Монастырь оптина пустынь

Содержание:

Интересные факты

В завершение предлагаем ряд фактов об Оптиной пустыни:

  • скит, где обитают монахи, поддерживает непрестанные богослужения, при этом службы там идут и по ночам, простые люди сюда допускаются только на престольные праздники;
  • после начала Второй мировой на территории пустыни были в заключении около пяти тысяч польских офицеров;
  • всего на территории сейчас 11 храмов из которых 8 действующих.

Пустынь нередко упоминается и в современной культуре, к примеру, в романе писателя Пелевина t главный герой является своеобразным образом идеализированного графа Толстого, который стремится именно в Оптину пустынь, которая в свою очередь становится чем-то наподобие образа Шамбалы или Внутренней Монголии. Как известно из указанных ранее фактов, частично этот роман действительно основан на биографии самого Толстого, но также является и метафорой духовного поиска.

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Письма, написанные им одним или совместно со старцем Макарием

В сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва.

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

Сборник включает письма преподобного Оптинского старца Льва к его духовному ученику, о. Иоанникию (Бочарову). Особенность публикуемого собрания заключается в том, что все они направлены к духовному ученику старца Льва, переданному ему от пострига. В них рассматриваются вопросы монастырской жизни и даются духовные наставления инокам и монахам, которые и сейчас очень важны для насельников возрождающихся монастырей.

Вопросы ученика и ответы старца

Представленные вопросы ученика и ответы старца представляют собой келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям.Келейные записки под заглавием: „Вопросы ученика и ответы Старца» были впервые напечатаны в журнале Маяк в 1845 году с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю. Эти записки могут служить образцом духовной мудрости преподобного Старца и полезны каждому христианину, пекущемуся о своем спасении.

Расписание богослужений в монастыре Оптина Пустынь

Ежедневно (в т.ч. и на праздники, если они выпадают на будние дни):

5:30 Братский молебен у мощей преп. Амвросия, утренние молитвы
(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией)
Казанский храм
(левый придел)
6:00 Полунощница(кроме дней, когда накануне совершалось Всенощное бдение с литией) Казанский храм
7:00 Ранняя Божественная Литургия (часы в 6:40) Казанский храм
(правый придел)
9:00 Панихида после Ранней Литургии Казанский храм
10:00 Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40) Казанский храм
12:00 Панихида после поздней Литургии Преображенский храм
13:00 Акафист у мощей преп. Амвросия Казанский храм
14:00 Заказные молебны святым (с водосвятием),
во вторник — благодарственный молебен
Преображенский храм
15:00 Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

По воскресным дням:  

6:00

Ранняя Божественная Литургия (часы в 5:40)

Казанский храм
(правый придел)

8:00

Акафист у мощей преп. Амвросия

Казанский храм

8:00

Средняя Божественная Литургия (часы в 7:40)

Храм Марии Египетской

10:00

Поздняя Божественная Литургия (часы в 9:40)

Казанский храм

12:30

Панихида после поздней Литургии

Казанский храм

13:00

Акафист у мощей преп. Амвросия

Казанский храм

14:00

Молебен с водосвятием

Преображенский храм

15:00

Акафист Собору Преподобных Старцев Оптинских

Владимирский храм

17:00

Вечернее богослужение (9-й час в 16:45)

Казанский храм

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Владимирском.

Исповедь: 

Ежедневно: с 6:20 до 12:00 во Владимирском храме (в воскресенье — с 5.00 до 8.00 в Казанском, с 9.00 до 12.00 — во Владимирском). Общая исповедь в 6:00 (в воскресенье в 5:00) и в 9:00.
После общей исповеди читаются молитвы ко Святому Причащению.
Накануне воскресных и праздничных дней в храме, где будет совершаться Всенощное бдение, в 16:30 читают общую исповедь и молитвы перед исповедью. Исповедь начинается после полиелея.Св. Таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.Св. Таинство Крещения совершается в храме прп. Илариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.
Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от Казанского храма.
По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.
В Преображенском храме после водосвятного молебна можно набрать святой воды.

По воскресным дням в 21:00 совершается беседа священника с паломниками в храме преп. Илариона Великого.

Расписание богослужений в Великий Пост:

5:30

Братский молебен перед ракой с мощами преп. Амвросия

Казанский храм

6:00

Полунощница

Казанский храм

6:30

Утреня, 3-й, 6-й, 9-й часы, Вечерня

Казанский храм

10:30

В среду и пяток Литургия Преждеосвященных Даров

Казанский храм

18:00

Малое повечерие

Казанский храм

Монастырь Оптина пустынь

Рекомендовать место

70

16

Монастырь Оптина Пустынь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. Он находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Его основал в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта (Макарий).

В плане монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Марии Египетской, Казанской и Владимирской икон Божьей Матери. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.

Главный собор – Введенский – имеет три придела: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, преподобного Амвросия старца Оптинского и святителя Николая Чудотворца. Здесь находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских, а также икона Казанской иконы Божией Матери. В других храмах монастыря находятся мощи других оптинских старцев (Моисея, Антония, Льва, Макария, Илариона и других).

На территории монастыря располагается монастырское кладбище и часовня на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских.

Пустынь современная

Фото: Оптина пустынь Монастырь. Отец Венедикт

До относительно недавнего времени настоятелем обители был отец Венедикт. Оптина пустынь утратила этого настоятеля в самом начале 2018 года. Сам он просил отставку в 2016 году, но его не отпустили, вероятно, в связи с высокой ценностью данной личности для всей общины и современного православия.

Из других видных подвижников современной Оптины следует также отметить старца Илию, который теперь там не обитает, но обладает высокой популярностью. Во многом Илия стал даже медийной персоной. Он является духовником патриарха Кирилла.

На территории монастыря действует весьма развитое хозяйство, размеры которого превосходят территории отведенные под храмы и другие здания религиозного толка. Начиналось производство в далеком 1630 году, когда царь пожаловал пустыни мельницу и немного земли под огороды. Теперь территория полностью обеспечивает себя сама и даже производит немало добротных товаров для продажи, к примеру, российский аналог сыра камамбер.

Собор Владимирской божьей матери

Рекомендовать место

50

7

Собор Владимирской божьей матери был основан в 1809 году у восточной стены Введенского ставропигиального мужского монастыря. В 1811 году обитель была освещена святым Евлампием, а также епископом Боровским и Калужским. Вскоре при церкви было установлено шесть больничных келий, в которых находились больные и разочаровавшиеся в жизни люди. В 1854 году с западной стороны храма возвели небольшую пристройку, средняя часть которой составляла притвор храма, где читался Псалтырь, с поминанием усопших монахов и благодетелей обители.

В боковых частях Собора Владимирской божьей матери были устроены по три больничные кельи, в которых находили помощь и отраду престарелые и слабые старцы. В соборе нет особых украшений: он довольно прост и убог. В начале XX века здание церкви отремонтировали и надстроили. В 1885 году в здешней кельи жил и принимал богомольцев народный мудрец преподобный Анатолий Потапов. Собор Владимирской божьей матери ежегодно привлекает к себе множество туристов и прихожан, желающих духовно очиститься и набраться новых сил.

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Пустынь мистическая

Фото: Оптина пустынь Монастырь.

Возможно, эпитет мистическая тут не совсем адекватен тематике, но, тем не менее, хорошо характеризует суть данного параграфа. Поэтому предварительно скажем: безусловно, не следует ассоциировать старцев и подвижников пустыни с какими-то факирами, а саму пустынь с чем-то наподобие волшебного Дисней-ленда с духовным уклоном.

Однако, волшебство действительно присутствует здесь, но, как принято говорить, только по благодати Господней, а не при помощи какой-то магии или чего –то подобного. Практически каждый, кто приезжает сюда, начинает ощущать невысказанную благодать. Многие получают ответы на различные темы, приобретают совершенно иное видение собственного существования.

Рассказы о различных чудесах, безусловно, могут действовать вдохновляющим образом, но также могут и смущать

Поэтому не станем акцентировать внимание на данной теме, просто подчеркнем – чудеса там есть и есть задокументированные. От простых обывателей, к примеру, есть немалое количество свидетельств об исцелении благодаря целебным источникам на территории

Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни

В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.

Церковь Спаса Преображения

Сегодня на территории обители и за её приделами находятся следующие храмы и часовни:

  • Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
  • Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
    Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

  • Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
  • С севера от Введенского собора можно увидеть церковь преподобной Марии Египетской. Одноглавый храм в лучших традициях классицизма был восстановлен в 2000-е годы.
  • Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.

Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

  • Неподалеку от святых ворот возвышается маленькая церковь Спаса Преображения, которую считают символом возрождающейся обители.
  • Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
  • Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.
  • В 1993 году на монастырском некрополе была построена небольшая деревянная звонница.

Церковь преподобной Марии Египетской

  • В 2008 году в память о трех погибших монахах на месте их погребения насельники поставили крохотную часовню Воскресения Христова.
  • Еще одна часовня-сень с мозаичной иконой Божией Матери встречает туристов и паломников неподалеку от южных ворот.

Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.

Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери

Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.

Колокольня монастыря

Оптина пустынь является любимейшим местом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – священнослужитель приезжает сюда довольно часто.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского 

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника 

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского 

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Оптина пустынь Монастырь и известные личности

В числе паломников этой святой земли всегда были, есть и, вероятнее всего, будут известные люди и личности крупного масштаба. Поток таких людей не иссякает и они регулярно приезжают за советом. Поэтому, любопытно посмотреть на примеры самых ярких личностей, которые сюда наведывались.

  • Гоголь – известный писатель оставил путевые заметки о том, как приезжал в Оптину пустынь, ему особенно нравилась удивительная атмосфера и кротость людей обитавших близ пустыни и в самой пустыни, как отмечал сам писатель: чем ближе к пустыни, тем приветливее и добродушнее становятся люди, а сама она светится каким-то неописуемым образом.
  • Император Александр Первый – его духовником был старец Геннадий. Император чутко прислушивался к советам старца и требовал к себе отношения такого же как ко всем остальным, без учета его императорского статуса.
  • Достоевский – после того как погиб его сын Алеша, писатель поселился в скиту в 1878 году, где провел некоторое количество времени, в том числе общаясь со старцем Амвросием, Федора Михайловича, туда привел другой известный литератор – Толстой.
  • Толстой – был частым посетителем пустыни, но в отличие от многих других не проникался раболепием и почитанием, он часто проводил много времени в общении (вероятнее всего, споры на духовные темы) со старцами в том числе и с Амвросием, которые характеризовали его как неуемно гордого человека, согласно некоторым свидетельствам, практически перед кончиной писатель снова приехал в пустынь, немного побыл там, но не решился войти к старцу, также не смог войти к нему и игумен Варсонофий, который приехал к болеющему князю в Астапово, но его туда не пустили;
  • Константин Леонтьев – философ и дипломат, который приехал туда в 1891 году для того чтобы принять тайный постриг и стать монахом под именем Климент;
  • Надежда Павлович – не многим имя этой поэтессы известно, но именно она смогла вывезти в период советской власти архивы монастыря в библиотеку и таким образом сохранить немало ценных книг;
  • Сергей Нилус – весьма известный автор книг религиозной тематики, в частности создатель труда под названием Протоколы сионских мудрецов, прожил на территории пустыни около пяти лет, благодаря чему сумел зафиксировать и банальные детали быта обители и множество вариаций чуда, которые описываются в его работах;
  • Жуков и Маленков – военноначальники советской армии приезжали в 1928 году, тогда там проживали старцы.

Конечно, этот список возможно продолжать и далее, ведь практически каждый представитель на русской интеллигенции на тот или иной период приезжал на подворье Оптиной пустыни для того чтобы получить духовный совет, ощутить благость этой святой земли. В числе таковых были, Жуковский, Тютчев, Чижевский, Соловьев, Чайковский, Аксаков.

Экскурсии в монастырь Оптина пустынь

Попасть в обитель можно в составе организованных экскурсий как от различных служб и компаний, так и от самого монастыря. Второй вариант предполагает двух и трехдневные маршруты с предоставлением комнат в гостинице обители.

Юлия

Мероприятия проводятся братия обители и штатные экскурсоводы. Также возможно привлечение переводчиков для иностранцев. Тематика может быть разной, в зависимости от выбора экскурсантов:

  • общий обзор;
  • для детей;
  • храмы, скит, святыни;
  • день из жизни Обители;
  • Оптинское старчество.

Экскурсионная служба работает ежедневно с 8:30 до 17:00. Мероприятие длится в среднем 1–1,5 часа.

Панорама в Оптиной пустыни возле храма Марии Египетской — Google Maps

Введенский собор

Рекомендовать место

52

3

Введенский собор — главный и старейший храм известного монастыря Русской православной церкви — Оптиной Пустыни. Собор расположен в Калужской области, примерно в двух километрах от города Козельска. Монастырь был возведен в 1750 — 1771 годах. Храм расположен в центре монастыря, от него крестообразно расположены церкви. Здесь хранятся святые мощи оптинских старцев Амвросия и Нектария, а также известная Казанская икона Божьей Матери, к которой верующие относятся с особым почтением. Храм был закрыт после революции, его возражение началось с 1987 года. В настоящее время храм действующий.

Пустынь туристическая

Фото: Оптина пустынь Монастырь.

Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.

Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.

Шамординский монастырь

Рекомендовать место

62

9

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь или Шамординский монастырь — женский православный монастырь. Изначально на месте, где теперь находится монастырь, было имение надворного советника Ключарева. Женскую общину основала его вдова, а официально ее учредили после смерти Ключаревой в 1884 году, в октябре того же года там появилась и первая церковь благодаря усилиям старца Амвросия.

Первой настоятельницей храма стала духовная дочь Амвросия монахиня София Астафьева-Болотова. После ее смерти это место заняла Евфросиния Розова, которая управляла обителью до 14 апреля 1904. При ней, в 1901 году, женская община получила статус монастыря и новое название — Казанская Амвросиевская пустынь. На следующий год епископ Калужский Вениамин освятил строительство Казанского собора монастыря, который возводился на деньги Сергея Перлова.

К 1918 году году в монастыре служили более 800 сестер, здесь была богадельня, больница, приют для девочек-сирот, а также несколько скитов. Монастырь пережил нелегкие времена, когда в 1923 году его закрыли. Тогда же часть сестер подверглись репрессиям: расстрелу или ссылке.

Монашеская жизнь возобновилась здесь только весной 1990 года. С этого момента и до мая этого года нас настоятельницей монастыря была игуменья Никона.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Чем является пустынь?

Фото: Оптина пустынь Монастырь

В целом пустынью именуется небольшое поселение, где располагаются монахи. Как правило, там только один храм, либо храмы вообще отсутствуют и монахи выполняют делание на алтарях и другими доступными способами, территория является частично изолированной или как минимум располагается вдали от людей. Эти характеристики позволяют понять чем являются пустыни – пространством, куда подвижники уходят для того чтобы проживать в отшельничестве, максимум взаимодействия с небольшой общиной таких же подвижников.

Этимологически слово, вероятно, относится к пустыне, в частности к пустыне за Иорданом, куда в начала расцвета христианства отправлялось немалое количество подвижников. Именно эти пустынники во многом создали традицию христианских святых.

Конечно, на данный период Оптина пустынь не совсем соответствует собственному названию, так как пространство активно развивалось и теперь включает в себя масштабную инфраструктуру, как сугубо материального толка (хозяйство, туристическая инфраструктура и подобное) так, скажем, и духовного. Теперь пустынь является одним из наиболее популярных паломнических центров на Руси, но монахи по сей день берегут собственное уединение. Территория включает в себя два уровня: во внешний допускаются посетители и паломники, во внутреннем (так называемый скит) могут пребывать только монахи.

История

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

Маргарита Кушниренко

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

Юлия

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

Оптина пустынь

Рекомендовать место

53

7

Оптина Пустынь — без сомнения одно из самых святых православных мест в России. Светоч жертвенности и благочестия на русской земле. Отрезанное от мира рекой и величественным сосновым бором, Пустынь живет своей святой жизнью уже седьмой век. Когда-то разбойник Опта, принявший решение жить праведной жизнью, собрал под своим началом таких же людей, стремящихся жить тихой жизнью отшельников. По имени разбойника родилось село Оптина, а потом с годами и веками и монастырь Оптина Пустынь.

В Оптину Пустынь к глубоким старцам-монахам всегда стремились люди со всей России найти утешение в жизни, люди, запутавшиеся, не понимающие своего истинного жизненного предназначения, и просто те, кто хотел почувствовать соприкосновение с духовным и святым. Пустынь связана с именами Достоевского, Л.Н.Толстого и других выдающихся личностей. После революции в 1918 году монастырь был закрыт и долгое время стоял без святого освящения. Лишь в 1987 году его вернули Православной церкви.

Экскурсии в Оптину Пустынь проводятся ежедневно с 9.00 до 17.00, экскурсия идет 1-1.5 часа.

Пустынь и старчество

Фото: Оптина пустынь. Монастырь. Икона старцев

Если многие другие святые пространства в стране нередко связаны с духовными подвигами какой-то отдельной личности, то пустынь связана с целой традицией и традицией весьма ценной. Речь идет о старчестве.

Особенность оптинского старчества заключается в помощи большому количеству простых людей и эта традиция начинается с самого первого старца Льва, к которому стекались толпы народу. Сначала с этим пытались бороться, но потом оставили как есть. С тех пор оптинские старцы помогали всем людям.

Хотя в действительности подобное положение дел является весьма странным и не свойственным для религиозной традиции. Ведь старец в православии – нечто наподобие гуру в индуизме и буддизме. Конечно, сейчас вы можете видеть различных «гуру» и гуру, которые проповедуют для масс, но и такой вариант, по сути дела, нетипичен для религиозной традиции. Изначально отношения учитель – ученик являются сугубо личными и закрытыми.

В нашем варианте есть старец, и есть монах подвижник, который за этим старцем закрепляется. Старец на основе своего опыта и знаний ведет его по духовному пути до достижения полной самостоятельности. При этом ученик полностью отвергает себя и как бы растворяется в нем, отдавая также и собственную волю, подобный вариант религиозной практики есть и в тантрических вариантах почитания гуру, да и вообще является, так сказать, общемировой практикой и проверенной технологией.

В Оптине ситуация сложилась немного другим образом и старцы общались с простыми людьми. Поэтому и свидетельств о различных чудесах, которые они творили, намного больше, ведь одно дело, когда старец представляет какие-то свои мистические способности ученику в рамках закрытого общение, а совсем другое, когда «работает» с простыми страждущими, которые нуждаются в его помощи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector