Богом. Запишите слова на листок, чтобы не забывать произносить перед молением. Потом выучите наизусть.

Напоследок: какие молитвы надо знать? Этот вопрос уже не стоит перед вами, со временем вы изучите многие славословия, ведь в них заложена огромная любовь к Богу, великое желание любить, верить, каяться и прощать.

Источник

Где находятся мощи свт. Василия и посвященный ему храм

Более 300 лет место его захоронения оставалось неприкосновенным. Однако за это время церковные владения приобрели иные очертания, и могила оказалась за пределами храма. Во время Смуты сохранить православную святыню от разорения становится делом чести. Трудами и молитвами архиепископа Феодорита нетленные мощи святителя перенесли в Успенский собор Рязанского Кремля. Это стало торжественным событием.

Спустя 3 столетия после кончины святого старца его образ по воле Божьей вновь стал оплотом укрепления веры и поднятия людского духа. Перенесенные мощи были погребены в склепе, в потаённом месте, чтобы избежать поругания почитаемой святыни.

Сегодня храм носит название Христорождественского. К этому же времени относится составление тропаря и кондака святому. Вот уже более четырех столетий, с момента обретения и перенесения нетленных мощей святого, они покоятся у северной стены Христорождественского собора. Часть их, оставленная для благоговейного почитания, находится в специальном ковчеге над местом захоронения.

В начале 20 века, в период гонений на церковь, они были спасены от разорения стараниями верующих и спустя несколько десятилетий вновь переданы рязанскому храму. Над местом захоронения старца –Муромская икона Божьей Матери.

Адрес храма: Россия, Рязань, улица Кремль, 13

Житие блаженного чудотворца Василия Московского

Точная дата рождения святого Василия не известна. Предполагается, что это был конец 1469 года. Рос Василий в простой крестьянской семье, проживающей в подмосковном селе Елохово. Местом рождения Блаженного стала паперть Богоявленского храма, где мать чудотворца молилась о благополучном разрешении от бремени.

Будучи подростком, Василий был отдан на обучение сапожнику. Именно во время учебы у юноши впервые обнаружился дар предвидения. Произошло это, когда к хозяину мастерской пришел купец с просьбой сшить ему такие сапоги, чтобы носились они не один год. После ухода заказчика Василий сказал хозяину, что купец не успеет сносить сапоги, так как его ждет скорая смерть. Предсказание юноши сбылось, и мастер понял, что у него обучается необыкновенный человек.

Достигнув 16-летнего возраста, Василий решил посвятить себя служению Господу, избрав один из самых трудных путей – притворного безумия (юродства). Он отказался от крыши над головой, одежды, бродя нагим и босым по улицам зимой и летом. Многие смеялись над Блаженным, издевались, унижали юродивого. Большинству людей его поступки казались странными.

Василий мог вроде бы случайно опрокинуть прилавок с калачами либо разбить кувшин с квасом, за что получал немало побоев от торговцев. Но позже обнаруживалось, что торговцы обманывали людей, продавая некачественные продукты. Видя это, а также его сочувствие и помощь обездоленным и больным, простой люд стал с уважением относиться к святому. За тяжкий духовный подвиг и благочестивую жизнь Господь вознаградил Василия даром предвидения.

Известно множество чудес, совершенных Блаженным при жизни. Среди них:

  1. Спасение Новгорода от пожара – люди видели нагого мужчину, кропящего здания.
  2. Предсказание страшного пожара, уничтожившего большую часть Москвы. Накануне Юродивый был замечен возле Воздвиженского храма горько плачущим. Именно с этого места начался пожар.
  3. Спасение Руси от нашествия татарских войск. Перед нападением татар святой молился на ступеньках Успенского храма. Во время молитвы Блаженный увидел пламя, исходившее от иконы Божией Матери, и услышал глас Богородицы, сообщающий о том, что она отказывается защищать столицу из-за многочисленных грехов ее жителей. Юродивый начал молиться еще усерднее, и видение пропало. Через время русские войска остановили татар, подошедших к городу, и изгнали с родной земли.

Царь Иван Грозный с уважением и опаской относился к святому. Блаженного часто приглашали во дворец, а перед своей смертью он предсказал царю о том, что скоро престол перейдет к его сыну – Федору. Незадолго до кончины юродивый тяжело заболел. Царь вместе с женой, приехал навестить святого.

Скончался Василий Московский 2 августа 1557 года. На погребении присутствовал царь, неся вместе со знатными боярами гроб с телом святого к месту захоронения, а отпевал Блаженного митрополит Макарий.

Почитание в православии

Обретение мощей преподобного произошло через 7 лет после его кончины. На тот момент игуменом Жупского монастыря был отец Рафаил, которому и явился во сне святитель с требованием вскрыть его могилу в Остроге. Но преподобный оставил без внимания вещий сон.

Еще дважды являлся Василий игумену. Лишь последняя просьба святого, облаченного в архиерейские одежды и держащего кадильницу, обдавшую огнем игумена, возымели действие. Отец Рафаил поспешил к Острожской монастырской братии, чтобы поведать о своем видении.

Выдержав недельный пост, насельники вскрыли гроб и увидели там останки святого, оставшиеся нетленными и отдающие чудесным благоуханием. Священные мощи переложили в раку и поместили во Введенскую церковь Острожской обители.

После обретения мощей по молитвам к святому стали происходить чудесные явления и многочисленные исцеления. Слава о чудотворных останках разнеслась по всей стране.

Это привлекло внимание врагов сербского народа. Не раз совершались попытки уничтожить священные останки

Первое покушение на мощи святого Василия совершили турки в XVIII веке. Но иноки смогли вынести мощи за стены монастыря, спрятав их на берегу реки Зета. Несмотря на то, что место временного захоронения святого Василия омывалось водой, святые мощи не пострадали.

XIX век ознаменовался очередным нападением на Острог. Черногорским князьям стало известно о намерении турок захватить Острожский монастырь. Тогда останки святого тайно перенесли в Цетинскую обитель, где они хранились до освобождения Острога.

Имя великого святого носят многие храмы в разных городах Черногории. Среди них:

  • Белградская церковь;
  • Никшическая Соборная церковь;
  • Добротский храм.

Несколько небольших храмов, носящих имя Острожского святого, построено и на территории России. Один из них возведен совсем недавно в Новосибирске.

Празднования, посвященные святителю Василию, проходят 29 апреля по старому стилю (12 мая по новому календарю).

Литература

  • ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 23, 83, 99, 120, 121;
  • Повесть о Петре и Февронии / Подгот. текстов и исслед. Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. С. 325-326 ;
  • Повесть о водворении христианства в Муроме (по ркп. Румянцевского музеума № 364) // Памятники старинной лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1. С. 229-240 .
  • Голос в защиту предания о святом Василии I, еп. Рязанском // ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 147-160;
  • СИСПРЦ. С. 49-51; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 92;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 122;
  • Жития святых. М., 1916. Кн. доп. 2-я. Янв.-апр. С. 571-572;
  • Вагнер Г. К. Повесть о Рязанском еп. Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 167-177 ;
  • Дмитриева Р. П. Две редакции XVI в. Повести о Рязанском еп. Василии // Культурное наследие Древней Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 136-142;
  • Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первонач. ред.) // ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55;
  • Повесть о Петре и Февронии. С. 79-94.
  • Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его…» // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387;
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74;
  • Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников // Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33.

Икос 4

Слышавшие враждовавшии на тя людие града Мурома зело кроткия глаголы твоя, святителю Христов, имиже просил еси дати тебе мало времене до утрия до третияго часа, укротиша ярость свою и отыдоша в домы своя; ты же, угодниче Божий, по всенощней слезней молитве твоей к Богу Спасителю и Пречистей Богородице во храме святых страстотерпец Бориса и Глеба, приим на руки твоя честную икону Богоматере, отшел еси к реце Оце, хотяй оставити град Муром и по волнам плыти. Воспоминающе убо сие отшествие твое, возглашаем ти сицевая: Радуйся, высокий образе предивнаго смирения; радуйся, светлое зерцало твердыя веры и непоколебимыя надежды на Бога Вышняго. Радуйся, столпе терпения, злобою человеческою непоколебимый; радуйся, адаманте, прилоги вражиими несокрушимый. Радуйся, агнче незлобиве, кротостию твоею гонители твоя аки дивия звери укротивый; радуйся, смирением твоим козни диавола преславно посрамивый. Радуйся, блаженне миротворче, от мирскаго волнения и мятежа избежавый; радуйся, волнам речным с верою и упованием Господа себе предавый. Радуйся, Василие, Первосвятителю Рязанский и предивный чудотворче!

Житие святого

Свт. Василий Рязанский

Уже 8 веков православные почитают в молитвах епископа Рязанского Василия. О его целомудрии, чистоте душевных помыслов повествуют и летописи, и устные предания. Уделом святого стало неустанное служение Господу. На земле он восстанавливал храмы, в душах людей укреплял веру, что объединяла их в лихую годину. Чудеса, которые Василий Рязанский являл и в период своего земного служения, и после кончины стали неоспоримым свидетельством: он — избранник Божий.

Чтимый православными святой жил во второй половине 13 века. Письменных источников о его происхождении нет. Известно, что монашеский постриг он принял в Муроме, где и начал пастырское служение. Литературное описание этого мы находим в «Повести о святителе Василии». Его автор — инок Ермолай-Еразм, известный в XVI веке публицист. Он в свойственной тому времени манере изложил знаковое для муромцев событие: Повествование включено в житие Константина — одного из муромских князей. Имя святителя Василия упоминается и в более раннем источнике — Лаврентьевской летописи.

Приняв сан архиерейства, он продолжил служение Господу, показывая образец высокой духовности и святости. На его долю выпало восстановление муромских храмов и монастырей после нашествия полчищ хана Батыя.

Изгнание из Мурома и чудесное путешествие

Но устроение собственной паствы оказалось сопряжено с испытаниями иного рода. Оказавшись во власти дьявольского морока, горожане восстали против епископа, стремясь учинить самосуд. Обвинения в поступках, не подобающих архипастырю, святитель встретил со смирением. Не сумев словами убедить их в своей невиновности он, уповая на помощь Божью, взмолился: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Кротость святителя уняла пыл разъяренных горожан, усмирила разгулявшиеся страсти.

Всю ночь он провел в молитвах, обращенных к небесной заступнице — Муромской иконе Богоматери. Наутро, совершив литургию и отпев молебен перед чтимой иконой в соборе Бориса и Глеба, отправился к Оке с мыслью навсегда покинуть Муром. Горожане приготовили ему лодку, но епископ, разостлав на воде своё облачение, ступил на него с образом Богоматери. Горожане, видя это и прозрев от своего безумия, взмолились о прощении. Но плащ старца, словно плот, быстро заскользил вверх по течению, устремляя гонимого к новым берегам.

Встреча в Старой Рязани

Уже через несколько часов святой прибыл к Старой Рязани. По преданию, жители узнали об этом с помощью Божьего промысла. Дьякон, который должен был начать вечернее богослужение, не мог вымолвить ни слова. Затем, отойдя от немоты, воскликнул: «Владыка грядет, сретайте (встречайте) его!». Встречать архиерея на берег Оки вместе с духовенством вышли великий князь, бояре и простолюдины. Рязанцы приняли святителя с несказанной радостью. Для них это был не просто епископ, а человек, отмеченный особым Божьим благословением.

Старой Рязани он был послан в тяжелые времена. К тому времени город пытался оправиться от опустошительных набегов татар. Вот как об этой встрече говорится в летописных источниках:

«О, Богоявленне нам святителю, прииди и ниспосли нам благодать спасительную, юже от Бога приял еси». 

В Старой Рязани епископ Василий оставался недолго. В 1288 году рязанские земли вновь подверглись набегам Золотой Орды, и город оказался в руинах. Восстановить его уже не удалось. А многотрудный путь старца продолжился.

Последнее место служения и упокоения святителя

Спустя некоторое время епископ отправился к последнему месту своего архипастырского служения — Переяславлю-Рязанскому, современной Рязани. Согласно легенде Василий держал свой путь по водной глади Оки и Трубежа. Плотом служила ему мантия, а образ почитаемой им иконы Муромской Богоматери сопровождал и поддерживал во время странствия. Церковные летописи относят это событие к 1291 году.

Интересный фактСвятитель основал в Рязани епископскую кафедру и провел здесь последние 4 года своей жизни и архиерейского служения в соборе святых Бориса и Глеба.

Тяготы, выпавшие на долю архипастыря и его прихожан, сократили земной путь святого старца. В 1295 году он отошел в мир иной и упокоился здесь же, в Борисоглебской церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector