Древняя русь: могущественное государство восточных славян

Содержание:

Правление князя Олега

После смерти Рюрика власть должна была перейти к сыну Игорю, но он был слишком мал для государевых дел. Еще перед своей смертью Рюрик попросил родственника и друга по имени Олег править княжеством, пока Игорь не повзрослеет.

Олег был умным, хитрым и храбрым воином. Ему удалось одержать несколько больших побед. Территория Руси простерлась до Карпатских гор. В летописи говорится о том, что славяне прозвали князя Вещим, что означало «предвидящий будущее».

Основной заслугой Олега считается овладение Киевом. Князь сделал город столицей восточных славян. При захвате города Олег проявил изощренную хитрость. Он обманом выманил правителей Киева, убил их и легко завладел городом. Это историческое для России событие произошло в 882 году. На пути к Киеву было захвачено еще несколько городов, включая Смоленск.


Князь Олег

Князь Олег прославился походом на знаменитую Византию. Он подготовил 2000 ладей по 40 вояк в каждой и направился на Царьград. Так называли славяне город, получивший впоследствии название Константинополь. Ныне – это город Стамбул. Император Византии приказал наглухо закрыть все проходы в город, надеясь на то, что Олег повернет войско на пригороды. Но хитрый князь пошел своим путем. Он приказал воинам соорудить ладьи на колесах. Когда подул ветер, паруса понесли сухопутные ладьи на город.

Горожане испугались такой невидали и предложили мирные переговоры. Было подписан договор, по которому Византия обязалась платить дань победителям. Олег прибил к вратам города свой щит в знак победы.

Очень много сделал для Древней Руси князь Олег. Во время его правления владения раскинулись от Ладоги до Днепра. Появился огромный союз племен. Многие историки считают, что князь Олег установил фундамент под строительство будущей российской государственности.

Возникновение Древнерусского государства

Восточные славяне до образования Древнерусского государства. За несколько веков до образования Древнерусского государства(VI–VIII вв.) восточные славяне были разделены на племенные союзы.

У славян шел распад большой семьи – задруги, включавшей в себя от 20 до 100 человек, связанных кровным родством.

Задруга – община, в которую входило несколько семей, объединенных под властью главы семейства.

На смену родовой общине приходит соседская община. Называлась она вервь, или мир.

Общественные отношения у восточных славян того периода можно охарактеризовать как военную демократию.

Военная демократия – система управления, основанная на участии всех взрослых членов племенного союза (мужчин) в решении наиболее важных вопросов, особой роли народного собрания как высшего органа власти и всеобщем вооружении населения.

Глава племенного союза (князь) вынужден был считаться с мнением рядовых общинников.

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии – вождей, жрецов (служителей языческих культов) и старейшин. Его ряды также пополнялись за счет членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Однако рабство у восточных славян не имело широкого распространения. Оно носило патриархальный характер, т. е. рабы входили в состав владевшей ими семьи.

Шел процесс разложения родоплеменных кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, военными и политическими связями.

В VIII в. насчитывалось 14 восточнославянских племенных союзов. Это были древляне, кривичи, вятичи, поляне и др. В первую очередь подобные объединения носили военный характер.

Славяне жили в степи и лесной полосе. Более пригодной для земледелия была степь. Но заселению степной зоны препятствовали постоянные набеги кочевников. Лесная полоса была менее плодородной.

Однако в плане военной безопасности – более спокойной. Равнинный характер территории, занимаемой восточнославянскими племенами, способствовал ее расширению.

Возникновение государства в Древней Руси. Момент возникновения Древнерусского государства нельзя точно определить. Племенные союзы восточных славян перерастали в феодальное государство постепенно. Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские племенные образования все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути «из варяг в греки». Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

«Повесть временных лет» сообщает, что часть восточных славян платила дань хазарам, а часть – варягам. Затем варяги были изгнаны.

Но восточным славянам не удалось договориться друг с другом. И ради достижения мира и порядка они обратились к варягам и попросили их встать во главе объединенных славянских племен.

Три варяжских князя во главе с Рюриком пришли на Русь в 862 г.

Эту дату принято считать моментом возникновения государственности в Древней Руси. Рюрик обосновался в Ладоге близ Новгорода.

Под его властью находилась только часть восточнославянских племен.

Еще существовал другой союз племен, объединенных вокруг Киева.

В 882 г. преемник Рюрика князь Олег захватил Киев и создал единое Древнерусское государство. Его столицей стал Киев.

Норманнская теория. В XVIII в. немецкие историки Байер, Миллер и Шлецер пытались доказать, что под варягами подразумевались норманны, или скандинавы. Отсюда и пошло название – норманнская теория. Фактом призвания варягов эти историки стремились доказать законность господства немецкого дворянства в России, обосновать неспособность русского народа к самостоятельной государственной жизни.

Первым критиком норманнской теории стал М.В. Ломоносов. Впоследствии большинство историков признали норманнскую теорию несостоятельной. В Древнерусское государство вошли кроме славян некоторые соседние финские и балтийские племена. Данное государство с самого начала было этнически неоднородным.

Российские императоры (1721–1917)

Титул императора всероссийского был принят Петром I 22 октября (2 ноября) 1721 года. Это принятие состоялось по просьбе Сената после победы в Северной войне. Титул просуществовал до Февральской революции 1917 года.

Правитель

Годы правления

Примечание

Петр I Великий

22 октября 1721 – 28 января 1725

Екатерина I

28 января 1725 – 6 мая 1727

Петр II

6 мая 1727 – 19 января 1730

Анна Иоанновна

15 февраля 1730 – 17 октября 1740

Иван VI

17 октября 1740 – 25 ноября 1741

Елизавета Петровна

25 ноября 1741 – 25 декабря 1761

Петр III

25 декабря 1761 – 28 июня 1762

Екатерина II Великая

28 июня 1762 – 6 ноября 1796

Павел I

6 ноября 1796 – 12 марта 1801

Александр I

12 марта 1801 – 19 ноября 1825

Николай I

19 ноября (фактически с 13 декабря) 1825 – 18 февраля 1855

Александр II

18 февраля 1855 – 1 марта 1881

Александр III

1 марта 1881 – 20 октября 1894

Николай II

20 октября 1894 – 2 марта 1917

Борьба за Киев

Борьба за Киев началась в связи с тем, что Ярополк Владимирович (1132— 1139) договорился с Юрием Долгоруким об обмене Переяславской земли, где сидели Мстиславичи, на часть Ростово-Суздальских волостей. Обиженные Мстиславичи, племянники Ярополка, попросили помощи у черниговского князя Всеволода Ольговича. Последний рад был вмешаться в дела Мономаховичей, так как давно претендовал на Киев и стремился вернуть захваченное Мстиславом в 1128 г. Посемье. В 1136 г. Всеволод вместе с другими Ольговичами разбил Ярополка и в 1139 г. занял киевский стол, сохранив за собой, что весьма характерно, Северское княжество и не затронутую еще феодальной эксплуатацией и не разоренную усобицами Вятичскую землю.

Первые киевские князья: становление и укрепление Руси

Согласно летописным источникам, первым киевским князем следует считать Олега, регента при малолетнем сыне Рюрика, Игоре. Он не принадлежал к правящей династии, однако оставил яркий след в истории Древней Руси — один лишь полулегендарный сюжет о щите на воротах Царьграда многого стоит.

По всей видимости, Игорь до самой смерти Олега играл роль «второго номера» в политической жизни Киевской Руси. Он занял княжеский стол уже будучи умудрённым мужем — в возрасте 35 лет. В целом политический вектор в его правление изменился мало: продолжалось перманентное противостояние с Византией, вылившееся в два неудачных похода на Константинополь. Так же остро стоял вопрос автономии племён, входивших в состав государства. В 945 году, во время повторного сбора дани с древлян, киевский князь был убит и началось восстание, подавить которое смогла его жена, Ольга.

Именно Ольга стала первым человеком из рода Рюриковичей, принявшим крещение по византийскому образцу. В 957 году вдова Игоря посетила Константинополь и вернулась оттуда «Еленой» — именно такое имя дали ей при воцерковлении. Она пыталась склонить на свою сторону сына Святослава, однако тот оказался ярым приверженцем язычества и большую часть своего правления, начавшегося в 960 году, провёл в борьбе против православной империи. Причины, тем не менее, крылись не в вопросах религии — шла борьба за бассейн Дуная. В результате многолетней борьбы Святослав был убит печенежскими наёмниками.

Первые князья: Рюрик, Олег, Игорь

Рюрик – новгородский князь, родоначальник династии Рюриковичей. Точное происхождение его историкам неизвестно. По одной из теорий он был варяжским конунгом, а по другой предводителем славянского племени ободритов. Призвание князя Рюрика произошло в 862 году. Вскоре после этого призванные вместе с ним братья погибли или умерли (точно неизвестно) и Рюрик стал единоличным правителем. Рюрик пытался отвоевать датский престол, подчинил Новгороду кривичей, мери и мурома с городами Полоцк, Ростов и Муром.

Умирает Рюрик в 879 году, ему наследует сын Игорь. Наместником при Игоре был назначен родственник Рюрика – князь Олег. Еще при жизни Рюрика покоренные племена, в том числе и сами новгородцы, пытались восстать против единоличной княжеской власти. Олегу пришлось бороться не только с внешними, но и с внутренними врагами. В 882 году он собирает войско для похода на Смоленск (кривичи). Взяв город штурмом, он направил войско на Любеч и далее пошел с походом на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Обманом выманив князей за укрепленные стены, Олег казнил их и покорил Киев. В дальнейшем Олег покоряет древлян, северян и радимичей. При Олеге Киев становится центральным градом (городом, столицей) Руси. Это помогает укрепить границы и окончательно разгромить кочевые хазарские племена и временно обезопасить страну от набегов печенегов.

Князь продолжает политику своих предшественников на Киевском престоле и неоднократно собирает войска для похода на Византию. Военная кампания, затеянная Олегом, была столь успешна, что греки согласились выплачивать дань. В 907 году Олег заключил мир с Константинополем, подтвердив мирное соглашение в 912 году. Олега в летописях называют «вещим». После него княжеский престол занимает Игорь сын Рюрика. Он был не столь успешен во внешней политике, но смог подтвердить мир с Византией в 945 году и удержать власть над строптивыми племенами. В 945 году Игорь погибает. По легенде он пришел с дружиной в земли древлян для повторного сбора дани. Разъяренные нарушением договоренностей, древляне убили Игоря. Княжеский престол перешел к княгине Ольге и сыну Игоря Святославу.

Олег и Игорь  

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства

После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним предпосылкам относят:

  1. Изменения, происходящие у соседей. К началу 9 века аналогичные процессы уже произошли или происходили на территории Франции, Испании, Италии. Византийская империя, как постоянный торговый партнер, и вовсе являлась сильным централизованным государством.
  2. Наличие сильного внешнего врага. С половцами, печенегами, варягами и другими воинствующими народами было легче бороться сильной армии под руководством князя, чем отдельным разрозненным отрядам.
  3. Переход от язычества к христианству. Единый Бог – один князь и общее государство. Многочисленность языческих богов предполагала, что и в настоящей жизни есть место нескольким равным перед другими и между собой владыками. Единобожие это отрицало. Постепенно в умах простых людей того времени сложилась убежденность в том, как нельзя поклоняться нескольким богам одновременно, так и не может быть в стране нескольких князей.

Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию  

К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:

  1. Распад родовой общины и образование общины соседской. Связанные кровными узами родственники помогали друг другу обороняться во время набегов, сажать поле, охотиться. Лишенные такой связи соседи на подобную поддержку рассчитывать не могли, потому единственной их надеждой стала княжеская дружина и те законы, которые постепенно устанавливала княжеская власть. Именно князь был способен оградить от набегов недругов, повелеть вместе сажать поле, выделить часть добычи из той, что была получена на охоте. Неравенство в родовой общине практически незаметное, в общине соседство стало основой существования, и это также привело к необходимости формирования государства.
  2. Межплеменная борьба за власть. Небольшие племена не имели собственной армии, а значит, не могли защитить себя от недружественно настроенных соседей. Образование единого государства решило эту проблему.
  3. Более четкое разграничение занятий, развитие торговли. В больших семьях все выполняли одни и те же работы. Плотник умел сажать поле и охотиться, ткачихи нередко помогали мужьям в создании глиняной посуды, с наступлением лета и осени все семейство занималось собирательством, запасаясь грибами, орехами и ягодами на зиму. К моменту формирования государства в общине появляются люди, выполняющие исключительно одну или две функции. Так, воин больше не шел на пашню, а кузнец не занимался собирательством. Нужные им продукты и вещи они окупали или обменивали. Ремесло и сельское хозяйство разделилось. Экономические предпосылки образования государства у восточных славян некоторые историки рассматривают как первостепенные. Социальные предпосылки образования государства у восточных славян были не столь значимы как необходимость вести торговлю и обмениваться результатами труда.

Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.

Московские князья и великие князья (1263–1547)

В период феодальной раздробленности во главе войск все чаще оказывались московские князья. Им удавалось выходить из конфликтов с другими странами и соседями, добиваясь положительного решения собственных политических вопросов. Московские князья изменили историю: свергли монгольское иго, вернули государству былое величие.

Правитель

Годы правления

Примечание

номинально 1263, фактически с 1272 (не позднее 1282) – 1303

Юрий Данилович

1303 – 1325

1325 – 31 марта 1340

Семен Иванович Гордый

31 марта 1340 – 27 апреля 1353

Иван II Иванович Красный

27 апреля 1353 – 13 ноября 1359

1359 – 1389

1389 – 1425

Василий II Васильевич Темный

27 февраля 1425 – 25 апреля 1433

Юрий Дмитриевич

весна – лето 1433

Василий II Васильевич Темный

лето 1433 – 31 марта 1434

Юрий Дмитриевич Звенигородский

31 марта – 5 июня 1433

Василий Юрьевич Косой

5 июня – начало июля 1434

Василий II Васильевич Темный

начало июля 1434 – 7 июля 1445

Дмитрий Юрьевич Шемяка

7 июля – 26 октября 1445

Василий II Васильевич Темный

26 октября 1445 – 12 февраля 1446

Дмитрий Юрьевич Шемяка

12 февраля 1446 – 17 февраля 1447

Василий II Васильевич Темный

17 февраля 1447 – 27 марта 1462

соправитель

Василия II

Иван Иванович Молодой

1470 (по другим данным – 1477) – 7 марта 1490

соправитель

Ивана III

Дмитрий Иванович Внук

4 февраля 1498 – 1502

соправитель

Ивана III

1502 – 27 октября 1505

соправитель Ивана III

27 октября 1505 – 4 декабря 1533

4 декабря 1533 – 16 января 1547

Краткая история Киевской Руси

  • — Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород— 911 год — Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии— 944-945 — Поход русов на Каспий— 957 — Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие— 988 — Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира— 988 — Крещение Владимира в Херсонесе— 989 — Присоединение к Руси Херсонеса— 1036 — После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.— 1037 — Закладка Собора Св. Софии в Киеве— 1051 — Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион — первый русский митрополит— 1057 — Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»— 1072 — «Русская правда» — первый русский свод законов (судебник)— 1112 — Составление «Повести временных лет»— 1125 — «Поучение» Владимира Мономаха — наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы— 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)— 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Кратко о происхождении славян

Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).

Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).

Нестор Летописец

Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.

В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.

Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция

Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.

Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина

К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.

В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.

Кому поклонялись славяне?

Каменный идол древних славян

Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.

Почему 882 год считают годом образования Древнерусского государства

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» (отсюда «полюдье»). Основная масса зависимого сельского населения называлась «смердами».

Обедневшие крестьяне превращались в «закупов», так как брали в долг «купу» у феодалов. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью. Итак, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями.

Ряд историков называют Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. О правовом положении свободных и зависимых людей, о пережитках родовых обычаев смотрите Русскую правду краткой редакции.

4 Принятие христианства – важная веха в истории Руси

До принятия христианства славяне были язычниками и поклонялись множеству богов.

Крещение Руси древнерусские летописи связывают с именем киевского князя Владимира, по инициативе которого Русь в 988г.

приняла христианство в качестве государственной религии. В 1988г. тысячелетие этого события праздновалось в нашей стране и за рубежом. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988г.

Начало распространения христианства на Руси связано с именем апостола Андрея Первозванного – одного из учеников Христа. О его «хождении на Русь» еще в I веке н.э. смотрите в «Повести временных лет». Известно также, что христианкой стала и жена князя Игоря – княгиня Ольга, принявшего крещение в 955г.

Каковы были причины принятия новой религии – христианства в конце Х века?

Среди них историки называют три основные. Первая – усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян. Вторая – несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов.

Язычество не могло стать духовной основой общества, нужен был единый религиозный культ. Третья – языческая Русь не могла входить, как полноправный член, ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.

В это время Русь могла обратить внимание на Восток и принять одну из восточных религий: ислам, распространенный в Волжской Булгарии, или иудаизм, который исповедовали хазары. Существование такой возможности подтверждается рассказом летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром в 986 г

Существование такой возможности подтверждается рассказом летописи «Повесть временных лет» о выборе веры князем Владимиром в 986 г.

Крещению Владимира предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора против мятежного полководца. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь.

Материал летописи об этом исходе, женитьбе Владимира на византийской принцессе, крещение князя и всего населения помещены в Приложении.

Принятие христианской религии объективно имело большое и прогрессивное значение.

Христианство способствовало:

— отмиранию пережитков родового строя (уходили в прошлое многоженство, элементы рабского труда и т.д.);

— ускорению развития феодального способа производства и усилению формировавшегося класса феодалов;

— идеологическому обоснованию власти киевских князей и территориальному единству государства;

— упрочению международного положения Древней Руси и включению ее в европейскую орбиту развития;

— приобщению населения к византийской культуре, истоки которой коренились в древнегреческой цивилизации – одной из самых богатейших культурных сокровищниц человечества.

Племена восточных славян и их жизнь до единого государства

До прихода Рюрика на территории Руси проживало большое количество разных племенных союзов, как славянских, так и финноугорских. Летописи сообщают нам о наиболее крупных из них: поляне, словене ильменские, кривичи, дреговичи — всем им с течением времени было суждено стать ядром будущего единого государства.

Однако не все принимали добровольно новые порядки — древляне, например, несколько раз восставали против князей единой Руси, а вятичи, проживавшие на территории нынешних Московской и Рязанской областей, последними вошли в состав Киевской Руси — при Владимире Святом.


Расселение восточных славян. (forum.molgen.org)

Жизнь в племенных общинах того времени регулировалась так называемым «Законом Русским» — так исследователи называют совокупность правовых норм, с теми или иными различиями, существовавшими практически во всех славянских племенных союзах до появления знаменитой «Русской Правды» Ярослава Мудрого. Важнейшие вопросы в жизни людей решал совет старейшин, а ополчением командовал вождь-князь. Со временем именно он станет человеком номер один в политической жизни племени.

Историю Руси принято начинать с момента крещения

 Эту традицию заложили еще первые наши историки Татищев и Карамзин, которые рассматривали историю нашей страны прежде всего, как историю государства, но не историю Руси. А историю государства, в свою очередь, как историю самодержавия. Князь Владимир крестил Русь и с этого момента начали тикать часы Российской истории. Но ведь были века еще до этого.

Античные авторы пишут о бесчисленных племенах антов, которые кочевали на севере и на востоке. Древнесирийские книги говорят о некоем таинственном народе хрос, или ерос, в котором тоже видят предков русского народа. Несомненно одно: у славян были свои обычаи, свои традиции, свои верования и свои боги. Миф о том, что наша история началась с момента призвания варягов и крещения Руси настолько укоренился в сознании, что почти никто всерьез и не пытался отследить нашу родословную вглубь тысячелетий.

Вера у нас из Византии, письменность и грамота тоже не своя – ее создали чужеземцы Кирилл и Мефодий. Государственность тоже чужая – от варягов. Словом своего – ничего и нету. И изучать тут нечего. Даже отец русской истории, как сейчас бы сказали, официальный летописец Кремля Карамзин писал: «Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, в умеренных ее климатах была издревне обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками».

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Новое время, новая страна – Российская Федерация

Распад Советского Союза нарушил мировую геополитику, это было беспрецедентное событие 21 века. Прекратила свое существование одна из сверхдержав.

Россия переживала тяжелые времена. Восстановить прежний баланс и ключевые показатели страна смогла только к 2014 году, когда Россия заняла свое место в многополярном мире.

Создание России как государства было закреплено федеральным договором 31 марта 1992 года. Он был подписан со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана, которые придерживались идеи независимости. И если чеченский вопрос был решен силовым путем, то с Татарстаном удалось все уладить дипломатически, таким образом избежать кровопролития и падения экономики в регионе и затрат на войну.

Новейшая история России условно делиться на три основных периода:

  1. формальное существование СССР и старой конституции, вооруженным конфликтам и штурм Белого дома;
  2. правление Б. Ельцина с 1993-1999 года, экономический упадок страны и начало войны в Чечне.
  3. правление Владимира Путина с 2000 года и по сей день, которое было разово прервано Д. Медведевым. За это время страна поднимается с колен, начинается развитие всех ее сфер, развивается экономика, Россия укрепляет свои позиции на международной арене.

Путин пришел к власти, когда страна утопала в колоссальном количестве проблем, но ему удалось решить ключевые вопросы и не только реформировать страну, но и получить высокую поддержку населения.

«Всея Русии»

Последняя треть XV века была временем, когда Москва заканчивала выстраивать вокруг себя державу из прежде самостоятельных русских княжеств и республик. Но обозначение «всея Руси» как претензия на все русские земли появилось в титулах московских князей и митрополитов ещё раньше. Да и не только, впрочем, московских.

Впервые прибавление «всея Русии» появилось в титуле киевского митрополита Константина II, занимавшего кафедру в 1167-69 гг. Русские митрополиты обычно были греками, поэтому использовали слово «Русиа, Росиа» на свой манер. Отсюда оно стало усваиваться и русскими.

В титулах князей это обозначение появляется с начала XIV века, причём первоначально так назвали русских властителей сами греки. Первым титул господаря всея Русии употребил константинопольский патриарх Нифонт (1310-1314) в письме к великому князю Тверскому и Владимирскому Михаилу Ярославичу. Позднее, прочно завладев Владимирским престолом, этот титул уже сами на себя примеряют великие князья Московские – Иван I Калита (1325-40), Симеон Гордый (1340-53), Василий I (1389-1425).

Во времена ордынского ига, разделения русских земель и вхождения большей их части в составе Великого княжества Литовского не забывалась былая политическая и национальная общность. В Воскресенской и Никоновской летописях под 1395/96 годом приводит «список всех градов Руських», в котором перечислены города не только в пределах бывшей Киевской Руси, но также и новые, основанные за её пределами.

Такое понимание единства Русской земли подготовило ирредентистское – в целях национального воссоединения – использование термина «всея Руси» московскими великими князьями с конца XV века. Одновременно оно подготовило почву и для переименования государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector