Как стать священником

Что такое хиротония в православии

Хиротония — это Таинство, в котором совершается возложение рук архиерея или патриарха на человека, собирающегося принять священный сан.

Хиротония бывает:

  • в чтеца;
  • в иподиакона;
  • в диакона;
  • в иерея;
  • архиерея.

Рукополагать во все чины, кроме архиерея, может епископ,
митрополит или патриарх. Архиерейскую хиротонию совершает только патриарх.
Равный священный чин не может совершать хиротонию, но только высший.

Таинство берет начало с апостольских времен. В Евангелии описан случай насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами. Здесь ведётся аналогия с евхаристией, где апостолы – прообраз священников, раздающих причастие верующим.

Апостолы были первыми священнослужителями.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.

Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна   любой   литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит   на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает  обручальное кольцои   кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца  жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник   становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных  молитв на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме   хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    вепископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». 

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа   нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Что такое целибат

Требования к не монашествующим, но и не состоящим в браке лицам (целибатам) несколько иные и рукополагаются они в исключительных случаях.

3

Февраль
2011 года

Освященный Архиерейский Собор принял документ «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве».

Так, в нем сказано, чтоцелибатыне могут принять священство ранее 30 лет. Высшее образование они должны получить на очной форме обучения, если же заочная — пройти обязательную двухлетнюю   (минимум) стажировку церковнослужителя в крупном приходе или монастыре, под присмотром и с благословения архиерея. Кандидатура тщательно изучается епархиальным советом, и решение принимается на основании письменных документов: 

  • одобрение епархиального совета, сделанное на основании собеседования и изучения необходимой документации;
  • рекомендация духовника;
  • рекомендация ректора духовного учебного заведения, в котором учился кандидат;
  • рекомендация священникаприхода, при котором кандидат проходил практику.

Хиротония в священный сан целибатов не приветствуется исходя из тех соображений, что, находясь вмиру, священнослужитель подвергается большим искушениям и соблазнам, чем монашествующий. В России первый целибатный православный священник появился только в XIX веке. До той поры в священный сан возводили только либо женатых мужчин — «белое духовенство», либо монахов — «духовенство черное».

Какие бывают священнослужители?

Существует три ступени церковных санов, которые проходят через обряд рукоположения:

  • епископ;
  • священник;
  • диакон.

Среди всех перечисленных высший титул получает епископ, который как приемник апостолов обладает правом совершения рукоположения и является проводников Святой Благодати на Земле.

Вся церковная иерархия базируется на усвоение начальных степеней клира, таких как чтец, певец и иподиакон. Каждый человек, решивший отдать свою жизнь для служения Богу преодолевает обязательные ступени погружения в православную веру. Невозможно обойти или перешагнуть через последовательность церковных чинов.

На роль священнослужителя может претендовать совершеннолетний мужчина, не имеющий канонических препятствий для проведения рукоположения.

К супруге ставленника так же выдвигаются аналогичные требования. Единственным исключением из строгих требований может быть совершение грехов до крещения, так как через его обряд происходит новое рождение человека. Для того, чтобы стать епископом нужно полностью перейти в монахи. Так, все православное духовенство разграничивается на белое и черное.

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:

1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;

2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;

3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:

– быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,

– иметь минимальное образование (т.е. среднее),

– быть не женатым или иметь первый брак,

– получить рекомендацию епископа или священника прихода,

– сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,

– письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,

– ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).

Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.

Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам

Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:

– принятие монашеского пострига,

– женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,

– отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).

Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.

Лучшие вузы для обучения

В структуре Русской православной церкви (РПЦ) действует 55 семинарий, расположенных в России, Украине, Беларуси, Молдове, Латвии, Узбекистане и Казахстане. Учатся семинаристы также в США и Франции.

К самым крупным духовным учебным заведениям относятся:

  • Санкт-Петербургская духовная семинария. Основана еще в 1721 году по указанию Петра I. В 1918 году она была закрыта, а работа ее возобновилась лишь в 1946 году. Выпускниками этого заведения были многие известные люди, такие как писатель Николай Помяловский, государственный деятель Михаил Сперанский, академик РАН Николай Никольский.
  • Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария. Обучает служителей религиозных организаций. Создана была в 1750 году она по указу императрицы Елизаветы Петровны и является одним из старейших учебных заведений РПЦ. После 80-летнего периода бездействия была воссоздана в 1998 году. Имеет в своем составе две кафедры: богословия и библеистики, а также церковно-исторических и церковно-практических дисциплин.
  • Смоленская православная духовная семинария. Действует с 1728 года (с перерывом на 70 лет в 1918–1988 годах). Из ее стен выходят священнослужители и теологи. У семинаристов есть возможность пройти курс очно или заочно. В наличии вся необходимая инфраструктура: учебный корпус, библиотека, храм, пункт питания и спортивный зал.
  • Московская духовная академия. Ведет обучение в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. В ее структуре есть регентское и иконописное отделения. Это учебное заведение выпускает не только батюшек, но и преподавателей церковных вузов, а также ученых – теологов и богословов. Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре по 7 профилям.

Также духовное образование можно получить в православных университетах:

Какие предметы нужны, чтобы поступить на экономиста — способы подготовки к ЕГЭ

  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва) на богословском факультете преподают теологию и религиоведение. Кроме того, среди дополнительных образовательных профилей есть преподавание церковнославянского языка, церковная живопись, социальная работа и др. Развита международная деятельность в рамках ряда программ, таких как Erasmus+, стажировки проходят в Милане (Италия), Ноттингеме (Великобритания), Ла-Рош-сюр-Йон (Франция).
  • Московский православный университет святого Иоанна Богослова ведет обучение на трех факультетах: религиоведения, социально-гуманитарном и психологии. Вероучительные и богословские предметы в вузе преподаются выпускниками Московской духовной академии. В университете на высоком уровне находится исследовательская деятельность: действует научная школа христианской психологии, издаются научные журналы «Историческое образование», «Православное образование», «Евразия: духовные традиции народов», налажено международное сотрудничество.

Теологов для культурно-просветительской, духовной, педагогической деятельности готовят также в некоторых светских вузах, например, в Псковском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете, Казанском (Приволжском) федеральном университете.

литература

  • Стефан Хайд : Hic fecit ordinationes. Использование статистики освящения Liber pontificalis для церковной истории Рима , в: Klaus Herbers / Matthias Simperl (eds.), The Book of the Popes — Liber pontificalis . Ключевой документ европейской истории (= римский квартал по христианской древности и истории церкви , 67-й том приложения) Фрайбург i. Бр .: Verlag Herder 2020, стр. 157-217.
  • Конференция немецких епископов (ред.): Катехизис для взрослых католиков : церковное исповедание веры . 3. Издание. Butzon & Bercker, Kevalar / Don Bosco, Munich / Katholisches Bibelwerk, Stuttgart / Lahn, Limburg / Pfeiffer, Munich / Puset, Regensburg / Styria, Cologne, 1985, ISBN 3-7666-9388-3 , 3-я часть, 4-я глава: 6 . Таинство освящения , р.380ff .
  • Андрей Лоргус, Михаил Дудко: Книга православной веры : Введение в веру и молитвенную жизнь Русской Православной Церкви

Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения, т.е. церковнослужителей: чтеца, алтарника, иподиакона. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией. Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии (обычно перед ней) и не в алтаре, а в храме; это не Таинство и она не дает благодати священства.

Для поставления в церковнослужителя достаточно благословения и руковозложения епископа. Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.

Благодать Святого Духа для служения Церкви

Священство является особым призванием, благодать Духа Святого даруется в первую очередь для служения ближним, Богу, а потом и для своего спасения. Преподобный Силуан Афонский говорил о священстве, как о высшем достоинстве:

«…(священники) носят в себе столь великую благодать, Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…».

Поэтому мы должны с большим благоговением и почитанием относится к священнику, как к носителю Божией благодати.

Кто не может быть священником

Препятствиями к принятию священства являются отречение от Христа или принятие крещения под давлением внешних обстоятельств, а не по вере (Правило Неокесарийского собора, 12)  Например, если крещение принято во время болезни из страха смерти. Не могут стать священниками кандидаты, не имеющие знаний о православном вероучении. Не посвящаются в священники христиане, совершившие прежде тяжкие грехи. К ним относятся убийство, воровство, святотатство, блуд и прочее.

Согласно Церковным Канонам, запрещается совершать чин рукоположения над христианином, если тот после крещения вступал в брак более одного раза или имел внебрачные отношения. Причиной отказа ставленнику в принятии священства могут быть и обязанности перед государством. Так священнослужитель не может совмещать свое служение с работой в органах государственного или административного управления. Равно как и с воинской службой. 

Согласно Проекту «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» от 2017 года, священникам запрещается профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях. А также служба в муниципальных органах власти. Запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым. Недопустимо быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения, например, в игорных домах, казино, барах. Запретным для священников является профессиональное занятие спортом, а также деятельность актеров, танцоров, певцов. Нельзя заниматься врачебной и ветеринарной деятельностью, связанной с пролитием крови.

Следует отметить, что могут допускаться некоторые исключения ввиду выдающихся качеств кандидата. Абсолютно обязательными в Православии выполнение двух условий. Священнослужитель должен быть членом Православной Церкви и мужчиной. 

Утверждение кандидата в сан диакона и священника совершает епархиальный архиерей и епархиальный совет.

История происхождения

Берет свое начало хиротония со времен Иисуса Христа. Первые его ученики, числом 12, являются последователями христианского учения. Господь благословил их на распространение христианской веры, совершил рукоположение. Первые апостолы благословили своих преемников, и цепочка рукоположения продолжается до сих пор. Впервые обряд был проведен в Антиохии избранием Павла и Варнавы. Продолжение традиции рукоположения говорит о преемственности в распространении учения Христа.

Первоначально кандидаты отбирались апостолами, их учениками. Позже обряд избрания проходил совместно с верующими, паствой. Для избрания священника нужно было рукоположение 3 епископов. В истории были периоды, когда правители единолично могли выбирать на священство. Но со временем архиереев могли избрать только рукоположенные епископы. В IVвеке создаются первые специальные учебные заведения, где готовят кандидатов в священнослужители.

буддизм

Посвящение в буддийское посвящение

Традиция монашеской общины ( сангха ) началась с Будды , который учредил ордена монахов, а затем и монахинь . Процедура посвящения в буддизме закладывается в Винае и Патимоккху или Пратимокша писаниях. В настоящее время существует три нетронутых линии передачи посвящения, в которых можно получить посвящение в соответствии с учением Будды:

  • Линия Дхармагуптаки
  • Линия Муласарвастивадина
  • Линия Тхеравады

Махаяна

Сайчо неоднократно просил японское правительство разрешить строительство платформы для посвящения Махаяны. Разрешение было дано в 822 году н.э., через семь дней после смерти Сайчо. Платформа была закончена в 827 г. н.э. в храме Энряку-дзи на горе Хиэй и была первой в Японии. До этого желающие стать монахами / монахинями были посвящены с использованием заповедей Хинаяны , тогда как после платформы посвящения Махаяны люди были посвящены с помощью заповедей Бодхисаттв, перечисленных в Сутре Брахма Нет .

Полностью рукоположенные монахини

Легитимность полностью посвященных в сан монахинь ( бхикшуни / бхиксуни ) стала важной темой для обсуждения в последние годы. Тексты, передаваемые в каждой буддийской традиции, говорят о том, что Гаутама Будда создал орден полностью посвященных монахинь, но эта традиция исчезла в некоторых буддийских традициях, таких как буддизм Тхеравады, но осталась сильной в других, таких как китайский буддизм ( линия Дхармагуптака )

В тибетской линии передачи, которая следует линии передачи Муласарвастивадин, линия полностью посвященных монахинь не была принесена в Тибет индийскими мастерами Винаи , поэтому нет обряда для посвящения в полные монахини. Однако 14-й Далай-лама в течение многих лет пытался исправить эту ситуацию. В 2005 году он попросил полностью посвященных монахинь линии Дхармагуптаки, особенно Джампу Цедроена , сформировать комитет для работы по принятию линии бхикшуни в рамках тибетской традиции и пожертвовал 50 000 евро на дальнейшие исследования. «1-й Международный конгресс о роли буддийских женщин в Сангхе: Бхикшуни Виная и линии посвящения» был проведен в Гамбургском университете 18–20 июля 2007 г. в сотрудничестве с Азиатско-африканским институтом университета. Несмотря на то, что общая идея заключалась в том, что полное посвящение было запоздалым, Далай-лама представил заранее подготовленное заявление, в котором говорилось, что для принятия решения требуется больше времени, что сводит на нет намерения конгресса.

Посмертное рукоположение

В средневековом Сото Дзэн традиция посмертного посвящения была развита, чтобы дать мирянам доступ к погребальным обрядам Дзэн . Монашеские кодексы китайского Чань, из которых произошли японские практики Сото , содержат только монашеские погребальные обряды; Для верующих мирян не предусматривались похороны. Чтобы решить эту проблему, школа Сото разработала практику посвящения мирян после смерти, что позволило использовать монашеские погребальные обряды и для них.

Новая традиция кадампа

Буддийская традиция рукоположения Новой традиции Кадампа — Международного союза буддистов Кадампа (NKT-IKBU) — это не традиционное буддийское посвящение, а скорее новое, созданное Келсангом Гьяцо . Хотя рукоположенные в этой организации называются в организации «монахами» и «монахинями» и носят одежды традиционных тибетских монахов и монахинь, с точки зрения традиционного буддизма они не являются полностью посвященными монахами и монахинями (санскр .: бхикшу , бхикшуни). ; Тиб .: гелонг, гелонгма), а также они не монахи-новички и монахини (санскр .: шраманера, шраменери; тиб .: гестул, гетулма).

В отличие от большинства других буддийских традиций, включая все тибетские буддийские школы, которые следуют Винае, посвящение NKT-IKBU состоит из пяти заповедей мирянина и еще пяти заповедей, созданных Келсангом Гьяцо . Говорят, что он рассматривает их как «практическое сжатие» 253 Винайских обетов полностью рукоположенных монахов.

Также нет официальных инструкций и руководящих принципов поведения монахов и монахинь в НКТ. Поскольку поведение монахов и монахинь четко не определено, «каждый учитель-резидент разработал свой собственный способ« дисциплинировать »монахов и монахинь в своих центрах …».

Посвящение Келсанга Гьяцо подверглось публичной критике со стороны геше Таши Церинга как противоречащее основным учениям буддизма и учению Цонкапы, основателя школы гелугпа, из которой был исключен Келсанг Гьяцо.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»

Кто посредник?

— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?

— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!

— Что же тогда священство?

— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел  пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.

— А как возник институт священства?

— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.

— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?

— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).

Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.

Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии).  В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.

Хиротония во епископа

Что такое хиротония во епископа? В эту высшую степень священства поставляют монашествующих пресвитеров, а именно архимандритов. По 1-му Апостольскому Правилу, данный чин может проводить лишь «собор епископов», то есть не менее двух архиереев. Рукоположенный наделяется всей полнотой священнического служения. Он может передавать её другим христианам, совершая хиротонии, и освящать храмы. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает:

Рукоположение совершается на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого после пения «Святый Боже», перед чтением Апостола. Посвящаемый склоняет перед престолом два колена. На поставляемого возлагаются раскрытое Евангелие и руки всех присутствующих епископов. Читаются особые молитвы, в которых у Господа просят, чтобы новопосвящённый стал достойным «подражателем истинного Пастыря», то есть Иисуса Христа.

Рукоположенному архиерею вручаются следующие предметы облачения: саккос, омофор, крест, митра (головной убор) и панагия (нагрудный образ Богоматери). После литургии дают чётки и жезл – символ пастырской власти. Новопосвящённый епископ принимает святую чашу на Великом входе и преподаёт её во время приобщения Святых Христовых Таин. В конце богослужения он благословляет молящихся.

Кто может быть рукоположен

Хиротонияосуществляется от низших степеней к высшим.О срокахслужения на каждой из степеней в канонах ничего не сказано.Священство в диакона совершается из иподиакона, в иерея — из диакона, в епископа — из архимандрита.Иногдарукополагаемыйв диаконаможет на одной литургии   сначала   посвятиться в иподиакона, а потом в диакона. Чтобы стать епископом,священнослужитель должен пройти все ступени в иерархии духовенства.

По традиции Православной церкви,епископутверждается из числа   монашествующих.Изначально   епископы в церкви были женатыми, но совсем скоро предпочтение стало отдаваться  неженатым   кандидатам, потому как служение на благо людям и церкви требует усиленной отдачи от священнослужителя. Сейчас безбрачие– непременноетребование.

Представитель белого духовенства (имеющийправо на брак) также может встать на высшую степень священства, если отречётся от мирской жизни.При условии, что супруга поддерживает мужа и готова уйти в монахини. Овдовевшие священники также могут стать монахами и епископами, так как они не имеют права вступать в брак ещё раз, оставаясь при этом в сане.

В первые две степени священства допускаются как женатые, так и монахи.Однако принять решение о вступлении в брак нужно до вступления в сан.

Священнослужителем может стать только мужчина:

  • Достигнув возраста — 18-3 лет.
  • Семейное положение — холост или состоящий в первом браке.
  • С законченным средним образованием.
  • Без психических и физических отклонений (не должен быть слепым, глухим, немым, у него должны быть все пальцы на правой руке, для благословления, не должен страдать эпилепсией).
  • С наличием рекомендаций от православного священника.

Также у Церкви строгие требования к супруге будущего священника, которую он должен выбрать на последнем курсе семинарии. Будущая матушка должна быть православной, не иметь блудных связей до брака, следовать за батюшкой по долгу его службы, соответственно одеваться, часто бывать на службах, она должна быть примером христианки для прихожан. Тоже касается и детей священнослужителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector